№ 1-69/2023
Приговор
Именем Российской Федерации
20 июня 2023 г. г. Балашиха
Реутовский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Павлюковича В.П., при помощнике судьи Назаровой Н.С., с участием государственных обвинителей – военного прокурора <данные изъяты> гарнизона полковника юстиции Билыка В.А. и его старшего помощника майора юстиции Бровко Р.В., подсудимого Жирова А.В. и его защитника-адвоката Девкина В.А., представившего удостоверение № и ордер №, в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия Реутовского гарнизонного военного суда в г. Балашихе Московской области, рассмотрев уголовное дело в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, войсковой части № майора
Жирова А.В., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, с высшим образованием, женатого, имеющего детей ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ г.р., ранее несудимого, на военной службе с 1 августа 2003 г., в том числе в офицерском звании с 14 июня 2008 г., зарегистрированного по адресу: <адрес>,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222.1 УК РФ,
установил:
С 16 мая 2022 г. по настоящее время Жиров проходит военную службу по контракту в войсковой части №
В неустановленное следствием время, 8 июня 2022 г. Жиров, находясь во временном пункте дислокации бригады войсковой части № в н.<адрес>, в нарушение требований приказа Министерства обороны Российской Федерации от 8 июля 2020 г. № 299 «Об утверждении Требований к хранению боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, холодного оружия в зависимости от их предназначения, порядка ведения их учета, транспортирования и перевозки воздушным, железнодорожным, водным, автомобильным транспортом под вооруженной охранной Вооруженных Сил Российской Федерации», приискал в кабине АБШ КРАЗ-255Б, являющиеся взрывными устройствами ручные осколочные гранаты Ф-1 (2 штуки), РГД-5 (1 штука) и запалы УЗРГМ-2 (3 штуки), которые незаконно носил при себе в сумке. С 10 на 11 июня того же года подсудимый перевез указанные взрывные устройства в <адрес>, где 11 июня 2022 г. они были фактически изъяты сотрудниками правоохранительных органов по адресу: <адрес>
Подсудимый Жиров признал себя виновным в инкриминируемом ему деянии и дал показания, соответствующие изложенному выше, пояснив, что на территории временного пункта дислокации бригады войсковой части № в н.<адрес>, 8 июня 2022 г., в кабине АБШ КРАЗ-255Б нашел 3 гранаты и запалы к ним, которые носил в своей сумке. После их перевозки в <адрес> по дороге в <адрес>, данные взрывные устройства были изъяты у него сотрудниками полиции.
Виновность Жирова подтверждается совокупностью исследованных в суде доказательств.
Из оглашенных в судебном заседании в порядке ч. 1 ст. 281 УПК РФ показаний свидетеля ФИО7 – сослуживца Жирова, следует, что 11 июня 2022 г. он ехал на автомобиле совместно с Жировым из <адрес> в <адрес>. Около 9 часов указанного числа, по адресу: 111 км автодороги «Дон» трассы «М4» вг.о. <адрес> их остановил для проверки документов сотрудник полиции. В ходе проверки был проведен досмотр вещей Жирова, в ходе, которого в сумке последнего, были обнаружены гранаты Ф-1 (2 штуки), РГД-5 (1 штука) и запалы УЗРГМ-2 (3 штуки), после этого данные предметы были изъяты инспектором ДПС.
Аналогичные показания по обстоятельствам изъятия взрывных устройств у Жирова, изложены в оглашенных в судебном заседании в том же порядке показаниях свидетелей ФИО8 и ФИО9 – военнослужащих войсковой части №.
Согласно оглашенным в том же порядке показаниям свидетеля ФИО10 – военнослужащего войсковой части №, убывающий с территории СВО к месту постоянной дислокаций воинской части обязан сдать выданные ему оружие и боеприпасы в службу РАВ по месту получения данных предметов. Если оружие или боеприпасы были получены за территорией проведения СВО, то передвижение данного военнослужащего с указанными предметами должно осуществляться в карауле или с боевым охранением до места сдачи. Передвижение указанного военнослужащего с боеприпасами и оружием самостоятельно вне территории СВО запрещено. При сдаче оружия и боеприпасов оформляются учетные документы, после этого военнослужащий имеет право на убытие к месту постоянной дислокации.
Как следует из соответствующих протоколов осмотра места происшествия и осмотра предметов, а также вещественных доказательств – гранат Ф-1 (2 штуки), РГД-5 (1 штука) и запалов УЗРГМ-2 (3 штуки) после подрыва, на территории поста ДПС (южный) ГИБДД ГУ МВД России по <адрес>, расположенного по адресу: 111 км автодороги «Дон» трассы «М4» в г.о. <адрес>, у Жирова были обнаружены и изъяты вышеуказанные взрывные устройства.
Согласно заключению эксперта № от 15 июня 2022 г., представленные на экспертизу предметы являются промышленно изготовленными ручными осколочными гранатами Ф-1 (2 шт.) и РГД-5 (1 шт.) и запалами УЗРГМ-2 (3 шт.). Представленные предметы являются взрывными устройствами, содержат взрывчатые вещества и пригодны для производства взрыва.
Принимая во внимание, что заключение эксперта дано надлежащим лицом, имеющим значительный стаж работы по специальности и соответствующее высшее образование, а его квалификация, как и изложенные в заключение аргументированные выводы, сделанные им на основе соответствующего изучения материалов дела каких-либо сомнений у суда не вызывают, суд находит это заключение обоснованным и кладет его, наряду с другими доказательствами, в основу приговора.
Оценивая приведенные в приговоре доказательства в их совокупности, суд находит, что показания свидетелей последовательны, логичны, согласуются между собой и с иными доказательствами, исследованными в судебном заседании, в связи с чем признает их достоверными и поэтому также кладет в основу приговора.
Давая юридическую оценку действиям подсудимого, военный суд исходит из следующего.
Органами предварительного следствия действия Жирова квалифицированы как незаконное приобретение, перевозка и ношение взрывных устройств.
Суд полагает необходимым исключить из объема обвинения незаконное приобретение взрывных устройств, исходя из следующего.
В основу обвинения Жирова в незаконном приобретении взрывных устройств в неустановленное следствием время 8 июня 2022 г. органами предварительного следствия были положены показания последнего.
В соответствии со ст. 73 УПК РФ, при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию, в частности, событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления). С учетом этих требований и в силу ст. 307 УПК РФ, описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора должна содержать описание преступного деяния, признанного доказанным, с указанием места, времени, способа его совершения и т.д.
Вместе с тем, по настоящему уголовному делу ни в ходе предварительного следствия, ни в судебном заседании, достоверно не установлены время незаконного приобретения Жировым взрывных устройств.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым исключить из предъявленного Жирову обвинения ссылку на незаконное приобретение гранат Ф-1 (2 штуки), РГД-5 (1 штука) и запалов УЗРГМ-2 (3 штуки).
Поскольку при изложенных обстоятельствах Жиров незаконно носил при себе и перевез в <адрес>, изготовленные промышленным способом гранаты Ф-1 (2 штуки), РГД-5 (1 штука) и запалы УЗРГМ-2 (3 штуки), пригодные для производства взрыва, содеянное им суд квалифицирует по ч. 1 ст. 222.1 УК РФ, как незаконную перевозку и ношение взрывных устройств.
При назначении наказания Жирову суд учитывает, что он вину признал, в содеянном раскаялся, командованием характеризуется исключительно положительно, является ветераном боевых действий, неоднократно принимал участи в СВО, имеет несовершеннолетнего ребенка, а также обстоятельства дела, а именно количество и предназначение взрывных устройств, изъятых из незаконного оборота без каких-либо последствий.
Кроме того, суд учитывает активное способствование подсудимым раскрытию и расследованию преступления и наличие у него малолетнего ребенка, что в силу п. «и» и «г» ч. 1 ст. 61 УК РФ, относит к обстоятельствам, смягчающим его наказание.
На основании изложенного, с учетом обстоятельств дела и содеянного подсудимым, его личности, а также влияния назначенного наказания на условия жизни его семьи, суд приходит к выводу о возможности исправления Жирова без реального отбывания наказания и, в соответствии со ст. 73 УК РФ, применить к нему условное осуждение.
По тем же основаниям суд полагает возможным не применять к Жирову дополнительное наказание в виде штрафа.
Вместе с тем, оценивая характер и степень общественной опасности содеянного подсудимым, суд не находит оснований, предусмотренных ч. 6 ст. 15 УК РФ, для изменения в порядке п. 6.1 ч. 1 ст. 299 УПК РФ категории инкриминируемого Жирову преступления на менее тяжкую.
Разрешая судьбу вещественных доказательств – гранат Ф-1 (2 штуки), РГД-5 (1 штука) и запалов УЗРГМ-2 (3 штуки) после подрыва, суд руководствуется положениями п. 2 ч. 3 ст. 81 УПК РФ и п. 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», изъятые и приобщенные к уголовному делу, в том числе конфискованные, гражданское и служебное оружие и патроны к нему подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации либо в органы внутренних дел Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 302-304, 308-310 УПК РФ, военный суд
приговорил:
Признать Жирова А.В. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222.1 УК РФ, на основании которой назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 6 (шесть) лет без штрафа.
В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное осужденному Жирову А.В. наказание в виде лишения свободы на срок 6 (шесть) лет считать условным с испытательным сроком 5 (пять) лет, в течение которого условно осужденный должен своим поведением доказать свое исправление.
На основании ч. 5 ст. 73 УК РФ возложить на условно осужденногоЖирова А.В. обязанность не менять постоянного места жительства без уведомления командования воинской части, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, а в случае увольнения с военной службы уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного.
Меру пресечения Жирову А.В. – подписку о невыезде и надлежащем поведении – до вступления приговора в законную силу оставить без изменения.
По вступлении приговора в законную силу вещественные доказательства по делу – гранаты Ф-1 (2 штуки), РГД-5 (1 штука) и запалы УЗРГМ-2 (3 штуки) после подрыва (т. 1 л.д. 130, 131), – передать в УМВД по <данные изъяты> городскому округу, расположенное по адресу: <адрес>.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Реутовский гарнизонный военный суд в течение пятнадцати суток со дня его постановления. В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.
Председательствующий В.П. Павлюкович