Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-166/2022 ~ М-144/2022 от 22.04.2022

Дело № 2- 166/2022

48RS0017-01-2022-000204-04

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2022 года с. Тербуны

Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Богомаз М.В.,

при секретаре Лапшиной В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышова Александра Николаевича к ГУ- ОПФ Российской Федерации по Липецкой области о признании права на досрочную страховую пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Чернышов А.Н. обратился в суд с иском к ГУ - ОПФ Российской Федерации по Липецкой области о признании за ним права на досрочную страховую пенсию в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», ссылаясь на то, что 07.07.2020 г. он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости. 17.02.2022 г. им получено решение об отказе в установлении пенсии в связи с тем, что его специальный педагогический стаж составляет 25 лет на 18.08.2021 г., поскольку ответчиком не был засчитан период работы в должности старшего пионервожатого средней школы <адрес> c 24.10.1989 г. по 03.12.1990 г. (1 год 1 месяц 10 дней). С решением пенсионного органа истец не согласен, так как включение в специальный стаж периода работы в должности пионервожатого было предусмотрено ранее действовавшим законодательством, следовательно, спорный период должен быть засчитан в специальный стаж для досрочного назначения пенсии. Полагал датой возникновения права на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью 08.07.2020 г., а соблюдая сроки переноса обращений граждан за назначением пенсии с момента возникновения права на нее, с учетом сроков, предусмотренных на 2020 год (через 1,6 г. со дня возникновения права), полагал, что страховая пенсия может быт ему назначена с 08.01.2022 г. Истец просил признать за ним право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, включив в специальный стаж период с 24.10.1989 г. по 03.12.1990 г., обязать ответчика назначить пенсионные в соответствии с приложением № 7 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., взыскать расходы по оплате госпошлины.

Истец Чернышов А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы иска, уточнил, просил назначить пенсию с 08.02.2022 года, с момента обращения в пенсионный орган. На требованиях о возмещении расходов по оплате госпошлины не настаивал.

Представитель ответчика ГУ - ОПФ Российской Федерации по Липецкой области Золотухин С.В. исковые требования не признал, полагал решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости от 08.02.2022 года законным и обоснованным, поскольку педагогическая деятельность истца протекала после отмены постановления Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, на момент прекращения действия постановления отсутствовал необходимый стаж. Дополнительно пояснил, что назначение пенсии носит заявительный характер, в связи с чем, в случае зачета в специальный стаж спорного периода, пенсия истцу может быть назначена не ранее даты обращения с заявлением о ее назначении 08.02.2022 г. Поданное в 2020 году истцом заявление не является заявлением о назначении пенсии, а является заявлением о проведении предварительной работы по оценке его пенсионных прав.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Право на получение пенсии является конституционным правом истца.

Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.

В соответствии с ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Пенсионным законодательством Российской Федерации установленапрямая зависимость права гражданина на пенсию от его трудовой и иной деятельности. Основанием для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

Согласно части 1, 1.1 статьи 8 Федерального Закона РФ от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.

Согласно положений приложения № 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, у которых в 2020 году возникнет право на назначение пенсии, пенсия может быть назначена не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Вместе с тем, гражданам, которые указаны вчасти 1 статьи 8,пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30,пункте 6 части 1 статьи 32настоящего Федерального закона и которые в период с 1 января 2019г. по 31 декабря 2020г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 1 января 2019г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старостиможет назначатьсяранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложением 6 настоящего Федерального закона, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков (Федеральный закон от 3 октября 2018г. N350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий").

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по стрости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992г.

Судом установлено, что 08.02.2022 года Чернышов А.Н., полагая, что выработал необходимый для назначения страховой пенсии стаж педагогической деятельности, с учетом переноса срока на обращение за ней на 1 г. 6 мес. согласно приложения № 7, обратился в ГУ - ОПФ Российской Федерации по Липецкой области с заявлением о назначении страховой пенсии.

Решением от 17.02.2022 года № 220000007356/30761/22 ГУ - ОПФ Российской Федерации по Липецкой области отказало Чернышову А.Н. в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального Закона РФ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия специального стажа, полагая, что специальный стаж им выработан 18.08.2021 г. (право на назначение пенсии возникнет 18.08.2024 г.).

В специальный стаж Чернышова А.Н. пенсионным органом не засчитан период с 24.10.1989г. по 03.12.1990 г. в должности старшего пионервожатого.

Суд не может согласиться с выводами ответчика, не включившим в специальный стаж истца спорный период работы в должности пионервожатого в МБОУ СОШ <адрес> по следующим основаниям.

Согласно п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачёту в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учётом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Согласно сведениям трудовой книжки Чернышова А.Н., копий приказов по Тербунскому РОНО № 85 от 20.10.1989 г., № 105 от 03.12.1990 г., приказов по <адрес> средней школе № 34 от 20.10.1989 г., № 57 б от 03.12.1990 г. истец с 24.10.1989г. по 03.12.1990 г. работал в должности старшего пионервожатого 2-Тербунской средней школы.

В лицевых счетах начисления заработной платы МБОУ СОШ <адрес> за ноябрь 1989 г. – ноябрь 1990 года указан пионервожатый Чернышов А.Н., отражен размер его заработка в указанный период.

Право на включение в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью работы в должности пионерским вожатым было предусмотрено Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, являющимся приложением к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, действовавшим в спорный период.

Исходя из позиции Конституционного Суда РФ, стаж должен исчисляться на основании законодательства, действовавшего во время выполнения указанной деятельности.

Во время работы Чернышова А.Н. в должности пионервожатого <адрес> средней школы (в настоящее время МБОУ СОШ <адрес>) действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

В силу п.4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397период работы в должности "пионервожатый" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Материалами пенсионного дела Чернышова А.Н. подтверждается, что на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии, то есть на 08.02.2022 года у него более 2/3 необходимого стажа приходится на работу, которая дает право на пенсию в связи с педагогической деятельностью. Период работы в должности пионервожатого составляет 1 год 1 месяц 10 дней.

Таким образом, исходя из вышеприведенного законодательства, период работы истца Чернышова А.Н. в должности пионервожатого <адрес> средней школы (в настоящее время МБОУ СОШ с. <адрес>) с 24.10.1989 г. по 03.12.1990 г. подлежат зачету в стаж педагогической деятельности для назначения досрочной страховой пенсии.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренныхчастями 5,6,6.1,6.3настоящей статьи,статьей 25.1настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом включения в специальный стаж истца Чернышова А.Н спорного периода, его специальный стаж по состоянию на 08.07.2020 г. года составил 25 лет, что дает ему право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», следовательно, с учетом положений приложения № 7 о переносе сроков назначения пенсий, ОПФР по Липецкой области обязан назначить истцу страховую пенсию с даты обращения с заявлением о ее назначении с 08.02.2022 г.

На требованиях о возмещении судебных расходов по оплате госпошлины истец не настаивал.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Признать за Чернышовым Александром Николаевичем право на страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».

Обязать ГУ - ОПФ Российской Федерации по Липецкой области назначить Чернышову Александру Николаевичу с 08.02.2022 года страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности, засчитав в специальный стаж период с 24.10.1989 года по 03.12.1990 года.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд Липецкой области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий (подпись)

Мотивированное решение изготовлено 17 мая 2022 года

2-166/2022 ~ М-144/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чернышов Александр Николаевич
Ответчики
ОПРФ по Липецкой области
Суд
Тербунский районный суд Липецкой области
Судья
Богомаз М.В.
Дело на сайте суда
terbunsud--lpk.sudrf.ru
22.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.04.2022Передача материалов судье
25.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2022Судебное заседание
17.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее