УИД 66RS0№40817810604900317040-14
Мотивированное решение составлено 19.09.2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12.09.2022 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Сидоровой С.А., при секретаре Остроуховой Е.С., с участием истца Кочетковой И.А., представителя ответчика Гылкэ Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1690/2022 по исковому заявлению Кочетковой ФИО10 к МУП ЖКХ «Сысертское» об определении порядка внесения платы за холодную воду, взыскании компенсации морального вреда, расходов,
УСТАНОВИЛ:
Кочеткова И.А. обратилась в суд с иском к МУП ЖКХ «Сысертское» об определении порядка внесения платы за холодную воду, взыскании компенсации морального вреда, расходов.
В обоснование иска указала, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская <адрес>. Истцом заключен договор на отпуск питьевой воды с МУП ЖКХ «Сысертское». В связи с большими начислениями за летний полив истец обратилась в МУП ЖКХ «Сысертское» ДД.ММ.ГГГГ, до начала летнего полива, с просьбой начислять по фактически поливаемой площади, с предоставлением кадастрового паспорта земельного участка. Обращение истца было проигнорировано. До августа 2021 года при оплате за воду начислений за летний полив в квитанциях не было. 17.08.2021 Кочеткова И.А. увидела в квитанциях огромное начисление и обратилась за разъяснениями. На полученную информацию истец предоставила контррасчет, который также был проигнорирован МУП ЖКХ «Сысертское». Вопрос находится на контроле весь период. В августе 2021 года истец разрешила войти в домовладение для подтверждения невозможности установки счетчика холодной воды
От МУП ЖКХ «Сысертское» были допущены отправленные работники, которые подтвердили при выезде невозможность установки счетчика холодной воды, т.к. для установки надо передвигать трубу, убрать входной ран, что нарушает действующую конструкцию, также в месте предполагаемой установки повышенная влажность, промерзание зимой. Даже при одной из указанных причин установка счетчика не возможна. Также данные работники МУП ЖКХ «Сысертское» видели отсутствие установленного оборудования потребления воды.
После разъяснения работником прокуратуры, истец обратилась в специализированную организацию которая подготовила расчеты. В техническом паспорте Приложение № 1 «Инвентарный план» обозначены границы земельного участка по данным текущей инвентаризации от 14.05.1999, что идентично кадастровому паспорту, предоставленному МУП ЖКХ «Сысертское» 18.05.2021 № 349, и обратилась с заявлением о перерасчете с даты первичного заявления, т.к. площадь под строениями не менялась с 1999 года, что видно из предоставленных документов. МУП ЖКХ «Сысертское» перерасчет не сделало.
Кочеткова И.А. передала в МУП ЖКХ «Сысертское» дополнительное соглашение к действующему договору 25.03.2022.
Учитывая характер нарушений прав истца, негативные последствия, выразившиеся в нравственных и физических страданиях, обеспокоенность, бессонница, чувство неуверенности и несправедливости, которые истец пережила и переживает по настоящее время, пренебрежительное отношение к истцу со стороны МУП ЖКХ «Сысертское», завышенные суммы за холодное водоснабжение, летний полив, начисление за мойку автотранспорта, которое не производилось в результате некорректных и неправильных данных, которые ответчик применял, и истец уверена, продолжит применять при расчете сумм за коммунальные услуги, степень его вины, который сознательно применил при расчетах ошибочные данные (истец обращалась к ответчику с просьбой устранить ошибку и насчитывать суммы оплаты коммунальных услуг исходя из реальных данных), причинённый моральный вред истец оценивает в размере 95 000 рублей. МУП ЖКХ «Сысертское» производит начисление за непоставленную воду, навязывает плату за мойку автотранспорта, не учитывает при расчете за летний полив с 2021 года площадь, занимаемую постройками, несмотря на предоставленные для этого документы и заявления для перерасчета. На действия монополиста поставщика воды МУП ЖКХ «Сысертское» поданы жалобы в Южный Екатеринбургский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, РЭК Свердловской области. Департамент Государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в исх. № 29-02-05/19807 от 31.05.2022 сообщил, что понудить исполнителя можно только в судебном порядке.
Истец просила обязать определить порядок внесения платы за холодную воду МУП ЖКХ «Сысертское» с 01.01.2021 за пользование летним водопроводом только за два месяца с июня по июль, вычесть площадь, занятую надворными строениями в размере 324 кв.м. при расчете поливочной площади. Обязать определить порядок внесения платы за холодную воду МУП ЖКХ «Сысертское» с 01.01.2021 по нормативам потребления холодного водоснабжения учесть 1,66 куб. метр в месяц на 1 человека в соответствии с действующим законодательством. Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 95 000 рублей. Взыскать с ответчика госпошлину 300 руб.
Истец Кочеткова И.А. в судебном заседании, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, исковые требования поддержала в полном объеме. Не согласна с установленными РЭГ Свердловской области тарифами и нормативами, намерена их оспаривать. Пояснила, что до подачи заявления в мае начисление было за весь земельный участок с учетом полива. В июне сделали по квитанции перерасчет за май 2022 года. За 2021 год изменения никакого не было. С 01.05.2022 начисляется по площади земельного участка исходя из данных, предоставленных истцом в феврале 2021 года. Дом газифицирован, есть раковина, установила септик. Ванны и туалета в доме нет.
Представитель ответчика МУП ЖКХ «Сысертское» Гылкэ Т.М. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав доводы письменных возражений, имеющихся в материалах дела. Дополнительно пояснила, что для начислений руководствуются двумя постановлениями: постановление РЭК для определения площади летнего полива и постановление РЭК для того, чтобы определить индивидуальное потребление внутри жилого помещения (нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению жилых помещений на территории СО). Используют норматив, который значится без ванны и душа с газоснабжением 3,64 за одного человека. Норматив, который предлагает истец 1.66 не относится к газифицированным домам. Они и так применили к ней самый дешевый норматив без ванны. Установлено, что у истца есть выгребная яма, т.е. есть унитаз, раковина, и по такому нормативу начисляют истцу. Для применения нормативов и тарифов для начисления не имеет значения, имеется или нет техническая возможность установить счетчик. Если счетчик не установлен, начисления идут по тарифам и нормативам, установленным РЭГ Свердловской области.
Представитель третьего лица Региональной экономической комиссии Свердловской области в судебное заседание не явился, причина неявки неизвестна.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом было определено о рассмотрении дела при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу требований части 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г., N 306 норматив потребления коммунальных услуг - месячный объем потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами (органами государственной власти субъекта РФ) (п. 2, 4 Правил). Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления (п. 12 Правил). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (п. 13 Правил).
Согласно п. 13 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1 к настоящим Правилам.
Норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для полива земельного участка устанавливается на месяцы календарного года, соответствующие периоду использования холодной воды по указанному направлению, устанавливаемому уполномоченным органом в зависимости от климатических условий субъекта Российской Федерации.В соответствии со ст. 13 Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Абзацем 13 пункта 2 Правил № 354 определено понятие норматива потребления коммунальной услуги - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, предусмотренных Правилами № 354.
Согласно Указу Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 № 1067-УГ «Об утверждении положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области» Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (РЭК Свердловской области) является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, надбавок, индексов, ставок, сборов, размеров платы), а также установления нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целом содержания общего имущества в многоквартирном доме в порядке, определенном Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.
Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях на территории Свердловской области, утверждены постановлением РЭК Свердловской области от 27.08.2012 № 131-ПК «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях на территории Свердловской области».
Подпунктом «ж» пункта 19 Правил № 354 установлено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать порядок определения объема (количества) потребленного коммунального ресурса исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, показаний приборов учета или иным указанным в Правилах способом.
Судом установлено, что Кочеткова И.А. является собственником земельного участка, кадастровый номер №40817810604900317040 категория земель: земли населенных пунктов, вид использования: под жилой дом индивидуальной жилой застройки, площадью 666 кв.м, и жилого дома, площадью 42,3 кв.м, расположенных по адресу: Свердловская область г.Сысерть ул.Белинского 39, что
01.10.2010 между МУП ЖКХ «Сысертское» и Кочетковой И.А. заключен договор № 255 от 01.10.2010 на отпуск питьевой воды, в соответствии с которым поставщик обязуется подавать абоненту через присоединяемую сеть питьевую воду в жилой дом, расположенный по адресу: г. Сысерть, ул. Белинского 39, а абонент обязуется оплачивать оказанные услуги. Учет количества использованной хозпитьевой воды определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды по показаниям средств измерений; в случае их неисправности или отсутствия - расчетным путем по нормативам.
Истец ссылается на неправомерность расчета ответчика за коммунальные услуги. Вместе с тем, судом установлено, и следует из материалов дела, что прибор учета воды на системе централизованного холодного водоснабжения Кочетковой И.А. до настоящего времени не установлен.
В связи с отсутствием указанного прибора на системе централизованного холодного водоснабжения в д. 39 по ул. Белинского, МУП ЖКХ «Сысертское» был произведен расчет потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек в соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27 августа 2012 г. N 133-ПК "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек по направлениям использования на территории Свердловской области" и п. «в» п. 20 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Для расчета были использованы документы, предоставленные истцом в МУП ЖКХ «Сысертское», согласно которым площадь земельного участка составляет 666 кв.м, жилого дома - 42,3 кв.м. МУП ЖКХ «Сысертское» был произведен расчет платы на площадь земельного участка за вычетом площади жилого дома (666 - 42, 3= 623,7).
05.03.2022 истцом в МУП ЖКХ «Сысертское был предоставлен технический паспорт домовладения по <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого с ДД.ММ.ГГГГ до момента установки прибора учета воды, МУП ЖКХ «Сысертское» производит начисление платы за летний полив из расчета S земельного участка истца в размере 354 кв.м (678 - 279 – 45), что является правомерным.
Пунктом 2 Примечания Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27 августа 2012 г. N 133-ПК установлено, что нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для полива земельного участка применяется с 01 мая по 31 августа соответствующего календарного года.
Данное положение принято Региональной энергетической комиссией Свердловской области в пределах её полномочий, в связи с чем у суда отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности самостоятельно устанавливать иной период (с июня по июль), как того требует истец.
В связи с отсутствием у истца установленного прибора учета холодной воды на системе централизованного холодного водоснабжения МУП ЖКХ «Сысертское» был произведен расчет потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в соответствии с Постановлением РЭК Свердловской области от 27.08.2012г. № 131-ПК с применением норматива 3,64 куб. м. на 1 человека в месяц (п. 2.7 постановления «без ванн и душа с газоснабжением»).
Норматив в размере 1,66 куб. м. на 1 человека в месяц (п. 7 постановления) не может быть применен для начисления платы истцу, так как жилой <адрес> газифицирован, в доме имеются сантехнические приборы, что подтверждается объяснениями истца о наличии раковины и наличием установленного септика (выгребной ямы) у дома.
Суд находит такой расчет правомерным.
Сторона истца ссылается на тот факт, что установить счетчик холодной воды в принадлежащем ей доме не представляется возможным. Между тем, из акта обследования от 31.08.2021, составленного сотрудниками МУП ЖКХ «Сысертское», следует, что техническая возможность установка прибора учета воды без реконструкции капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем имеется.
Истец в данном акте дописала, что при осмотре было озвучено, что надо передвигать трубу и убирать кран на входе, также не позволяет температурный режим в подполе. В связи с чем ею был сделан вывод о невозможности установления счетчик холодной воды. Между тем, данные доводы суд находит несостоятельными.
Впоследствии установить степень благоустройства жилого дома истца МУП ЖКХ «Сысертское» не представилось возможным, так как истец не обеспечил доступ в жилой дом представителей ответчика, что подтверждается уведомлением от 23.05.2022, служебной запиской экспедитора-курьера МУП ЖКХ «Сысертское» от 23.05.2022 и служебной запиской начальника участка водоснабжения Васильева В.Г. от 27.05.2022.
Согласно части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с частью 3 названной выше статьи суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4 статьи 67 и пункт 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Разрешая спор, суд приходит к выводу о том, что действия МУП ЖКХ «Сысертское» по начислению истцу платы за холодную воду являются правомерными, основанными на нормативах и тарифах, установленных РЭГ Свердловской области с учетом документов, представленных стороной истца. Оснований для перерасчета платы и изменения размера платы за коммунальные услуги в данном случае судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца об определении порядка внесения платы за холодную воду.
Поскольку судом не был установлен факт нарушения прав истца действиями (бездействием) со стороны ответчика, суду не представлено каких-либо доказательств причинения истцу морального вреда, суд не находит оснований для удовлетворения требования истца о компенсации морального вреда.
Поскольку в удовлетворении исковых требований истцу отказано, требования о взыскании судебных расходов удовлетворению также не подлежат.
Иных требований суду не заявлялось, предметом рассмотрения не являлось.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кочетковой ФИО11 (паспорт 6512 №40817810604900317040) к МУП ЖКХ «Сысертское» (ИНН №40817810604900317040) оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Сысертский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательном виде.
Судья С.А. Сидорова