<номер>
УИД 22RS0<номер>-43
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 марта 2022 года <адрес>
Судья Павловского районного суда <адрес> Кречетова О.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении
и.о. заведующего МБДОУ детского сада «Огонек» Степановой О. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки России, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>1,
привлекаемой за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении <номер> от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, составленному главным специалистом-экспертом отдела надзора за гигиеной детей и подростков и гигиеной питания Управления Роспотребнадзора по <адрес> Ленда И.С. при непосредственном обнаружении правонарушения, должностным лицом – и.о. заведующего МБДОУ д\с «Огонек» ДД.ММ.ГГГГ в 07:00 час. по адресу <адрес> в <адрес> не выполнены требования пунктов 1 и 2 постановления главного государственного санитарного врача <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ не организовано проведение профилактических прививок сотрудников МБДОУ детский сад «Огонек» от новой коронавирусной инфекции первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до ДД.ММ.ГГГГ – вторым компонентом вакцины с охватом не менее 60% от общей численности работающих в сфере образования, отнесенных согласно п.1 названного постановления <номер> к категории граждан, подлежащих иммунизации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ Степанова О.В. не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела лично ДД.ММ.ГГГГ, в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в связи с чем судья счел возможным рассмотреть дело без ее участия.
Ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ вину в совершении административного правонарушения Степанова О.В. не признала, пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исполняла обязанности заведующей МБДОУ д/с «Огонек», после возложения на нее обязанностей заведующего дважды проводила общие собрания по поводу вакцинации, а также постоянно вела личные беседы с сотрудниками, убеждала их поставить прививки, в том числе привилась сама, однако смогла уговорить к ДД.ММ.ГГГГ поставить прививки только троих, остальные прививаться отказались. Вопрос по отстранению от работы не разрешался, так как многие сотрудники были на больничном, в отпусках, остановить работу детского сада она не могла. Методические рекомендации по организации вакцинации до нее доведены не были. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ из 15 занятых сотрудников детского сада привито 13 человек, у 1 имеется медотвод, 1 отстранен от работы.
Исследовав представленные материалы, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность (п.5), истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (п.6).
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, которые совершены в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 715. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В статье 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) закреплена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и выполнять установленные в соответствии с названным Законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" статьи 10 Закона N 68-ФЗ).
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 417.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а" статьи 10 Закона N 68-ФЗ, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункты "а", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 Закона N 68-ФЗ).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон N 157-ФЗ).
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ).
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19) с ДД.ММ.ГГГГ внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1307н).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 04 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (которое действовало в данной редакции с даты публикации ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ) на территории <адрес> установлены категории граждан, подлежащих иммунизации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе: работающие в сфере образования(п.1).
Пунктом 2 данного постановления руководителям организаций, предприятий всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории <адрес> в сферах, установленных пунктом 1, указано на необходимость организовать: в срок до ДД.ММ.ГГГГ проведение профилактических прививок от новой коронавирусной инфекции первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до ДД.ММ.ГГГГ - вторым компонентом вакцины с охватом не менее 60% от общей численности работающих; информационно-разъяснительную работу среди работников, сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок.
Как усматривается из материалов дела, МБДОУ д/с «Огонек» осуществляет деятельность по дошкольному образованию на основании соответствующей лицензии, лицом, руководство дошкольным учреждением осуществляет заведующая детского сада- Степанова М.Е., что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, Уставом МБДОУ д/с «Огонек».
Степанова О.В. работает воспитателем в данном образовательном учреждении, приказом председателя комитета по образованию и молодежной политике <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-л на Степанову О.В. на период отпуска по беременности и родам Степановой М.Е. было возложено исполнение обязанностей заведующего в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19). Приказом председателя комитета по образованию и молодежной политике <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-л исполнение обязанностей заведующего с ДД.ММ.ГГГГ было возложено на Арчакову А.В.
Следовательно, Степанова М.Е. исполняла обязанности заведующего детским садом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, являлась в этот период должностным лицом муниципального учреждения согласно ст.2.4 КоАП РФ, на которое была возложена обязанность обеспечивать выполнение требований санитарных правил всеми работниками Учреждения (п.3.2 Устава).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по <адрес> (начальником отдела) руководителю МБДОУ «Детский сад «Огонек» было внесено предписание <номер> об обеспечении выполнения п.п.2,2.1,2.2,3 постановления главного государственного врача по <адрес> <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, а также в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить в Управление Роспотребнадзора отчет по вакцинации сотрудников по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).
ДД.ММ.ГГГГ в Управление Роспотребнадзора поступил отчет и.о. заведующей детсадом Арчаковой А.В. по вакцинации сотрудников на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому количество сотрудников по штату составляет 20 человек, занятых- 16, количество привитых- 4 или 25%, количество сотрудников с медотводами, переболевших ковид в последние 6 месяцев, отстраненных от работы, переведенных на дистанционную работу – 0 чел. (л.д.16)
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по <адрес> был составлен протокол об административном правонарушении, в отношении и.о. заведующего МБДОУ д/с «Огонек» Степановой О.В. по ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, в котором ей вменено нарушение ДД.ММ.ГГГГ в 07:00 час. пунктов 1, 2 постановления Главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 04"О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", а именно не организация проведения вакцинации работников детского сада с охватом 60% от числа работников.
Из содержания протокола следует, что нарушения приведенных выше требований, бездействие Степановой О.В. выявлены должностным лицом Управления Роспотребнадзора по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в 07:00 часов при непосредственном обнаружении события правонарушения по месту осуществления деятельности образовательного учреждения: <адрес>, действия предложено квалифицировать по ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В то же время, в силу части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 указанного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, сформулирован правовой подход по вопросу о том, возможна ли переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на часть 1 статьи 20.6.1 данного Кодекса (вопрос 21).
В указанном Обзоре разъяснено, что в силу пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 (редакция от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица данный Кодекс относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Как следует из диспозиции части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, она является общей нормой по отношению к части 2 статьи 6.3 названного Кодекса, что свидетельствует о наличии единого родового объекта посягательства у закрепленных указанными нормами составов административных правонарушений, в качестве которого выступают общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей.
Санкция части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является менее строгой, чем санкция части 2 статьи 6.3 этого Кодекса.
В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 и статьей 20.6.1 данного Кодекса, рассматриваются судьями районных судов.
При таких обстоятельствах в том случае, если при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 данного Кодекса, либо жалобы на постановление по делу о таком административном правонарушении будет установлено, что совершенные лицом действия (бездействие) образуют объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.6.1 данного Кодекса, такие действия (бездействие) подлежат переквалификации.
Принимая во внимание приведенные выше выводы, выраженные в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении судья приходит к выводу о том, что вмененное и.о. заведующего МБДОУ д/с «Огонек» Степановой О.В. деяние, выразившееся в бездействии, состоящем в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ составляет 3 месяца, данный срок истек ДД.ММ.ГГГГ, до поступления протокола об административном правонарушении в суд (ДД.ММ.ГГГГ), что в силу п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ является основанием для прекращения производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Кроме того, в силу ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Как разъяснено в ответе на вопрос <номер> в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2735-О). С учетом изложенного отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6 1 КоАП РФ, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного кодекса).
В данном случае, постановлением Главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 05 внесены изменения и дополнения в постановление Главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 4 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям". В данном постановлении в редакции, которая действовала с ДД.ММ.ГГГГ, указано на необходимость руководителям организаций, предприятий всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории <адрес> в сферах, установленных пунктом 1 данного Постановления, организовать: в срок до ДД.ММ.ГГГГ проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до ДД.ММ.ГГГГ проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции вторым компонентом вакцины с охватом категорий (групп) граждан, указанных в подпунктах 1.1 - 1.2 пункта 1 настоящего постановления не менее 80%.
Таким образом, на день вынесения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и рассмотрения дела постановление Главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 4 действует в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 05, которой для работодателей установлены более длительные сроки для организации вакцинации в трудовом коллективе - до ДД.ММ.ГГГГ 1 компонентом и до ДД.ММ.ГГГГ 2 компонентом вакцины, что улучшало положение Степановой Г.В., которая с ДД.ММ.ГГГГ не исполняла обязанности и.о. заведующего детским садом.
Следовательно, изменение установленных постановлением Главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 4 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 05) сроков организации вакцинации с ДД.ММ.ГГГГ является самостоятельным основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.24.5, 29.9- 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ 20.6.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░.6 ░.1 ░░.24.5 ░░░░ ░░).
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░