Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-7420/2022 ~ М-6237/2022 от 16.06.2022

Дело № 2-7420/2022

УИД: 11RS0001-01-2022-009568-69

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

                        

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Поповой Т.А.,

при секретаре Казаковой Е.Н.,

с участием прокурора Торговых В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 10 августа 2022 года гражданское дело по иску прокурора г.Ухты в интересах Озадкиной ... к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов, взыскании компенсации морального вреда

у с т а н о в и л:

Прокурор г.Ухты в интересах Рзадкиной Т.П. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата в размере 1215,5 руб., взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 руб., указывая, что истец имеет право на бесплатное обеспечение данным лекарственным препаратом по имеющемуся у нее заболеванию, однако по выписанному рецепту своевременно им не обеспечена, понесла расходы на приобретение препарата за свой счет, чем нарушено конституционное право на охрану здоровья, причинен моральный вред.

В судебном заседании прокурор требования поддержала.

Истец, ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняли. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьей 167 ГПК РФ, 165.1 ГК РФ.

Заслушав доводы прокурора, исследовав письменные материалы дела, и, оценив в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ все представленные сторонами доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Озадкина Т.П. имеет заболевание ... имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами. Так, согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", в разделе "Категории заболеваний" названы "онкологические заболевания" в соответствующей ему графе "Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения" указано - "все лекарственные средства".

22.03.2022 истцу выписан рецепт серии ... на лекарственный препарат ... 1 мг., №30, в количестве 2 упаковки по региональной льготе. В тот же день рецепт предъявлен в аптеку и поставлен на отсроченное обслуживание ввиду отсутствия в аптечной сети, обеспечена им истец 02.06.2022.

В связи с несвоевременным обеспечением лекарственного препарата истец приобрела 14.05.2022 оду упаковку препарата ... стоимостью 1215,5 руб., что подтверждается кассовым чеком.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежит оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Из приведенных выше положений закона следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Республики Коми) зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями граждан, страдающих заболеваниями, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.

Положением о Министерстве здравоохранения Республики Коми предусмотрено, что для реализации задач Министерство исполняет следующие государственные функции: исполняет функции организатора по обеспечению граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания; разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, в том числе государственные программы Республики Коми, а также территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Коми, включающую в себя программу обязательного медицинского страхования (п. п. 6 п. 9), исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству (п. п. 33 п. 9 Положения).

Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти, осуществляющим проведение торгов по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготных категорий граждан, обеспечивает их наличие в аптечных учреждениях, осуществляющих льготный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

В соответствии с пунктом 12 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных приказом Минздрава России от 24.11.2021 №1093н отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли. В случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки (далее - отсроченное обслуживание): рецепт с пометкой "statim" (немедленно) обслуживается в течение одного рабочего дня со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт с пометкой "cito" (срочно) обслуживается в течение двух рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепты на лекарственные препараты, назначаемые по решению врачебной комиссии, обслуживаются в течение пятнадцати рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли. Запрещается отпускать лекарственные препараты по рецептам с истекшим сроком действия, за исключением случая, когда срок действия рецепта истек в период нахождения его на отсроченном обслуживании. При истечении срока действия рецепта в период нахождения его на отсроченном обслуживании отпуск лекарственного препарата по такому рецепту осуществляется без его переоформления.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.

Таким образом, если гражданин, имеющий право на получение государственной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином либо членом его семьи стоимости этих лекарственных препаратов за счет собственных средств или средств его семьи, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.

Принимая во внимание, что в связи с имеющимся у истца заболеванием она не была обеспечена лекарственным препаратом бесплатно в сроки, предусмотренные Порядком отпуска лекарственных препаратов для применения, утвержденным приказом Минздрава России от 11.07.2017 №403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность», что свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь, приобрела лекарство за счет собственных средств, в соответствии со статьями 12,15 Гражданского кодекса Российской Федерации, денежные средства в размере 1215,5 руб. подлежат взысканию с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу истца.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Принимая во внимание, что истец обеспечена лекарственными препаратами с нарушением предусмотренных законом сроков, то есть гарантированное государством право на своевременное лекарственное обеспечение истца нарушено, суд находит требования о взыскании компенсации морального вреда обоснованными.

Определяя размер компенсации, суд учитывает срок допущенного нарушения, его причины - длительность проведения конкурентных способов закупки, обязательность которых предусмотрена Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, степень вины ответчика, характера и объема причиненных истцу нравственных и физических страданий, связанных с нарушением права на получение бесплатных лекарств для поддержания жизнедеятельности. Несостоявшиеся закупочные мероприятия, а также иные технические причины не могут ограничивать право гражданина на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, назначенными ему по жизненным показаниям, отсутствие предложений поставщиков не влечет для Министерства здравоохранения Республики Коми освобождения от обязанности обеспечения нуждающихся лиц лекарственными средствами и медицинскими препаратами в сроки, установленные законом. Истец нуждается в постоянном, непрерывном приеме лекарственных средств, отсутствие лекарственных препаратов, безусловно, усугубляет и без того тяжелое состояние истца, поскольку неоказание бесплатной гарантированной государством помощи, вызывает у нее чувство несправедливости, страха, переживаний и опасений за состояние своего здоровья, отсутствие лекарств может поставить жизнь и здоровье истца в опасность, осложнить течение заболевания, с учетом указанных обстоятельств суд полагает необходимым взыскать с Минздрава Республики Коми в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Озадкиной ... расходы на приобретение лекарственного препарата в размере 1215,5 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца.

Судья             Т.А.Попова

    

2-7420/2022 ~ М-6237/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Озадкина Татьяна Петровна
Прокурор г. Ухты РК
Ответчики
Министерство здравоохранения РК
Другие
ГУП РК "Государственные аптеки РК"
ГБУЗ РК "Ухтинская городская поликлиника"
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Попова Татьяна Анатольевна
Дело на странице суда
syktsud--komi.sudrf.ru
16.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2022Передача материалов судье
22.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2022Судебное заседание
10.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2023Дело оформлено
19.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее