УИД: 22RS0050-01-2023-000145-68
Дело № 2-119/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 мая 2023 года с. Табуны
Табунский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего – судьи Мозер А.И.,
при секретаре судебного заседания Шаранюк Е.И.,
с участием представителя истца -
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю территориального отдела в Кулундинском, Благовещенском, Суетском и Табунском районах Сергиенко Б.В.
представителя ответчика МУП «Тепловодснаб» - Циха О.В.,
представителя третьего лица
администрации Табунского района Алтайского края - Семеновой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению начальника территориального отдела в Кулундинском, Благовещенском, Суетском и <адрес>х Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Тепловодснаб» о признании бездействий незаконными, обязании совершить действия,
У С Т А Н О В И Л:
начальник территориального отдела в Кулундинском, Благовещенском, Суетском и <адрес>х Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Тепловодснаб» о признании бездействий незаконными, обязании совершить действия.
Исковые требования обоснованы следующим.
МУП «Теповодснаб» договорами на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ передано имущество (акты приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), предназначенное для водоснабжения населения (скважины). Вместе с тем, установлено, что в нарушение действующего законодательства ответчиком (как лицом, осуществляющим деятельность, связанную с использованием скважин) не разработаны проекты зон санитарной охраны на скважины:
- АС 2/2010 <адрес> в 300 м на южной окраине села;
- АС 1/2011 <адрес> в 300 м на южной окраине села;
- Б-87к/83 <адрес>;
- 27/96 <адрес>;
- 2-09 <адрес>, пер. Вокзальный, 11а;
- 45-82 <адрес>.
МУП «Тепловодснаб» осуществляет деятельность добычи и подачи воды населению, и как пользователь недр обязано обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр, безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды. Однако, проект зон санитарной охраны на указанные источники водоснабжения МУП «Тепловодснаб» не разработан, санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны не получен, то есть источники водоснабжения, эксплуатируются с нарушением действующих санитарных норм и правил. Оказывая населению услуги по обеспечению питьевой водой, МУП «Тепловодснаб» обязано обеспечить качество поставляемой воды, ее безопасность для жизни, здоровья потребителей, их имущества. Невыполнением указанных требований санитарного законодательства МУП «Тепловодснаб» нарушаются интересы неопределенного круга лиц; ставит под угрозу окружающую среду, вследствие чего может происходить загрязнение подземных вод. Таким образом, МУП «Тепловодснаб» нарушает действующее санитарное законодательство: ст. 11 п.п. 1-3; п.4 ст. 18; ч.2 ст. 19 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; ст. 43 Водного кодекса РФ, п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения водопроводов питьевого назначения».
На основании изложенного, просит признать действия МУП «Тепловодснаб» противоправными и нарушающими право на санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц; обязать МУП «Тепловодснаб» в срок до 31 июля 2024 года разработать проект зоны санитарной охраны в отношении вышеуказанных источников водоснабжения и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны в установленном законом порядке, в соответствии с требованиями п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения водопроводов питьевого назначения».
Представитель истца - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> территориального отдела в Кулундинском, Благовещенском, Суетском и <адрес>х ФИО3 в судебном заседании поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям, просил признать бездействие МУП «Тепловодснаб», выразившиеся в том, что не разработаны проекты зон санитарной охраны в отношении используемых источников водоснабжения (скважина АС 2/2010 <адрес> в 300 м на южной окраине села; скважина АС 1/2011 <адрес> в 300 м на южной окраине села; скважина Б-87к/83 <адрес>; скважина 27/96 <адрес>; скважина 2-09 <адрес>, пер. Вокзальный, 11а; скважина 45-82 <адрес>) и не получены санитарно-эпидемиологические заключения, противоправными и нарушающими право на санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц; обязать МУП «Тепловодснаб» разработать проект зоны санитарной охраны в отношении вышеуказанных используемых источников водоснабжения и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны в установленном законом порядке.
Представитель ответчика МУП «Тепловодснаб» Цих О.В. в судебном заседании признал исковые требования в полном объеме, кроме того, указал, что 25.04.2023 МУП «Тепловодснаб» заключил договор с ООО «Эко-Партнёр» на разработку проектов зон санитарной охраны на указанные в иске скважины. До срока указанного в иске будут разработаны проекты зон санитарной охраны и получены санитарно-эпидемиологические заключения.
Представитель администрации Табунского района Алтайского края Семенова С.А. также в судебном заседании полагала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав стороны, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закона №52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ст. 8 Закона №52-ФЗ, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (часть 1 статьи 18), критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами (часть 2 статьи 18).
В ст. 19 Закона №52-ФЗ указано, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В судебном заседании установлено, что МУП «Тепловодснаб» является действующим юридическим лицом.
Договорами № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенными между администрацией <адрес> и МУП «Тепловодснаб» на праве хозяйственного ведения за МУП «Тепловодснаб» закреплено и передано по актам приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ муниципальное имущество, предназначенное для водоснабжения населения, в том числе:
- скважина АС 2/2010 <адрес> в 300 м на южной окраине села;
- скважина АС 1/2011 <адрес> в 300 м на южной окраине села;
- скважина Б-87к/83 <адрес>;
- скважина 27/96 <адрес>;
- скважина 2-09 <адрес>, пер. Вокзальный, 11а;
- скважина 45-82 <адрес>.
Таким образом, МУП «Тепловодснаб» осуществляет деятельность добычи и подачи воды населению, и как пользователь недр обязано обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр, безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
В соответствии с положением ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Вместе с тем, проекты зон санитарной охраны на вышеуказанные скважины отсутствуют.
В соответствии с п. 1.6 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» организации Зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Согласно абз. 2 ч. 5 ст. 18 Закона №52-ФЗ зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.
На территории Алтайского края отношения, связанные с установлением, изменением, прекращением существования зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, урегулированы «Порядком установления, изменения и прекращения существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения», утвержденным Постановлением Администрации Алтайского края от 31.05.2010 (ред. от 09.03.2021) №233.
Согласно п. 1.3 названного Порядка принимает решение об установлении, изменении, прекращении существования зон санитарной охраны или отказывает в установлении, изменении, прекращении существования зон санитарной охраны следующих водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения и используемых для хозяйственно-бытового водоснабжения, - Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края.
Согласно п. 3.1, 3.2 названного Порядка уполномоченный орган в течение 70 рабочих дней с даты поступления заявления об установлении зон санитарной охраны с полным комплектом документов направляет проект зон санитарной охраны водного объекта на согласование в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, отдел геологии и лицензирования по Алтайскому краю Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу; принимает решение об установлении, изменении, прекращении существования зон санитарной охраны, либо отказывает в установлении, изменении, прекращении существования зон санитарной охраны.
Согласование проекта зон санитарной охраны водного объекта Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края в части вопросов, входящих в его компетенцию, осуществляется в срок, не превышающий 10 дней с даты поступления проекта для согласования.
Результат согласования проекта оформляется заключением о согласовании либо отказе в согласовании. В случае если в установленный для согласования срок Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края заключение не будет представлено в уполномоченный орган, проект зон санитарной охраны водного объекта считается согласованным.
Сведений о том, что МУП «Тепловодснаб» обратилось с таким заявлением, суду не представлено, что свидетельствует о его бездействии. При том, что до настоящего времени МУП «Тепловодснаб» является пользователем водозаборов подземных вод.
В связи с изложенным, исковые требования о возложении на МУП «Тепловодсервис» обязанности разработать проект зон санитарной охраны эксплуатируемых источников водоснабжения: скважина АС 2/2010 <адрес> в 300 м на южной окраине села; скважина АС 1/2011 <адрес> в 300 м на южной окраине села; скважина Б-87к/83 <адрес>; скважина 27/96 <адрес>; скважина 2-09 <адрес>, пер. Вокзальный, 11а; скважина 45-82 <адрес> и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны в установленном законом порядке, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Положениями ст. 206 ГПК РФ предусмотрено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом мнения участников процесса, в том числе представителя ответчика, указавшего, что до 31 июля 2024 года они разработают проекты зон санитарной охраны и получат санитарно-эпидемиологического заключения, суд, исходя из обеспечения баланса интересов сторон, полагает его разумным и достаточным.
Суд принимает признание иска ответчиком, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования начальника территориального отдела в Кулундинском, Благовещенском, Суетском и <адрес>х Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю Сергиенко Б.В. в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Тепловодснаб», удовлетворить.
Признать бездействие Муниципального унитарного предприятия «Тепловодснаб», выразившиеся в том, что не разработаны проекты зон санитарной охраны в отношении используемых источников водоснабжения (скважина АС 2/2010 <адрес> в 300 м на южной окраине села; скважина АС 1/2011 <адрес> в 300 м на южной окраине села; скважина Б-87к/83 <адрес>; скважина 27/96 <адрес>; скважина 2-09 <адрес>, пер. Вокзальный, 11а; скважина 45-82 <адрес>) и не получены санитарно-эпидемиологические заключения, противоправными и нарушающими право на санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Тепловодснаб» (<данные изъяты>) разработать проект зоны санитарной охраны в отношении используемых источников водоснабжения: скважина АС 2/2010 <адрес> в 300 м на южной окраине села; скважина АС 1/2011 <адрес> в 300 м на южной окраине села; скважина Б-87к/83 <адрес>; скважина 27/96 <адрес>; скважина 2-09 <адрес>, пер. Вокзальный, 11а; скважина 45-82 <адрес> и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны в установленном законом порядке.
Установить срок для совершения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Табунский районный суд Алтайского края.
Мотивированное решение составлено 31.05.2023.
Председательствующий подпись А.И. Мозер
Копия верна
Судья Табунского районного суда
Алтайского края А.И. Мозер
Секретарь Е.И. Шаранюк
Решение вступило в законную силу:________________
УИД: 22RS0050-01-2023-000145-68
Подлинник подшит в деле №
Табунского районного суда <адрес>