Дело № 2-384/2023
УИД 42RS0035-01-2023-000253-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Таштагольский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ширениной А.И.,
при секретаре Долгополовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стройкина Г. И. в лице представителя Малютиной Е. Ю. к Государственному учреждению Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения незаконным, включении периодов работы в страховой стаж,
УСТАНОВИЛ:
Стройкин Г.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, в котором просила признать незаконным отказ Государственного учреждения Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>-Кузбассу № № от ДД.ММ.ГГГГ во включении в страховой стаж Стройкина Г. И. периода учебы в Сибирском металлургическом институте в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать Государственное учреждение Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> включить в страховой стаж Стройкина Г. И. период учебы в Сибирском металлургическом институте в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он поступил учиться на дневное отделение в Сибирский металлургический институт, который окончил в 1979 году. После окончания института истец был направлен на работу в цветолитеный цех 330 Барнаульского завода транспортного машиностроения имени Калинина на должность мастера участка обрубки и термообработки алюминия.
В настоящее время у него возникла необходимость в оформлении ветеранского стажа, но необходимо включение в специальный стаж времени обучения в Сибирском металлургическом институте. В связи с чем он обратился через клиентскую службу (на правах отдела) в <адрес> к Управляющему ОПФР по <адрес> с заявлением о включении времени его учебы в специальный страховой стаж, но решением Государственного учреждения - отделение пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>-Кузбассу № № от ДД.ММ.ГГГГ года ему отказано включить в специальный страховой стаж время учебы истца в Сибирском металлургическом институте ввиду того, что периоды учебы в статье 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № № не поименованы.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ трудовые пенсии устанавливались в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Нормами указанного закона не предусматривалось включение в страховой стаж, определяющий право на трудовую пенсию, периодов подготовки к профессиональной деятельности.
В то же время законодателем закреплена возможность осуществления оценки пенсионных прав и по варианту, предусмотренному п. 4 ст. 30 названного Федерального закона, когда период обучения может быть включен в общий трудовой стаж.
Кроме того, как следует из п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 30, возможность исчисления общего и специального трудового стажа с учетом ранее действовавшего законодательства предусмотрена для возникновения права на трудовую пенсию по старости ранее установленного пенсионного возраста, а не для определения размера пенсии.
В его период обучения действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 590.
Подпунктом "и" пункта 109 указанного Положения предусмотрено включение в общий стаж обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.
Согласно абзацам 13 и 14 пункта 109 Положения, при назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте «и», засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к".
Согласно его трудовой книжке, в период с августа 1973 года по март 1974 года он работал в разных должностях рудоуправления Темир-Тау Кузбасского металлургического комбината.
В трудовой книжке имеется запись о его трудовой деятельности до поступления в учебное заведение, а также после получения диплома о высшем профессиональном образовании.
С учетом, изложенного просит включить в страховой стаж период обучения в высшем учебном заведении.
Определением Таштагольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечен АО «ЕВРАЗ-ЗСМК», который в судебное заседания своего представителя не направил, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечен Сибирский государственный индустриальный университет, который в судебное заседания своего представителя не направил, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечено МКУ "Управление социальной защиты населения Администрации Таштагольского муниципального района" <адрес>, которое в судебное заседания своего представителя не направило, надлежащим образом извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела, направило в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Истец Стройкин Г.И., его представитель Малютина Е.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.
Ответчик – представитель Государственного учреждения Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по КО-Кузбассу, в судебное заседания своего представителя не направил, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, в своих возражениях просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Исходя из положений частей 3 - 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, учитывая, что все участники процесса надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Согласно ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с п. 2 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Если гражданин выбрал вариант исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, действовавшим пенсионным законодательством предусмотрен дифференцированный подход при расчете пенсии с предоставлением права выбора наиболее выгодного варианта застрахованному лицу.
При этом в указанных пунктах приведены конкретные перечни трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые учитываются в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами.
Так, при исчислении размера пенсии в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" в общий трудовой стаж не включаются периоды учебы.
При исчислении размера пенсии по п. 4 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж предусмотрено включение периодов подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре, а также периодов ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности, в общий трудовой стаж.
В этом случае оценка пенсионных прав и расчет размера пенсии производятся в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Одновременное применение порядка подсчета стажа, установленных пунктами 3 и 4 ст. 30 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не допускается.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Стройкин Г.И. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости, которая назначена ему досрочно за работу в особых условиях труда по списку № в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ.
Стройкин Г.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по 1979 г. проходил обучение в Сибирском металлургическом институте им. С.Орджоникидзе по специальности "Литейное производство черных и цветных металлов", по итогам обучения присвоена квалификация "инженер-металлург" (л.д. 20).
Согласно ответу на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ «Сибирский государственный индустриальный университет» (СибГИУ), согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ Стройкин Г. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучался на дневном отделении Сибирского ордена Трудового Красного знамени металлургического института имени Серго Орджоникидзе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Стройкин Г.И. обратился через клиентскую службу (на правах отдела) в <адрес> к Управляющему ОПФР по <адрес>-Кузбассу с заявлением о включении времени его учебы в специальный страховой стаж (л.д. 39).
Решением Государственного учреждения - отделение пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>-Кузбассу № № от 22.11.2022 года Стройкину Г.И отказано включить в специальный страховой стаж время учебы в Сибирском металлургическом институте (л.д. 40-41).
Из пенсионного дела истца усматривается, что расчет пенсии Стройкину Г.И. произведен по наиболее выгодному варианту, в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходя из общего трудового стажа 27 лет 5 месяцев 21 день, специального по списку № – 12 лет 6 месяцев 8 дней, которым не предусмотрено оснований для учета периода учебы в Сибирском металлургическом институте в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В материалах гражданского дела имеется представленный ответчиком расчет пенсии, содержащийся в отзыве на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ, который подтверждает, что страховая пенсия назначена Стройкину Г.И. по наиболее выгодному для него варианту - пункту 3 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Оснований сомневаться в представленном ответчиком расчете у суда не имеется.
Кроме того, суд отмечает, что в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального Закона N 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах» для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо для мужчин не менее 25 лет страхового стажа, учитываемый для назначения пенсии, а не общего.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в настоящий момент пенсия истцу назначена пенсионным органом в наиболее выгодном для истца варианте и изменение способа расчета размера пенсии повлечет последствия в виде ее уменьшения.
Также суд учитывает, что основания для включения периода обучения в Сибирском металлургическом институте в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж истца при расчете пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отсутствуют.
В соответствии с действующим законодательством, что страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования РФ (далее - СФР), а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ)).
Среди иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, период обучения в высшем учебном заведении не указан (ст. 11, ч. 1 ст. 12 Закона N 400-ФЗ). Следовательно, период обучения в вузе не засчитывается в страховой стаж.
Данных о том, что в период обучения Стройкина Г.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Сибирском металлургическом институте им. С.Орджоникидзе, а также в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производились страховые отчисления не имеется, что также подтверждает ответ на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ ФГБО УВО «Сибирский государственный индустриальный университет» ( СибГИУ).
Учитывая вышеизложенное, разрешая спор по существу, учитывая, что на настоящий момент пенсия истцу назначена пенсионным органом в наиболее выгодном для истца варианте и изменение способа расчета размера пенсии повлечет последствия в виде ее уменьшения, учитывая, что основания для включения периода обучения в Сибирском металлургическом институте в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж истца при расчете пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отсутствуют, доводы истца основаны не неверном толковании норм права, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Стройкина Г. И. к Государственному учреждению - Отделение Фона пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным отказа № № от ДД.ММ.ГГГГ года о включении в страховой стаж периодов учебы, об обязании включить в страховой стаж периодов учебы – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.
Решение в окончательном форме будет изготовлено 20.07.2023
Председательствующий А.И. Ширенина