Судья: Бегишева Н.В. Дело № 33а-8918/2020
УИД: 63RS0018-01-2020-000720-33
Дело № 2а-672/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 сентября 2020 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Сивохина Д.А., Навроцкой Н.А.,
при секретаре – Моревой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 05 июня 2020 г.,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., возражения Токарева С.Н., Токаревой М.Б., Лебедевой Р.Д., заинтересованное лицо Токарева А.С. на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Токарев С.Н., Токарева М.Б., Лебедева Р.Д. обратились в суд с административным иском к заместителю Главы г.о. Новокуйбышевск Самарской области по вопросам городского хозяйства Румянцеву В.К. и администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области о признании незаконными постановления заместителя Главы г.о. Новокуйбышевск и заключения межведомственной комиссии о признании многоквартирного жилого аварийным и подлежащим сносу.
В обоснование заявленных требований указано, что административные истцы являются собственниками квартир № расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>. На основании заключения межведомственной комиссии от 22 августа 2019 г., постановлением заместителя Главы г.о. Новокуйбышевск по вопросам городского хозяйства Румянцева В.К. от 17 января 2020г. №63 указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, на собственников квартир возложена обязанность по сносу данного дома в течение 6 лет с момента вступления в законную силу постановления. По мнению административных истцов, заключение межведомственной комиссии и постановление о признании многоквартирного жилого аварийным и подлежащим сносу являются незаконными, поскольку состав межведомственной комиссии являлся неполным, т.к. в нее не включены представители органов государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической защиты прав потребителей и благополучия человека; собственников жилых помещений не извещены об обследовании дома. Согласно выводам оспариваемого заключения, физический износ спорного дома на дату обследования составил 70%, что недостаточно для признания его ветхим. В оспариваемом заключении, основанном на заключении НМП «Архитектурно-планировочное бюро» не указано лицо, обратившееся в межведомственную комиссию за признанием дома аварийным и подлежащим сносу. В нарушение пункта 4.1 СП 13-102-2003 Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» в заключении отсутствуют сведения относительно квалификации специалистов; действующий сертификат лазерного дальномера Leica Disto D2; не указаны дата и полные данные муниципального контракта, на основании которого специализированная организация приступила к работам по заданию администрации г.о. Новокуйбышевск; отсутствует техническое задание на проведение работ по обследованию спорного дома; проверочные расчеты не проведены; отсутствуют данные по результатам обследования инженерных сетей, коммуникаций и оборудования, находящиеся внутри здания. В заключении указано, что кровля дома из шифера, что не соответствует действительности. Кроме того, не подтвержден вывод о неравномерной просадке фундамента дома. Обследования чердака и кровельного покрытия не проводились. Допущены также и другие нарушения. Таким образом, обследование жилого дома проведено с нарушением действующего законодательства Российской Федерации.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административные истцы просили суд признать незаконным заключение межведомственной комиссии администрации г.о.Новокуйбышевск от 22 августа 2019 г., признавшей многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу; признать изданное заместителем главы г.о. Новокуйбышевск по вопросам городского хозяйства Румянцевым В.К. постановление от 17 января 2020г. №63 о признании указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; обязать администрацию г.о Новокуйбышевск внести изменения в постановление от 17 января 2020г. № 63 в части исключения указанного многоквартирного жилого дома из списка домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного решения по настоящему административного иска.
Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 05 июня 2020 г. административное исковое заявление удовлетворено частично:
признано незаконным заключение межведомственной комиссии, назначенной распоряжением администрации г.о. Новокуйбышевск от 22 июля 2015г. № 506-р (с изм. от 18 октября 2016г. № Р-563, от 13 июня 2018г. № Р-444, от 20 февраля 2019г. № Р 115, от 17 июля 2019г. № Р-619) о признании многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу;
признано незаконным постановление администрации г.о Новокуйбышевск Самарской области от 17 января 2020г. № 63 «О признании многоквартирных домов аварийными» в части признания аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома по адресу: <адрес>;
на администрацию г.о. Новокуйбышевск Самарской области возложена обязанность по внесению изменений в постановление от 17 января 2020г. № 63 «О признании многоквартирных домов аварийными» (исключить из пункта 1 многоквартирный дом по адресу: <адрес>), о чем уведомить - Новокуйбышевский городской суд Самарской области и административных истцов, в течение месяца со дня вступления в законную силу решения.
В апелляционной жалобе администрация г.о Новокуйбышевск Самарской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного при неправильном применении норм материального права.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании апелляционной инстанции административные истцы Токарев С.Н., Токарева М.Б., Лебедева Р.Д. и заинтересованное лицо Токарев А.С. возражали относительно доводов апелляционной жалобы, полагали решение суда является правильным и отмене не подлежит.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N47.
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В разделе III указанного Положения перечислены условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории непригодных для проживания или аварийных.
Пунктом 7 Положения, установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.
Согласно пункту 33 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания необходимо наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Пунктом 34 Положения, предусмотрено, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Постановлением Госстроя РФ от 20 февраля 2004г. № 10 «Об утверждении критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных» предусмотрено, что к непригодным для проживания относятся, в том числе, жилые дома в аварийном состоянии, ветхие жилые дома. Жилой дом в аварийном состоянии - жилой дом, состояние которого угрожает безопасности проживания граждан. Аварийное состояние жилого дома наступает в результате: а) деформации, повреждения, снижения прочности и несущей способности одного или группы несущих конструктивных элементов (фундаменты, стены, несущие перегородки, колонны, перекрытия, балконы, лоджии, крыши, лестницы и другие несущие конструктивные элементы); б) деформации основания здания; в) получения повреждений во время землетрясений, просадок, неравномерных осадков, стихийных бедствий и т.п., если эти повреждения не могут быть устранены с одновременным конструктивным обеспечением требований строительных норм и правил к жилым зданиям для особых условий строительства и эксплуатации; г) аварии, пожара, в случае если проведение восстановительных работ технически невозможно или нецелесообразно с экономической точки зрения. Ветхий жилой дом - жилой дом с физическим износом, при котором его прочностные и деформационные характеристики равны или ниже предельно допустимых характеристик, установленных нормативными документами для действующих нагрузок и условий эксплуатации. К ветхим жилым домам относятся, в том числе, полносборные, кирпичные и каменные дома с физическим износом свыше 70 процентов.
Пунктом 42 Положения установлено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Как следует из пункта 44 Положения, решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения.
Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
На основании пункта 52 Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Токарева М.Б., Токарев С.Н. являются собственниками квартиры, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, Лебедева Р.Д.- собственником <адрес> указанном доме (т.1 л.д.138,139, 154-156).
Установлено, что жилой <адрес>, 1952 года постройки, является двухэтажным, многоквартирным (т. 1 л.д.40).
Распоряжением Администрации г.о. Новокуйбышевск от 22 июля 2015 г. №506-Р, создана межведомственная комиссия, в состав которой включены, в том числе, представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (т.1 л.д.32).
На основании заключения межведомственной комиссии от 22 августа 2019 г., постановлением заместителя Главы г.о. Новокуйбышевск по вопросам городского хозяйства Румянцева В.К. от 17 января 2020г. №63 указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, на собственников квартир возложена обязанность по сносу данного дома в течение 6 лет с момента вступления в законную силу постановления.
Заключением межведомственной комиссии администрации г.о Новокуйбышевск от 22 августа 2019г. об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, составленным по результатам акта обследования спорного многоквартирного жилого дома, заключения НМП «Архитектурно-планировочное бюро», по результатам технического освидетельствования строительных конструкций дома и на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам сплошного и выборочного натурного обследования технического состояния строительных конструкций многоквартирного дома, о признании дома аварийным и подлежащим сносу, а также данных, приведенных в таблице Ж.1 заключения НМП «Архитектурно-планировочное бюро» (т.1 л.д. 32-78), установлено следующее:
1.Состояние обследуемых строительных конструкций жилого многоквартирного дома находится в недопустимом и аварийном техническом состоянии (физический износ на дату обследования- 70%), вследствие большого наличия дефектов и разрушений, является непригодным к проживанию в нем и эксплуатации его по своему целевому назначению в соответствии с постановлением правительства РФ от 28 января 2006 г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», принято решение признать многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
Также установлено, что заключение НМП «Архитектурно-планировочное бюро» от июля 2018 года по результатам обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома, по вышеуказанному адресу, заказчиком которого явилась администрация г.о. Новокуйбышевск (раздел 3 заключения «Сведения о заказчике»), проведенного на основании, в том числе, муниципального контракта от июля 2018 года, заключенного между НМП «Архитектурно-планировочное бюро» и Администрацией городского округа Новокуйбышевск, содержит выводы о том, что при проведении обследования строительных конструкций спорного здания, выявлены дефекты и повреждения, оказывающие существенное влияние на техническое состояние отдельных конструкций и здания в целом. Наличие указанных дефектов и повреждений конструкций, находящихся в недопустимом и аварийном состоянии, свидетельствует о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации здания. Принимая во внимание длительный срок службы здания, а также состояние (износ) основных несущих конструкций (32,6% согласно техническому паспорту и ведомости повреждений и дефектов от 21 января 1986г.; на дату обследования-70%), проведение капитального ремонта (ремонтно-восстановительных работ) или реконструкции объекта нецелесообразно. Здание, расположенное по адресу: <адрес>, подлежит выводу из эксплуатации с последующим демонтажем строительных конструкций.
При этом, по результатам обследования НМП «Архитектурно-планировочное бюро» дано следующее заключение:
1.Объект обследования - здание жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> не соответствует требованиям нормативно - технической документации в строительстве.
2. Согласно разделу II п.1 (а,б) документа «Критерии и технические условия отнесения зданий к категории ветхих или аварийных» (26) объект обследования признается аварийным.
3. С учетом высокой степени имеющегося физического износа здания (согласно данным справки и ведомости повреждений и дефектов), недопустимого и аварийного состояния ряда несущих и ограждающих конструкций (согласно ведомости дефектов и повреждений, приложение Ж),, основываясь на (24. Пункты 33,34), при рассмотрении вопроса о пригодности здания для использования, рекомендуется:
-признать здание жилого дома аварийным;
-осуществить планирование и снос строения.
4. Здание жилого дома подлежит выводу из эксплуатации и с последующим демонтажем строительных конструкций.
5. До вывода объекта из эксплуатации необходимо:
-ограничить пребывание людей вблизи аварийных участков, оградить зоны, вывесить предупредительные знаки (т.1 л.д. 34-44).
Таким образом, как следует из заключения НМП «Архитектурно-планировочное бюро», основаниями для проведения обследования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, послужили: муниципальный контракт от июля 2018 года, заключенного между НМП «Архитектурно-планировочное бюро» и Администрацией городского округа Новокуйбышевск, описание объекта закупки, Программа проведения обследования (т.1 л.д. 36).
Судом установлено, что вышеуказанный контракт, датированный июлем 2018 года, отсутствует. При этом, из материалов дела, видно, что в качестве обоснования проведенного обследования жилого дома, административным ответчиком представлен муниципальный контракт № № от 04 марта 2019 г., заключенного между заказчиком - администрацией г.о. Новокуйбышевск, в лице руководителя департамента капитального строительства и архитектуры администрации г.о. Новокуйбышевск Нефедова А.В. и исполнителем НМП «Архитектурно-планировочное бюро» в лице директора Прокошиной М.А. (т.2 л.д. 100).
Установлено, что собственники жилых помещений спорного многоквартирного жилого дома, обладающие правом совещательного голоса, к работе межведомственной комиссии не привлекались, о проведении обследования жилого дома в установленном порядке не извещены.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным заключение межведомственной комиссии от 22 июля 2015г. № 506-р и постановление администрации г.о Новокуйбышевск Самарской области от 17 января 2020г. № 63 «О признании многоквартирных домов аварийными» в части признания аварийным и подлежащим сносу спорного многоквартирного дома, суд первой инстанции исходил из того, что указанные документы противоречат требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. № 47.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными.
Ссылки в апелляционной жалобе на заключение НМП «Архитектурно-планировочное бюро», которое, по мнению ответчика, подтверждает с достоверностью тот факт, что спорный многоквартирный дом является аварийным и подлежащим сносу, поскольку проведение капитального ремонта и реконструкции нецелесообразно, а также, что данное заключение дано специалистами, обладающими достаточной квалификацией, отклоняются судебной коллегией.
И материалов дела видно, что заключение НМП «Архитектурно-планировочное бюро» от июля 2018 года по результатам обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, содержит ссылки на «СП 13-102-2003. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», пункт 4.1 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования мониторинга технического состояния» и руководствуется их положениями при обследовании.
Вместе с тем, согласно пункту 4.1 СП 13-102-2003, принятого и рекомендованного к применению в качестве нормативного документа в системе нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 21 августа 2003 года № 153, к проведению работ по обследованию несущих конструкций зданий и сооружений допускают организации, оснащенные необходимой приборной и инструментальной базой, имеющие в своем составе квалифицированных специалистов. Квалификация организации на право проведения обследования и оценки технического состояния несущих конструкций зданий и сооружений должна быть подтверждена соответствующей Государственной лицензией.
Пунктом 4.5 СП 13-102-2003 предусмотрено, что оценку категорий технического состояния несущих конструкций производят на основании результатов обследования и поверочных расчетов. По этой оценке конструкции подразделяются на: находящиеся в исправном состоянии, работоспособном состоянии, ограниченно работоспособном состоянии, недопустимом состоянии и аварийном состоянии.
В силу пункта 4.1 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования мониторинга технического состояния», обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
В пункте 1.4 заключения НПМ «Архитектурно-планировочное бюро» «Сведения о специалистах» указаны: директор НМП «Архитектурно-планировочное бюро» - Прокошина М.А., главный инженер проекта - Каменнова О.Н. Данная группа специалистов назначена на основании приказа директора НМП «Архитектурно-планировочное бюро» Прокошиной М.А. №122 от 02 июля 2018 г. для выполнения работ по обследованию технического состояния строительных конструкций здания в период с 02 июля 2018 г. по 31 июля 2018 г. Сведения относительно квалификации и опыта работы перечисленных специалистов в указанной сфере деятельности в заключении отсутствуют.
Кроме того, в указанном заключении поверочные результаты не указаны, равно как и данные по результатам обследования инженерных сетей, коммуникаций и оборудования жилого <адрес>. Отсутствуют планы с фактическим расположением конструкций, разрезы зданий, чертежи рабочих сечений несущих конструкций и узлов сопряжения конструкций и их элементов в заключении.
Данное заключение в разделе «Проведение диагностики. Техническая диагностика. Контроль геометрических размеров» содержит указание на то, что контролю подлежат все строительные конструкции в объеме не менее 15% от их количества. Работы выполняются с применением оборудования: лазерный дальномер «Leica DISTO D 2», комплект визуального и измерительного контроля. Также, в приложении «Д»- Перечень приборов и оборудования, таблица Д.1- Перечень оборудования и измерительных приборов, используемых при проведении обследования, указан, в том числе, лазерный дальномер «Leica DISTO D 2», заводской номер 0640922087, с назначением «определение расстояний от 0,0 до 50,0 м.», в разделе поверка указан сертификат №073221/515290-2016 действителен до 20 октября 2017г. Указанное свидетельство о поверке лазерного дальномера также имеется в заключении- лист заключения 24 (т.1 л.д. 57).
Требования к средствам измерений регламентированы Федеральным законом от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», согласно пункту 2 части 1 статьи 1 которого предусмотрено, что целью настоящего закона, в том числе, является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.
Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора) (пункт 17 часть 3 статьи 1 указанного Закона).
Статьей 9 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», предусмотрено, что в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Определение соответствия метрологических характеристик средств измерений типовым в процессе эксплуатации производится путем периодической (через установленные межповерочные интервалы) поверки средств измерений органами государственной или ведомственной метрологической службы. При этом положительные результаты поверки (калибровки) удостоверяются поверительным клеймом (калибровочным знаком) или соответствующим свидетельством.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что применение средства измерения - лазерного дальномера «Leica DISTO D 2», у которого истек срок поверки, является нарушением требований действующего законодательства.
Также обоснованно судом не принято во внимание имеющееся в материалах дела свидетельство о поверке лазерного дальномера «Leica DISTO D 2» заводской номер 0640922087 №195850/130804-2017, действительное до 26 декабря 2018 г, ввиду отсутствия сведений о нем в заключении.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оценка соответствия помещения установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. № 47 требованиям, может проводиться по инициативе органа местного самоуправления, отклоняются судебной коллегией, поскольку основаны на неверном его толковании.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не предпринято мер по установлению фактического состояния строительных конструкций спорного многоквартирного дома не могут быть приняты во внимание судебной коллегии.
В силу статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации назначение экспертизы является правом суда при возникновении в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний. При этом в силу части 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду принадлежит право оценивать относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
При этом, в силу пункта 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции представителем административного ответчика не заявлялось ходатайство о назначении по делу экспертизы для установления фактического состояния строительных конструкций спорного многоквартирного жилого дома и он не возражал окончить рассмотрение дела по существу и перейти к судебным прениям.
Также не могут быть приняты во внимание утверждения административного ответчика о том, что суд необоснованно сослался на Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», поскольку по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что требования Токаревой М.Б., Токарева С.Н. Лебедевой Р.Д. в части признания незаконным заключения межведомственной комиссии, назначенной распоряжением администрации г.о. Новокуйбышевск от 22 июля 2015г. № 506-р (с изм. от 18 октября 2016г. № Р-563, от 13 июня 2018г. № Р-444, от 20 февраля 2019г. № Р 115, от 17 июля 2019г. № Р-619) о признании многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу и постановления администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области от 17 января 2020г. № 63 «О признании многоквартирных домов аварийными» в части признания аварийным и подлежащим сносу указанного многоквартирного дома, а также о возложении обязанности устранить допущенные нарушения, являются правомерными и обоснованно удовлетворены судом.
Таким образом, судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционные жалобы не содержат.
Обстоятельства, указанные в апелляционной жалобе, являлись предметом изучения в суде первой инстанции применительно к тем нормам законодательства, которыми следовало руководствоваться, которые были оценены судом правильно, оснований для иных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 05 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –