45RS0012-01-2023-000306-54
Дело № 2-698/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Шумихинский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Васильевой А.В.,
при секретаре Королевой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шумихе Курганской области 2 ноября 2023 г. гражданское дело по иску Красовского Н. И. к Департаменту здравоохранения Курганской области о признании незаконными приказов, изменении формулировки основания увольнения, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула,
установил:
Красовский Н.И. обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Курганской области о признании незаконным приказов о наложении дисциплинарного взыскания, об увольнении, восстановление на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула.
В обоснование исковых требований, неоднократно измененных в ходе рассмотрения дела в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указал, что приказом Департамента здравоохранения Курганской области № 37-р от 2 марта 2022 г. он назначен на должность главного врача ГБУ «Мишкинская центральная районная больница» с 2 марта 2022 г. по 3 марта 2025 г., с ним заключен трудовой договор. Приказом Департамента здравоохранения Курганской области от 30 июня 2023 г. № 105-р трудовой договор с ним расторгнут на основании пункта 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. Считает приказ об увольнение незаконным. Указывает, что основанием для издания приказа явились приказы № 61л/р от 19 мая 2023 г. и №67л/р от 25 мая 2023 г. «О применении дисциплинарных взысканий в виде выговора», которые, по его мнению, являются незаконными. Указывает, что ни в одном из приказов не приведены конкретные факты нарушений, даты их совершения, из содержания приказов не следует, какой именно проступок он совершил, за который был привлечен работодателем к дисциплинарной ответственности в виде выговора, в чем выразилось неисполнение им должностных обязанностей. Полагает, что у ответчика отсутствовали основания для привлечения его к дисциплинарной ответственности в виде выговоров и последующим увольнения, поскольку нарушений трудовой дисциплины он не совершал, служебных проверок в отношении него не проводилось. В приказе об увольнении не изложены обстоятельства, вменяемого ему дисциплинарного проступка, не указаны конкретные положения должностных инструкций, приказов, локальных актов работодателя, которые виновно были нарушены им при исполнении трудовых обязанностей. Из приказа об увольнении не усматривается, какое конкретно нарушение трудовой дисциплины допущено им в связи с чем, указанный приказ является незаконным. Считает, что незаконное увольнение свидетельствует о личном неприязненном отношении к нему со стороны руководства. Указывает, что с момента его работы с 1999 года он ни разу не привлекался к дисциплинарной ответственности, только в 2023 году в течение одного месяца объявлено два выговора, после чего через месяц он был уволен. Указывал, что им не представлялись работодателю объяснений относительно вменяемых ему нарушений.
С учетом изложенного Красовский Н.И. просит признать незаконными приказы Департамента здравоохранения Курганской области о применении дисциплинарных взысканий в виде выговоров № 61 л/р от 19 мая 2023 г. и № 67 л/р от 25 мая 2023 г.; признать незаконным приказ Департамента здравоохранения Курганской области о прекращении (расторжении) трудового договора с Красовским Н.И. за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание № 105-р от 30 июня 2023 г.; изменить формулировку основания увольнения с пункта 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание на пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (увольнение по собственному желанию); возложить обязанность на Департамент здравоохранения Курганской области внести в его трудовую книжку соответствующую запись; взыскать с ответчика в его пользу размер среднего заработка за время вынужденного прогула с 3 июля 2023 г. по день вынесения решения., а также расходы на оплату услуг представителя в размере 51 500 руб.
Истец Красовский Н.И. и его представитель, действующая на основании ордера Денисова М.Я. в судебном заседании на исковых требованиях настаивали по доводам, изложенным в измененном исковом заявлении, просили их удовлетворить. Настаивали на том, что Красовский Н.И. на момент его увольнения являлся членом Курганской областной организации профсоюзов работников здравоохранения Российской Федерации.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Курганской области по доверенности Логинова Н.Н. в судебном заседании решение вопроса относительно заявленных Красовским Н.И. исковых требований о признании приказов о применении к истцу дисциплинарных взысканий в виде выговора № 61 л/р от 19 мая 2023 г. и № 67 л/р от 25 мая 2023 г., о прекращении (расторжении) трудового договора № 105-р от 30 июня 2023 г., на усмотрение суда. С требованиями об изменении формулировку основания увольнения Красовского Н.И. с пункта 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание на пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (увольнение по собственному желанию) и возложении на Департамент здравоохранения Курганской области обязанности внести в трудовую книжку истца соответствующую запись согласилась. Возражала против удовлетворения требований Красовского Н.И. о взыскании с ответчика среднего заработка за время вынужденного прогула с 3 июля 2023 г. по день вынесения решения, ввиду отсутствия на то оснований. Полагала, заявленный ко взысканию истцом размер расходов на оплату услуг представителя завышенным.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Курганская областная организация профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом. В письменном отзыве на исковое заявление указал, в первичную профсоюзную организацию ГБУ «Межрайонная больница № 4» обращения по вопросу получения мотивированного мнения на увольнение Красовского Н.И. с 30 июня 2023 г. не поступало. Красовский Н.И. является членом первичной профсоюзной организации ГБУ «Межрайонная больница № 4» с 9 января 2023 г. и по настоящее время, что подтверждается учетной профсоюзной карточкой и расчетными листками по удержанию профсоюзных взносов в размере 1%. Запрос о даче согласия на увольнение Красовского Н.И. в Курганскую областную организацию профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации от ответчика не поступал.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, пояснения свидетелей, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что приказом Департамента здравоохранения Курганской области от 2 марта 2022 г. № 37-р Красовский Н.И. назначен на должность главного врача Государственного бюджетного учреждения «Мишкинская центральная районная больница». В тот же день с Красовским Н.И. заключен трудовой договор на определенный срок со 2 марта 2022 г. по 3 марта 2025 г.
Пунктом 10 трудового договора от 2 марта 2022 г. определены обязанности руководителя, в том числе: а) соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, законодательства Курганской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, устава Учреждения, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и настоящего трудового договора; б) обеспечивать эффективную деятельность Учреждения и его структурных подразделений, организацию административно-хозяйственной, финансовой и иной деятельности Учреждения; с) обеспечивать выполнение всех плановых показателей деятельности Учреждения; обеспечивать выполнение утвержденного в установленном порядке плана по устранению недостатков, выявленных в ходе проведения независимой оценки качества условий оказания услуг Учреждением; т) обеспечивать своевременное выполнение нормативных правовых актов и локальных нормативных актов Работодателя.
Должностной инструкцией главного врача Государственного бюджетного учреждения «Мишкинская центральная районная больница», утвержденной директором Департамента здравоохранения Курганской области Л. 2 марта 2022 г. установлены должностные обязанности руководителя, в том числе: 1) руководит в соответствии с действующим законодательством деятельностью Учреждения, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества Учреждения, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности; 2) обеспечивает своевременное выполнение нормативных правовых актов Российской Федерации, Курганской области, локальных нормативных актов Работодателя и поручений директора Департамента, данных в пределах полномочий и в соответствии с действующим законодательством; 5) обеспечивает организацию лечебно-профилактической деятельности Учреждения; 8) принимает меры по обеспечению выполнения работниками Учреждения должностных обязанностей.
Согласно служебной записке главного внештатного специалиста по медицинской профилактике Департамента здравоохранения Курганской области Я. от 3 мая 2023 г., поданной Директору Департамента здравоохранения Курганской области Л., по итогам 4 месяцев 2023 г. план по диспансеризации населения по области выполнен на 25,1%, осмотрено 52 791 человек. План профилактического медицинского осмотра исполнен на 26,9%, осмотрено 14 515 человек. По углубленной диспансеризации план выполнен на 28,1 %, осмотрено 14051. Показатели за 4 месяца 2023 г. не достигнуты, плановый показатель составляет 33%. В служебной записке приведены плановые показатели по диспансеризации, профилактическому медицинскому осмотру и по углубленной диспансеризации за отчетную неделю с 24 апреля 2023 г. по 2 мая 2023 г., за 4 месяца 2023 г. и за 2023 г. Указано, что ГБУ «Межрайонная больница №4» плановые показатели по: диспансеризации: выполнено на 24 апреля 2023 г. – 1768, на 2 мая 2023 г. -1884, % от выполненных – 66,2, план на месяц – 2804, % выполнения за 4 месяца 63,1, годовой план – 8405, % выполнения -22,4. Плановые показатели ГБУ «Межрайонная больница №4» по профилактическому медицинскому осмотру: выполнено на 24 апреля 2023 г. – 533, на 2 мая 2023 г. -545, % от выполненных – 26,8, план на 4 месяца – 716, % выполнения за 4 месяца 76,1, годовой план – 2150, % выполнения -25,3. Плановые показатели ГБУ «Межрайонная больница №4» по углубленной диспансеризации: выполнено на 24 апреля 2023 г. – 211, на 2 мая 2023 г. -221, % от выполненных – 28, план на 4 месяца – 572, % выполнения за 4 месяца 38,6, годовой план – 1712, % выполнения -12.
5 мая 2023 г. первым заместителем директора Департамента здравоохранения Курганской области Р. от руководителей медицинских организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения Курганской области, в том числе и руководителя ГБУ «Межрайонная больница №4», в связи с вышеприведенными показателями в срок не позднее 11 мая 2023 г. истребованы объяснения.
10 мая 2023 г. главным врачом ГБУ «Межрайонная больница №4» Красовским Н.И. на вышеуказанные письмо даны объяснения, согласно которым для выполнения плана по диспансеризации определенных групп взрослого населения введений в действие алгоритм взаимодействия стационара и кабинета профилактики по направлению пациентов для прохождения углубленной диспансеризации актуализированы списки подлежащего контингента, проводится еженедельная планерка с фельдшерами ФАП по исполнению показателей прикрепленного за территорией населения, посредством СМС проводится оповещение пациентов о необходимости проведения углубленной диспансеризации. По состоянию на 10 мая 2023 г. за отчетную неделю углубленную диспансеризацию дополнительно прошли 23 человека.
Согласно объяснениям главного врача ГБУ «Межрайонная больница №4» Красовского Н.И. от 19 мая 2023 г., в ответ на вышеуказанное письмо Департамента здравоохранения Курганской области, в связи с реорганизацией ГБУ «Мишкинская ЦРБ» с 9 декабря 2022 г. в форме присоединения ГБУ «Юргамышская ЦРБ» с наименованием ГБУ «Межрайонная больница №4», выявлено отсутствие ряда оборудования на ФАПах Юргамышского филиала (Фадюшино, Вилкино, Скоблино, Новый Мир, Малое Белое, Красноуральск, Падун, Чинеево, Гагарье, Губерля, Кислянка, Горохово), согласно стандарта оснащения, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 15 мая 2012 г. № 543н «Об утверждении положений об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»: электрокардиограф портативный 3- или 6- канальный, спидометр (портативный с одноразовыми мундштуками), тонер ВГД, что вилось причиной невыполнения плана проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения, углубленной диспансеризации граждан, и профилактического медицинского осмотра взрослого населения в 1 квартале 2023 г. По состоянию на 18 мая 2023 г. проводятся аукционные закупки данного оборудования, которые будут завершены в течение 45 дней.
Приказом Департамента здравоохранения Курганской области от 19 мая 2023 г. № 61 л/р «О применении дисциплинарного взыскания к Красовскому Н.И.» к Красовскому Н.И. - главному врачу Государственного бюджетного учреждения «Межрайонная больница № 4» в связи с ненадлежащим исполнением по его вине его трудовых обязанностей, возложенных на него подпунктами «а», «с» и «т» пункта 10 трудового договора от 2 марта 2022 г. и подпунктами 2 и 5 пункта 8 раздела 2 должностной инструкции, выразившихся в неисполнении планов-графиков диспансеризации определенных групп взрослого населения, углубленной диспансеризации граждан, переболевших новой коронавирусной инфекцией COVID-19, и профилактического медицинского осмотра взрослого населения на территории Курганской области в 2023 г., утвержденных приказом Департамента здравоохранения Курганской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курганской области от 11 января 2023 г. № 11/2/1 «Об утверждении планов-графиков диспансеризации определенных групп взрослого населения, углубленной диспансеризации граждан, переболевших новой коронавирусной инфекцией COVID-19, и профилактического медицинского осмотра взрослого населения на территории Курганской области в 2023 году» и в соответствии со статьями 192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации, применено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Основанием для применения к Красовскому Н.И. дисциплинарного взыскания послужили: приказ Департамента здравоохранения Курганской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курганской области от 11 января 2023 г. № 11/2/1 «Об утверждении планов-графиков диспансеризации определенных групп взрослого населения, углубленной диспансеризации граждан, переболевших новой коронавирусной инспекцией COVID-19, и профилактического медицинского осмотра взрослого населения на территории Курганской области в 2023 году», служебная записка главного внештатного специалиста по медицинской профилактике Департамента здравоохранения Курганской области Я. от 3 мая 2023 г., запрос Департамента здравоохранения Курганской области от 5 мая 2023 г. № 04-05241/23, объяснительная Красовского Н.И. от 10 мая 2023 г. № 374/1.
Письмом Директора ГКУ «МИАЦ» Главного внештатного специалиста по внедрению современных информационных систем в здравоохранении С. в адрес Директора Департамента здравоохранения Курганской области Л. от 4 мая 2023 г. направлена информация об отдельных показателях федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе Единой государственной информационной системы (ЕГИСЗ)» национального проекта «Здравоохранение» (далее – Проект ЕЦК) на 28 апреля 2023 г., а также рейтинг медицинских организаций по их достижению. В списке худших результатов по итогам оценки основных показателей Проекта ЕЦК значится, в том числе, ГБУ «Межрайонная больница №4». В приложении к предоставленной информации приведены показатели ГБУ «Межрайонная больница №4»: % дистанционной записи – 54,67; ранг – 20; % МСС – 46,4; ранг – 16; % направления на МСЭ – 77,2; ранг – 22; % СЭДМ «Протокол инструментального исследования» - 3,5; ранг – 14; СЭДМ по диспансерному наблюдению, % от состоящих на учете на конец года по форме 12) – 3,7; ранг – 11; % случаев оказанной медицинской помощи в ЕРМИС с заполненным протоколом услуг – 46,3 ранг – 16; итоговый ранг 23.
11 мая 2023 г. первым заместителем директора Департамента здравоохранения Курганской области Р. от руководителей медицинских организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения Курганской области, в том числе и руководителя ГБУ «Межрайонная больница №4» в связи с вышеприведенным показателями в срок не позднее 16 мая 2023 г. истребованы объяснения.
15 мая 2023 г. главным врачом ГБУ «Межрайонная больница № 4» Красовским Н.И. в адрес Департамента здравоохранения Курганской области направлены объяснения, в соответствии с которыми 100% МСС оформляются в электронном виде, на бумажном носителе не регистрируются, из 91 МСС – 30 зарегистрировано с ошибкой, в связи со сбоем в должности главного врача в ЕЦП. Был создан инцидент № 000016618518. Инцидент разрешен, но отсутствует возможность переподписи МСС, в виду отсутствия этой функции в ЕЦП. Направления на МСЭ. Из 216 направлений, было выдано в электронной форме – 100%, 65 направлений на МСЭ были зарегистрированы по запросу бюро МСЭ с дополнительной информацией о пациенте (выписки, консультации, доп. обследование), которые предоставлялись уже на бумажном носителе как дополнение к электронной форме. СЭМД «Протокол инструментального исследования». Низкий процент выполнения обусловлен отсутствием в штате врача функциональной диагностики в связи с чем функция оказания медицинской помощи в ЕРМИС частично остается с незаполненным протоколом. Инструментально описание выполняется в сторонних медицинских организациях. СЭМД по диспансерному наблюдению. По данному разделу проводится работа по актуализации списков пациентов, состоящих под диспансерным наблюдением. С медицинским работниками проведена учеба по приказу МЗ РФ от 15 марта 2022 г. № 168н «Об утверждении порядка проведения диспансерного наблюдения за взрослыми».
Приказом Департамента здравоохранения Курганской области от 25 мая 2023 г. № 67 л/р «О применении дисциплинарного взыскания к Красовскому Н.И», к главному врачу Государственного бюджетного учреждения «Межрайонная больница № 4» Красовскому Н.И. в связи с ненадлежащим исполнением истцом по его вине его трудовых обязанностей, возложенных на него подпунктами «а» и «с» пункта 10 трудового договора от 2 марта 2022 г. и подпунктом 2 пункта 8 раздела 2 должностной инструкции, выразившихся в недостижении отдельных показателей федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе Единой государственной информационной системы (ЕГСЗ)» национального проекта «Здравоохранение» и в соответствии со статьями 192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации, применено дисциплинарное взыскании в виде выговора.
Основанием для применения к Красовскому Н.И. дисциплинарного взыскания послужили служебная записка главного внештатного специалиста по внедрению современных информационных систем в здравоохранении Департамента здравоохранения Курганской области С. от 4 мая 2023 г. № 531, запрос Департамента здравоохранения Курганской области от 11 мая 2023 г. № 04-05366/23, объяснительная Красовского Н.И. от 15 мая 2023 г. № 386/1.
Приказом Директора Департамента здравоохранения Курганской области Л. от 5 июня 2023 г. № 108-л/с в целях оказания методической помощи на срок 1 календарный день 6 июня 2023 г. в ГБУ «Межрайонная больница №4» командированы ряд сотрудников Департамента здравоохранения Курганской области.
По итогам проверочных мероприятий по оказанию методической помощи Директору Департамента здравоохранения Курганской области Л. представлены ряд служебных записок, отчет о командировке, справка внеплановой проверки, докладная записка, составленные сотрудниками Департамента здравоохранения Курганской области.
11 июня 2023 г. Директором Департамента здравоохранения Курганской области по материалам выезда в ГБУ «Межрайонная больница №4» у Красовского Н.И. затребованы объяснения и информация по устранению замечаний не позднее 30 июня 2023 г.
29 июня 2023 г. Главным врачом ГБУ «Межрайонная больница № 4» Красовским Н.И. в Департамент здравоохранения Курганской области представлены объяснения, а также приказ ГБУ «Межрайонная больница №4» от 17 июня 2023 г. № 101/1 о применении дисциплинарный взысканий в виде замечаний сотрудникам ГБУ «Межрайонная больница №4».
Приказом Департамента здравоохранения Курганской области от 30 июня 2023 г. № 105-р в связи с ненадлежащим исполнением главным врачом Государственного бюджетного учреждения «Межрайонная больница № 4» Красовским Н.И., по его вине его трудовых обязанностей, возложенных на него подпунктами «а», «б», «с» и «т» пункта 10 трудового договора от 2 марта 2022 г. и подпунктами 1,2,5,8 и 10 пункта 8 раздела 2 должностной инструкции, выразившихся в неисполнении доведенных объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, систематическом неисполнении плановых объемов по всем видам профилактических осмотров, нарушении санитарно-эпидимиологического режима в деятельности учреждения, нарушении трудового законодательства; наличием иных нарушений, указанных в докладной записке первого заместителя директора Департамента здравоохранения Курганской области Р. от 6 июня 2023 г., служебных записках заместителя директора Департамента здравоохранения Курганской области М. от 6 июня 2023 г., начальника управления правового и организационно-кадрового обеспечения Департамента здравоохранения Курганской области Д. от 6 июня 2023 г., главного внештатного специалиста по неврологии Департамента здравоохранения Курганской области Б. от 6 июня 2023 г., справке эксперта контроль-ревизионной службы планово-экономического отдела управления экономики и финансов Департамента здравоохранения Курганской области О. от 6 июня 2023 г., обращении сотрудников Государственного бюджетного учреждения «Межрайонная больница № 4» от 23 июня 2023 г.; учитывая приказ Департамента здравоохранения Курганской области от 19 мая 2023 г. № 61 л/р «О применении дисциплинарного взыскания к Красовскому Н.И.» и приказ Департамента здравоохранения Курганской области от 25 мая 2023 г. № 67 л/р «О применении дисциплинарного взыскания к Красовскому Н.И.» прекращено действие трудового договора от 2 марта 2022 г. с Красовским Н.И., он уволен 30 июня 2023 г. с должности главного врача Государственного бюджетного учреждения «Межрайонная больница № 4», за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, пункт 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Основанием для прекращения с Красовским Н.И. трудового договора послужили: докладная записка первого заместителя директора Департамента здравоохранения Курганской области Р. от 6 июня 2023 г.; служебные записки заместителя директора Департамента здравоохранения Курганской области М. от 6 июня 2023 г., начальника управления правового и организационно-кадрового обеспечения Департамента здравоохранения Курганской области Д. от 6 июня 2023 г., главного внештатного специалиста по неврологии Департамента здравоохранения Курганской области Б. от 6 июня 2023 г.; справки эксперта контрольно-ревизионной службы планово-экономического отдела управления экономики и финансов Департамента здравоохранения Курганской области О. от 6 июня 2023 г.; служебные записки первого заместителя директора Департамента здравоохранения Курганской области Р., заместителя директора Департамента здравоохранения Курганской области М., начальника управления Курганской области Д. от 13 июня 2023 г.; запрос Департамента здравоохранения Курганской области от 14 июня 2023 г. № 04-06904/23; объяснительная главного врача ГБУ «Межрайонная больница № 4» Красовского Н.И. от 29 июня 2023 г. № 555/1; обращение сотрудников Государственного бюджетного учреждения «Межрайонная больница № 4» от 23 июня 2023 г., запрос Департамента здравоохранения Курганской области от 26 июня 2023 г. № 04-07416/23, объяснительная главного врача ГБУ «Межрайонная больница № 4» Красовского Н.И. от 27 июня 2023 г. № 544/1; приказы Департамента здравоохранения Курганской области от 19 мая 2023 г. № 61 л/р и от 25 мая 2023 г. № 67 л/р «О применении дисциплинарного взыскания к Красовскому Н.И.».
Красовский Н.И. ознакомился с приказом, получил его копию, от личной подписи в приказе отказался, приказ был зачитан вслух, о чем составлен акт об отказе об ознакомления с приказом от 30 июня 2023 г.
Указанное обстоятельство истцом в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
Заявляя исковые требования, Красовский Н.И. полагал вышеуказанные приказы незаконными, поскольку с его стороны нарушений при исполнении трудовых обязанностей не имелось.
Частью 2 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину (абзацы второй, третий, четвертый части второй названной статьи).
В соответствии с частью второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.
Согласно статье 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.
В силу статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 33 постановления от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по пункту 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации при условии, что к работнику ранее было применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин трудовых обязанностей оно не снято и не погашено. Применение к работнику нового дисциплинарного взыскания, в том числе и увольнение по пункту 5 части 1 статьи 81 Кодекса, допустимо также, если неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей продолжалось, несмотря на наложение дисциплинарного взыскания.
Под неисполнением или ненадлежащим исполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей понимается нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п. (пункт 35 указанного постановления от 17 марта 2004 № 2).
Работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого поступка и обстоятельства, при которых он совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду (пункт 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 № 2).
Из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что работодатель может применить к работнику дисциплинарное взыскание только в случае совершения работником дисциплинарного проступка. Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, выразившееся в нарушении требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п. При этом бремя доказывания совершения работником дисциплинарного проступка, явившегося поводом к привлечению его к дисциплинарной ответственности, лежит на работодателе. Работник может быть уволен на основании пункта 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации только при условии неоднократного нарушения работником трудовых обязанностей без уважительных причин. Нарушение трудовых обязанностей признается неоднократным, если, несмотря на дисциплинарное взыскание, которое не снято и не погашено, со стороны работника продолжается или вновь допускается виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей. В этом случае к работнику возможно применение нового дисциплинарного взыскания, в том числе увольнения.
Для обеспечения объективной оценки фактических обстоятельств, послуживших основанием для увольнения работника, и для предотвращения необоснованного применения к работнику дисциплинарного взыскания работодатель обязан соблюсти установленный законом порядок применения к работнику дисциплинарного взыскания, в том числе до применения дисциплинарного взыскания затребовать у работника письменное объяснение. Такая процедура имеет своей целью предоставление работнику возможности изложить свою позицию относительно вменяемого ему дисциплинарного проступка, то есть является правовой гарантией защиты увольняемого работника. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. При проверке в суде законности увольнения работника по пункту 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, какие конкретно нарушения трудовых обязанностей были допущены по вине работника, явившиеся поводом к увольнению, могли ли эти нарушения являться основанием для расторжения трудового договора, а также доказательства соблюдения порядка привлечения работника к дисциплинарной ответственности и того, что при наложении на работника дисциплинарного взыскания учитывались тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Обязанность же суда, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, проверить по правилам статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации достоверность представленных работодателем доказательств в подтверждение факта совершения работником дисциплинарного проступка.
Как отражено выше, к истцу 19 мая 2023 г. было применено дисциплинарное взыскание в виде выговора за неисполнение планов-графиков диспансеризации определенных групп взрослого населения, углубленной диспансеризации граждан, переболевших новой коронавирусной инфекцией COVID-19, и профилактического медицинского осмотра взрослого населения на территории Курганской области в 2023 г., а также 25 мая 2023 г. применено дисциплинарное взыскание в виде выговора за не достижение отдельных показателей федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе Единой государственной информационной системы (ЕГИСЗ) национального проекта «Здравоохранение».
Истец Красовский Н.И. в ходе рассмотрения дела пояснял, что неисполнение планов-графиков диспансеризации определенных групп взрослого населения, углубленной диспансеризации граждан, переболевших новой коронавирусной инфекцией COVID-19, и профилактического медицинского осмотра взрослого населения имело место по объективным причинам. Профилактика имеет свои особенности, это сезонность, первое полугодие всегда менее эффективное, чем второе полугодие. Сотрудниками ГБУ «Межрайонная больница №4» проводилась работа со списком больных, производились смс-рассылки, наглядная агитация, транслировались видеоролики, при выезде на дом, выдавать листовки, в стационаре после лечение гражданам предлагалось пройти диспансеризацию. Указанные планы были составлены Департаментом здравоохранения Курганской области с учетом населения, проживающего как в Мишкинском, так и в Юргамышском районах в связи с присоединением к ГБУ «Мишкинская ЦРБ» ГБУ «Юргамышская ЦРБ». После объединения районных больниц, проходили профобучение фельдшеры ФАП ГБУ «Юргамышская ЦРБ». Кроме того, после объединения районных больниц было установлено отсутствие на 12 ФАП Юргамышского района оборудования ЭКГ и ВГД, необходимого для проведения диспансеризации. Для решения данных проблем были проведены аукционы по закупке данного оборудования. Кроме того, для исполнения планов диспансеризации и профилактического осмотра необходимо требовалось наличие у фельдшеров ФАП, участковых терапевтов и сотрудников Центра здоровья электронных подписей, которые, с учетом графиков работы сотрудников ГБУ «Межрайонная больница №4» и длительности их изготовлены были сформированы к 30 июля 2023 г. Отсутствие оборудования, кадров, электронной подписи, это независящие от него обстоятельства, однако, несмотря на это, план по диспансеризации был выполнен к 30 июля 2023 г. Дисциплинарное взыскание, наложенное на него приказом от 25 мая 2023 г. также является необоснованным, поскольку подразумевает исполнение определенных показателей федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе Единой государственной информационной системы (ЕГИСЗ) национального проекта «Здравоохранение». Данное программное обеспечение имело технические проблемы не только в ГБУ «Межрайонная больница №4», но и во всех учреждениях здравоохранения Курганской области. О наличии проблем с указанным программным обеспечением им неоднократно сообщалось в Департамент здравоохранения Курганской области.
Кроме того, оспаривая приказы Департамента здравоохранения Курганской области от 19 мая 2023 г. № 61 л/р и от 25 мая 2023 г. № 67 л/р о применении к ответчику дисциплинарных взысканий в виде выговоров истец ссылался на наличие неприязненных отношений с директором Департамента здравоохранения Курганской области Л.
В соответствии с показаниями свидетеля Ю. (фельдшера поликлиники ГБУ «Межрайонная больница №4»), данными ею в ходе рассмотрения дела, «Центр здоровья» создан для проведения диспансеризации, платных медицинский услуг, определение факторов риска и назначение профилактических наблюдений. На территории ГБУ «Межрайонная больница №4» население на диспансеризацию приглашаются несколькими разными способами: страховыми компаниями, смс-рассылками, посредством телефонных звонков кабинета профилактики, участковыми терапевтами и фельдшерами ФАП. Причина неисполнения показателей по диспансеризации и профилактическому медицинскому осмотру – это объединение с ГБУ «Мишкинская ЦРБ», фельдшеры которой никогда не проводили диспансеризацию в связи с отсутствием необходимого для этого оборудования на ФАП и электронных подписей, которые были сформированы только к 30 июля 2023 г. Красовским Н.И. проводилось обучение фельдшеров, осуществлялась закупка необходимого оборудования на ФАП, проводились выездные мероприятия по производству диспансеризации в населенные пункты района. План по диспансеризации был выполнен 30 июня 2023 г. На прохождение диспансеризации в сельской местности влияет сезонность. В летние периоды имеет место быть спад населения, в зимние периоды большее количество граждан проходят диспансеризацию и профилактические осмотры.
Свидетель Я. поясняла, что выгрузка всех статистических данных производится из программы ИЦП при производстве диспансеризации, профосмотра или углубленной диспансеризации. Наличие или отсутствие электронной подписи у работника, который проводит диспансеризацию, профосмотр не влияет на статистику. Вопросы по неисполнению плановых показателей обсуждались на ВСК с руководителями медицинских учреждений. Диспансеризация - это основной инструмент для выявления хронических заболеваний, которые являются одной из причин смертности на территории РФ и планы Минздрава, определяются для всех регионов с целью выявления на ранних стадиях у населения хронических заболеваний. Отсутствие оборудования на ФАП, необходимого для проведения диспансеризации, а также сезонность влияют на прохождение населением диспансеризации.
Суд оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности приходит к выводу, что ответчиком при вынесении 19 мая 2023 г. приказа № 61 л/р о применении к истцу дисциплинарного взыскания в виде выговора не были учтены обстоятельства, препятствующие истцу в полном объеме исполнить планы-графики диспансеризации определенных групп взрослого населения, углубленной диспансеризации граждан, переболевших новой коронавирусной инфекцией COVID-19, и профилактического медицинского осмотра взрослого населения на территории Курганской области.
Частью 4 ст. 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По общему правилу диспансеризация носит добровольный порядок прохождения комплекса мероприятий в медицинской организации, в которой гражданин получает первичную медико-санитарную помощь.
Ответчиком при вынесении приказа о применении истцу дисциплинарного взыскания в виде выговора не учтено, что планы-графики диспансеризации определенных групп взрослого населения, углубленной диспансеризации граждан, переболевших новой коронавирусной инфекцией COVID-19, и профилактического медицинского осмотра взрослого населения на территории Курганской области были утверждены ответчиком с учетом населения, проживающего, в том числе, и на территории Юргамышского муниципального округа в связи с реорганизацией ГБУ «Мишкинская ЦРБ» в форме присоединения ГБУ «Юргамышская ЦРБ» с наименованием ГБУ «Межрайонная больница №4».
Также ответчиком при применении к истцу дисциплинарного взыскания в виде выговора оставлено без внимание отсутствие на ФАП, расположенных на территории Юргамышского муниципального округа Курганской области (Фадюшино, Вилкино, Скоблино, Новый Мир, Малое Белое, Красноуральск, Падун Чинеево, Гагарье, Губерля, Кислянка, Горохово) оборудования, необходимого для прохождения диспансеризации определенных групп взрослого населения, углубленной диспансеризации граждан, и профилактического медицинского осмотра взрослого населения (электрокардиограф портативный 3- или 6- канальный, спидометр (портативный с одноразовыми мундштуками), тонер ВГД).
Кроме того, ответчиком оставлены без внимания принимаемые истцом во исполнение планов по диспансеризации определенных групп взрослого населения, углубленной диспансеризации граждан, и профилактического медицинского осмотра взрослого населения меры, а именно: производство работ по обучению персонала ГБУ «Межрайонная больница №4», закупке необходимого оборудования для производства диспансеризации и профилактического медицинского осмотра населения, организация выездных мероприятий по диспансеризации в населенные пункты муниципального образования и иные медицинские учреждения.
Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей Ю., договором № 10мз оказания медицинских услуг в рамках программы обязательного медицинского страхования от 15 марта 2023 г. (т. 2 л.д. 107-108), договором № 256мз оказания медицинских услуг в рамках программы обязательного медицинского страхования от 26 декабря 2022 г. (т. 2 л.д. 109-110), графиком выездов на маммографию на 2023 г. в г. Шумихе (т. 2 л.д.111-113), государственным контрактом № 73 оказания медицинских услуг (маммография) от 19 июня 2023 г. (т. 2 л.д. 114-118).
Помимо прочего, ответчиком при применении к Красовскому Н.И. дисциплинарного взыскания в виде выговора не было учтено снижение численности посещений гражданами медицинских учреждений для прохождения диспансеризации определенных групп взрослого населения, углубленной диспансеризации граждан в связи с сезонностью, которая имеет место в сельской местности, что также подтверждено и показаниями свидетеля Я.
Указанные обстоятельства, по мнению суда, явились причиной невыполнения ГБУ «Межрайонная больница №4» планов-графиков диспансеризации определенных групп взрослого населения, углубленной диспансеризации граждан, переболевших новой коронавирусной инфекцией COVID-19, и профилактического медицинского осмотра взрослого населения на территории Курганской области.
Также в нарушение положений Трудового кодекса Российской Федерации и не учитывая разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, ответчиком в материалы дела не представлены доказательств, свидетельствующих о том, что при принятии работодателем в отношении Красовского Н.И. решения о наложении на него дисциплинарного взыскания в виде выговора учитывались тяжесть вменяемых ему в вину дисциплинарного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение Красовского Н.И., его отношение к труду.
Между тем, Красовский Н.И. является врачом первой квалификационной категории по специальности «хирургия», с 2015 г. работает в должности главного врача ГБУ «Мишкинская ЦРБ», неоднократно был награжден грамотами Департамента здравоохранения Курганской области, Министерства Здравоохранения Российской Федерации, дипломом Курганского регионального отделения ВПП «Единая Россия», Губернатора Курганской области, имеет благодарственные письма Департамента здравоохранения Курганской области, Депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации И., награжден нагрудным знаком «отличник здравоохранения».
Таким образом, суд приходит к выводу, что приказ Департамента здравоохранения Курганской области от 19 мая 2023 г. № 61 л/р о применении к Красовскому Н.И. дисциплинарного взыскания в виде выговора за неисполнение планов-графиков диспансеризации определенных групп взрослого населения, углубленной диспансеризации граждан, переболевших новой коронавирусной инфекцией COVID-19, и профилактического медицинского осмотра взрослого населения на территории Курганской области в 2023 г. является незаконным.
Разрешая требования Красовского Н.И. в части признания незаконным приказа Департамента Курганской области от 25 мая 2023 г. № 67 л./р о применении к нему дисциплинарного взыскания в виде выговора за не достижение отдельных показателей федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе Единой государственной информационной системы (ЕГИСЗ) национального проекта «Здравоохранение» суд исходит из следующего.
Согласно показаниям свидетеля Т., допрошенного судом в ходе рассмотрения дела, «Программа инцидент 38» - это федеральная программа мониторинга, принятая Минздравом РФ, в которой рассматривается несколько вопросов: электронную запись на прием к врачу, получение гражданами документов в электронной форме (протокол осмотра, протокол консультации, протокол анализов, направление на МСЭ, электронное свидетельство о рождении, электронное свидетельство о смерти и т.д.), через электронную подпись. Инцидент – это информация о сбое в работе программного продукта. В ГБУ «Мишкинсая ЦРБ», после объединения с ГБУ «Юргамышская ЦРБ» одной из проблем было выставление расписания, приведение в порядок должностных инструкций сотрудников, изготовление электронных подписей и работа с сотрудниками в части их обучения и контроля. На основании федерального проекта по четвергам проводилось ВКС, на котором представителем МИАЦ до сведения руководителей учреждений здравоохранения доводились плановые показатели и исполнение их мед. организациями. На ВКС истец обращался в Департамент здравоохранения Курганской области по поводу некорректной работы программного обеспечения (инцидентов). Медицинская организация, для исправления ошибок (инцидентов) в программном обеспечении может обратиться в тех. поддержку разработчика программы не более трех раз в месяц. Указанные обращения будут гарантированно исполнены в срок до трех месяцев, остальные инциденты (обращения) могут рассматриваться в сроки от трех месяцев до двух лет. Красовским Н.И неоднократно направлялись обращения в Департамент здравоохранения Курганской области относительно некорректной работы программного обеспечения. Самостоятельно исправить инциденты медицинская организация не может, в виду отсутствия доступа к этой программе. Некорректная работа сервера, программы, влияет на показатели, которые предъявляются относительно проведенной диспансеризации.
Из пояснений допрошенной судом в ходе рассмотрения дела качестве свидетеля С. следует, что программное обеспечение «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе Единой государственной информационной системы (ЕГИСЗ) национального проекта «Здравоохранение» - это национальный проект здравоохранения, включающий в себя несколько направлений, одним из которых является внедрение единого цифрового контура, включающий в себя построение единой сети защищенной на территории Курганской области. МИАЦ оказывает учреждениям здравоохранения методическую помощь в работе с данным программным обеспечением, договор на сопровождения указанного программного обеспечения заключается между медицинскими учреждениями и Ростелеком. Действительно имеют место инциденты (ошибки) программного обеспечения, для разрешения которых медицинские учреждения самостоятельно обращаются в Ростелеком, которое занимается их устранением. В ГБУ «Межрайонная больница №4» также как и у всех иных медицинских учреждений имели место сбои программного обеспечения.
Из представленных материалов дела следует, что в связи с наличием некорректной работы программного обеспечения «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе Единой государственной информационной системы (ЕГИСЗ) национального проекта «Здравоохранение», истцом, в период с ноября 2022 г. по март 2023 г. в адрес Первого заместителя директора Департамента здравоохранения Курганской области и Директора МИАЦ направлялись обращения, в которых истец информирует о невозможности достижения его отдельных показателей по указанным причинам.
Между тем, ответчиком при применении к Красовскому Н.И. дисциплинарного взыскания в виде выговора указанные обстоятельства учтены не были, как и не были учтены тяжесть вменяемого ему в вину дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он был совершен и предшествующее поведение Красовского Н.И., его отношение к труду.
Суд, дав оценку показаниям свидетелей Т., С., принимая во внимание применяемые истцом меры по достижению отдельных показателей федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе Единой государственной информационной системы (ЕГИСЗ) национального проекта «Здравоохранение», которые ответчиком при применении к Красовскому Н.И. дисциплинарного взыскания в виде выговора не были учтены, приходит к выводу о наличии оснований для признания приказа Департамента здравоохранения Курганской области от 25 мая 2023 г. № 67 л./р незаконным.
Кроме того, суд обращает внимание на то, что действия работодателя по составлению и изданию в короткий промежуток времени с 19 мая 2023 г. по 30 июня 2023 г. в отношении Красовского Н.И. двух приказов о наложении дисциплинарных взысканий и приказа о расторжении трудового договора, могут свидетельствовать о намеренных действиях работодателя по увольнению Красовского Н.И. с занимаемой должности и злоупотреблении правом со стороны работодателя как более сильной стороны в трудовом правоотношении.
Таким образом, принимая во внимание, что Красовский Н.И. необоснованно привлекался к дисциплинарной ответственности приказами № 61 л/р от 19 мая 2023 г. и № 67 л/р от 25 мая 2023 г., оснований для его увольнения по пункту 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (неоднократное неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание) не имелось.
Также суд принимает во внимание, что увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 названного кодекса (часть вторая статьи 82 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 373 Трудового кодекса Российской Федерации установлен порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя.
При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения (часть первая статьи 373 Трудового кодекса Российской Федерации).
Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается (часть вторая статьи 373 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью пятой статьи 373 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).
В подпункте «в» пункта 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 Кодекса, производится с соблюдением процедуры учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 Кодекса (часть вторая статьи 82 Трудового кодекса Российской Федерации). При этом исходя из содержания части второй статьи 373 Кодекса увольнение по указанным основаниям может быть произведено без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, если он не представит такое мнение в течение семи рабочих дней со дня получения от работодателя проекта приказа и копий документов, а также в случае если он представит свое мнение в установленный срок, но не мотивирует его, т.е. не обоснует свою позицию по вопросу увольнения данного работника.
По смыслу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, мнение первичной профсоюзной организации по вопросу увольнения по пункту 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации работника, являющегося членом профессионального союза, представленное работодателю в письменной форме, но без обоснования позиции профсоюза, не может быть признано мотивированным.
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что Красовский Н.И. является членом первичной профсоюзной организации работников здравоохранения с 9 января 2023 г., что подтверждается представленной в материалы дела копией профсоюзной карточки № 2406328 от 9 января 2023 г.
Между тем, в материалах дела отсутствует подтверждение направления ответчиком в орган первичной профсоюзной организации проекта приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении Красовского Н.И.
Факт не направления ответчиком в орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копии документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении Красовского Н.И., также не оспаривался и представителем ответчика в ходе рассмотрения дела.
Доводы представителя ответчика о том, что из заработной платы истца ежемесячно не перечислялись профсоюзные взносы, в связи с чем он не может являться членом первичной профсоюзной организации не принимаются во внимание судом, поскольку в ходе рассмотрения дела представителем третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Курганская областная организация профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации факт уплаты Красовским Н.И. взносов не оспаривался. Более того, статья 14 Устава Профессионального союза работников здравоохранения Курганской области «Прекращение членства в Профсоюзе» не содержит оснований исключения из членов профсоюза в связи с неуплатой профсоюзных взносов.
Таким образом, суд с учетом установленных обстоятельств дела приходит к выводу, что увольнение Красовского Н.И. помимо вышеуказанных обстоятельств также произведено ответчиком и с нарушением требований действующего трудового законодательства и его увольнение нельзя признать законным.
Согласно части 4, 7 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае признания увольнения незаконным орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может по заявлению работника принять решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию (часть 4).
Если в случаях, предусмотренных настоящей статьей, после признания увольнения незаконным суд выносит решение не о восстановлении работника, а об изменении формулировки основания увольнения, то дата увольнения должна быть изменена на дату вынесения решения судом. В случае, когда к моменту вынесения указанного решения работник после оспариваемого увольнения вступил в трудовые отношения с другим работодателем, дата увольнения должна быть изменена на дату, предшествующую дню начала работы у этого работодателя (часть 7).
Как разъяснено в пунктах 60 и 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» по заявлению работника, увольнение которого признано незаконным, суд может ограничиться вынесением решения о взыскании в его пользу среднего заработка за время вынужденного прогула и об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию (части 3 и 4 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации).
В случае доказанности того, что неправильная формулировка основания и (или) причины увольнения препятствовала поступлению работника на другую работу, суд в соответствии с частью 8 статьи 394 Кодекса взыскивает в его пользу средний заработок за все время вынужденного прогула.
По смыслу приведенных разъяснений и статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации юридически значимым и подлежащим проверке и установлению судом при принятии решения об изменении формулировки и даты увольнения работника является, в том числе факт и дата его последующего трудоустройства после незаконного увольнения к иному работодателю.
Поскольку приказ Департамента здравоохранения Курганской области от 30 июня 2023 г. № 105-р об увольнении истца за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание является незаконным, суд, с учетом требований истца об изменении формулировки увольнения и приведенных положений закона приходит к выводу об удовлетворении требований Красовского Н.И. и в части изменения формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию.
Определяя дату увольнения Красовского Н.И. и разрешая его требования о взыскании с ответчика среднего заработка за время вынужденного прогула, суд исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что приказом Департамента здравоохранения Курганской области № 105-р истец Красовский Н.И. уволен с занимаемой должности 30 июня 2023 г. После его увольнения из Департамента здравоохранения Курганской области, он 3 июля 2023 г. (следующий рабочий день, после даты увольнения истца) принят на должность заведующего - врач – хирург хирургического отделения ГБУ «Межрайонная больница № 4». Указанная работа является для истца основным местом работы, что подтверждается приказом (распоряжением) ГБУ «Межрайонная больница №4» о доплате к основному окладу от 3 июля 2023 г. № 115/1 п.16 и не оспаривалось истцом в ходе рассмотрения дела.
Поскольку с 3 июля 2023 г. и по настоящее время Красовский Н.И. работает в ГБУ «Межрайонная больница № 4» в должности врача – хирурга, заведующего хирургическим отделением, суд в соответствии с требованиями части 7 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации приходит к выводу, что датой его увольнения с должности главного врача ГБУ «Межрайонная больница №4» следует установить 30 июня 2023 г. (рабочий день, предшествующий дню начала работы у этого работодателя).
Учитывая, что истец поступил на работу к другому работодателю с 3 июля 2023 г., т.е. на следующий рабочий день, после даты его увольнения, формулировка основания увольнения в трудовой книжке не препятствовала поступлению истца на другую работу, оснований для взыскания с ответчика в пользу Красовского Н.И. среднего заработка за время вынужденного прогула за период с 30 июня 2023 г. по 3 июля 2023 г. у суда не имеется.
Также не имеется оснований и для взыскания в пользу Красовского Н.И. среднего заработка за время вынужденного прогула с 3 июля 2023 г. по день вынесения судебного решения, поскольку трудовые правоотношения между сторонами признаны прекращенными 30 июня 2023 г., 3 июля 2023 г. ответчик поступил на работу к другому работодателю.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Красовского Н.И.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителя, другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Из материалов дела следует, что интересы Красовского Н.И. в ходе рассмотрения дела на основании ордера № 305803 от 21 августа 2023 г. представляла Денисова М.Я.
В соответствии квитанцией № 032144 от 24 октября 2023 г. Красовским Н.И. произведена оплата за оказания услуг представителя в размере 51 500 руб.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ). Вместе с тем, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
При определении размера взыскания расходов на оплату услуг представителя суд исходит из конкретных обстоятельств настоящего дела, объема оказанных представителем юридических услуг, сложности дела, продолжительности его рассмотрения.
При анализе содержания материалов гражданского дела и протоколов судебных заседаний следует, что в ходе рассмотрения дела представитель истца Красовского Н.И. – Денисова М.Я. подготовила исковое заявление, измененное исковое заявление, принимала участие в предварительном судебном заседании в Мишкинском районном суде Курганской области 21 августа 2023 г., в судебном заседании Курганского областного суда 8 сентября 2023 г., участвовала при подготовке дела к судебному разбирательству в Шумихинском районном суде Курганской области 26 сентября 2023 г., судебных заседаниях Шумихинского районного суда Курганской области 3 октября 2023 г., 10 октября 2023 г., 17 октября 2023 г. с учетом перерыва до 24 октября 2023 г., 1 ноября 2023 г. с учетом перерыва до 2 ноября 2023 г., в ходе которых давала пояснения относительно заявленных исковых требований, представляла письменные доказательства, готовила заявление о взыскании судебных расходов.
Учитывая объем оказанной юридической помощи, сложность дела, период его рассмотрения, количества и продолжительности судебных заседаний по делу, результат рассмотрения дела (исковые требования удовлетворены частично), принимая во внимание Методические рекомендации по размерам оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами Адвокатской палаты Курганской области, утверждённые решением Совета АПКО от 17 января 2012 г. (в редакции от 15 июня 2022 г. принцип разумности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований Красовского Н.И. о взыскании с Департамента здравоохранения Курганской области расходов по оплате услуг представителя в размере 45 000 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Красовского Н. И. к Департаменту здравоохранения Курганской области о признании незаконными приказов, изменении формулировки основания увольнения, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить приказ Департамента здравоохранения Курганской области от 19 мая 2023 г. № 61л/р о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора к Красовскому Н. И..
Признать незаконным и отменить приказ Департамента здравоохранения Курганской области от 25 мая 2023 г. № 67л/р о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора к Красовскому Н. И..
Признать незаконным и отменить приказ Департамента здравоохранения Курганской области от 30 июня 2023 г. № 105-р об увольнении Красовского Н. И. с должности главного врача Государственного бюджетного учреждения «Межрайонная больница № 4» по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Изменить формулировку основания увольнения Красовского Н. И. с увольнения по пункту 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей при наличии дисциплинарного взыскания) на увольнение по пункту 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (расторжение трудового договора по инициативе работника (статья 80 Трудового кодекса Российской Федерации) с 30 июня 2023 г.
Обязать Департамента здравоохранения Курганской области (ИНН 4501006970) изменить формулировку основания увольнения Красовского Н. И. в его трудовой книжке с увольнения по пункту 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей при наличии дисциплинарного взыскания) на увольнение по пункту 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (расторжение трудового договора по инициативе работника (статья 80 Трудового кодекса Российской Федерации).
Взыскать с Департамента здравоохранения Курганской области (ИНН 4501006970) в пользу Красовского Н. И. (паспорт серии ***, выдан *** <Дата>, код подразделения ***) расходы по оплате услуг представителя 45 000 руб.
В удовлетворении остальной части иска Красовского Н. И. к Департаменту здравоохранения Курганской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шумихинский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение составлено 9 ноября 2023 г.
Судья А.В. Васильева