Дело № 2-1837/2022
УИД 86RS0007-01-2022-002671-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2022 года г.Нефтеюганск. Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа -Югры в составе председательствующего судьи Фоменко И.И., при помощнике судьи Харченко Н.Н., с участием представителя истца – Горбуновой Е.В., представителя ответчика – Лаюковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Медведевой Натальи Александровны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об оспаривании решений об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
Медведева Н.А. обратилась в суд с иском, уточнив который просит: признать за нею право на досрочную страховую пенсию по стрости на 01.09.2021; признать незаконными решения пенсионного органа № от 04.07.2018, № от 07.12.2020, № от 10.02.2022 в части отказа во включении периода работы с 05.06.2000 по 15.10.2001, в стаж работы в святи с лечебной деятельностью, обязав ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 28.01.2022.
Свои требования истец мотивировала тем, что трижды подавала в пенсионный фонд заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости, на которые были получены отказы вышеуказанными решениями со ссылкой на отсутствие необходимого стажа - 25 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья в учреждениях здравоохранения, при этом ответчик не включил период ее работы с 05.06.2000 по 15.10.2001 в стаж работы в связи с лечебной деятельностью.
Отказывая во включении указанного периода работы, в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию, ответчик ссылается на то, что должность медицинской сестры по экспертизе не предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 и Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, с чем истец не согласна, поскольку зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования с 21.07.1999. Индивидуальными сведениями № (Форма СЗВ-1) за 2000 год и индивидуальными сведениями № (форма СЗВ-1) за 2001 год, а также справками, уточняющими особый характер работы, подтверждается, что спорный период работы был включен работодателем в выслугу лет, в связи с лечебной деятельностью (код ЗП81СМ).
Согласно решению № от 17.12.2020, стаж работы истца на 05.08.2020 по пункту 20 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составляет 22 года 07 месяцев 02 дня. Соответственно с зачетом спорного периода работы (1/4/11) продолжительность льготного стажа составит 23 года 11 мес. 13 дней.
Следовательно, право на назначение досрочной страховой пенсии у истца возникло не позднее 01.09.2021, при необходимом 25-летним стажем работы, связанной с лечебной деятельностью.
В судебное заседание истец не явилась, ее представитель, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями истца не согласилась в полном объеме по основаниям, указанным в оспариваемых решениях об отказе истцу в установлении пенсии.
Представитель третьего лица – БУ ХМАО – Югры «Нефтеюганская районная больница» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статья 39 Конституции РФ гарантируют социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Права гражданина на получение государственной пенсии по возрасту не ограничивается условием достижения определенного возраста, начиная с которого трудовая деятельность засчитывается в трудовой стаж.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01.01.2015 (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781,
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.
Таким образом, назначение лицу досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ возможно при наличии одновременно двух условий: работа в соответствующих должностях и осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона N 400-ФЗ).
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ. Судом установлено, что истец Медведева Н.А., зарегистрированная в системе обязательного пенсионного страхования 21.07.1999, трижды: 13.01.2018, 21.09.2020 и 28.01.2022, обращалась в пенсионный орган: сначала в ГУ - УПФР в г.Нефтеюганске ХМАО – Югры (межрайонное), в последствие, после упразднения последнего, в ГУ – ОПФР по ХМАО – Югре с заявлениями о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, в чем решениями пенсионного органа № от 04.07.2018, № от 07.12.2020 и № от 10.02.2022 истцу отказано, в связи с отсутствием на момент обращения, требуемого 25-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа.
При этом, при первом обращении истца, по подсчетам пенсионного органа, ее стаж по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ составлял 21 год 06 месяцев 23 дня, при втором обращении – 22 года 07 месяцев 02 дня и при третьем – 24 года 04 месяца 03 дня.
Отказывая в установлении истцу пенсии, пенсионным органом не был включен в 25-летний стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа период работы истца медицинской сестрой по экспертизе кабинета клинико-экспертной комиссии с 05.06.2000 по 15.10.2001 в МУ «Центральная районная больница № 1» - в настоящее время БУ ХМАО – Югры «Нефтеюганская районная больница», поскольку должность «медицинская сестра по экспертизе» не предусмотрена Списками от 22.09.1999 № 1066 от 29.10.2002 № 781.
Действительно, вышеуказанными списками должность «медицинская сестра по экспертизе», в том числе «кабинета клинико-экспертной комиссии» не предусмотрена, в связи с чем, несмотря на наличие справки БУ ХМАО – Югры «Нефтеюганская районная больница», уточняющей особый характер работы истца от 12.01.2018 № 88 и сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ-ИЛС на имя истца по состоянию на 30.09.2020, в которых спорный период работы истца значится как льготный и имеет указание на код ЗП81СМ, у пенсионного органа имелись основания для отказа истцу в установлении досрочной страховой пенсии по старости по заявлению от 21.09.2020, поскольку, даже с учетом этого периода работы, истцу не хватало требуемого 25-летнего стажа лечебной деятельности (22/07/02+1/4/11).
На момент же рассмотрения заявления истца о назначении пенсии от 28.01.2022, в выписке о состоянии ее индивидуального лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ-ИЛС в спорном периоде работы истца код ЗП81СМ уже отсутствовал, нет его в нем и в настоящее время, при том, что внесение сведений персонифицированного учета в силу статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" возложено на работодателя, который представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, а Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 8.1 названного закона осуществляет внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.
Принимая во внимание, что работодатель истца не считает спорный период работы льготным, заявленные истцом требования подлежат отклонению в полном объеме за их необоснованностью.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Медведевой Натальи Александровны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об оспаривании решений об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Нефтеюганский районный суд.
В окончательной форме решение принято 17.06.2022.
СУДЬЯ: подпись