Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-360/2022 от 03.10.2022

РЕШЕНИЕ

    <адрес>    27 октября 2022 года

Судья Ленинского районного суда <адрес> ФИО5, рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении Управления Роскомнадзора по <адрес>, вынесенное заместителем прокурора <адрес> ФИО2

УСТАНОВИЛ:

определением заместителя прокурора <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении Управления Роскомнадзора по <адрес>, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

ФИО1 с указанным определением не согласен, в связи с чем подал жалобу на него, в которой указал, что при принятии оспариваемого определения допущены существенные процессуальные нарушения, влекущие необходимость отмены оспариваемого определения, поскольку задачи, предусмотренные ст.ст. 24.1, 1.2 КоАП РФ не достигнуты, оспариваемое определение не мотивированно в нарушение ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ.

Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных целей, что при вынесении оспариваемого постановления не было учтено, не взяты в расчет права и законные интересы ФИО1

Врио руководителя Управления Роскомнадзора по <адрес> ФИО3 не имела права требовать у ФИО1 предоставления информации, необходимости в этом не имелось.

Как указывает ФИО1 в своей жалобе, Врио руководителя Управления Роскомнадзора по <адрес> ФИО3 превысила полномочия, запросив у ФИО1 информацию, необходимость получения которой отсутствовала, поскольку заявление рассмотрено без ее предоставления, данной информации не имелось у ФИО1, о чем врио руководителя Управления Роскомнадзора по <адрес> ФИО3 было известно. На предоставление информации в адрес АО «ПОЧТА РОССИИ» требовалось согласие ФИО1 в порядке, предусмотренном ст. 7, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ «О персональных данных».

ФИО3 раскрыла персональные данные ФИО1 АО «ПОЧТА РОССИИ», что нарушило права ФИО1, гарантированные ст.ст. 5,7,9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 152ФЗ «О персональных данных».

На основании изложенного, заявитель просит отменить оспариваемое определение.

Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом - судебной повесткой, направленной по месту жительства, которую получил ДД.ММ.ГГГГ.

На основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО1, считая соблюденным его право на личное участие в рассмотрении дела.

В судебном заседании заместитель начальника гражданско-правового отдела гражданско-судебного отдела прокуратуры <адрес> ФИО4 с доводами жалобы не согласилась, полагала, что состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11. КоАП РФ в действиях Управления Роскомнадзора по <адрес> не имеется. Запрос информации у ФИО1 не нарушает его прав и положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ «О персональных данных», результат по направленному запросу имел значение для рассмотрения обращения ФИО1, запрос данных не нарушил его прав.

В судебное заседание представитель Управления Роскомнадзора по <адрес> не явился, о дате времени и месте рассмотрения дела Управление уведомлено надлежащим образом.

Доводы жалобы проверяются судом на основании материалов дела об административном правонарушении и дополнительно представленных сведений. При этом, согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, рассмотрев доводы жалобы и заслушав лицо, вынесшее определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Понятие административного правонарушения дается в статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 17.13 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом данных административных правонарушений являются общественные отношения, складывающиеся в области защиты информации. Объективная сторона правонарушений состоит в нарушении норм федерального законодательства, регулирующих вопросы работы с информацией о гражданах (персональными данными).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных» допускается обработка персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных, а именно когда такая обработка необходима для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения, возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

Согласно ч. 1 ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 59ФЗ).

В силу части 1 статьи 2 данного Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

При этом пунктами 2, 3 данной статьи установлено, что предложением признается рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявлением - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона N 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.

В соответствии с частью 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Согласно части 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона N 59ФЗ).

В пунктах 1, 4 части 1 статьи 10 названного Федерального закона N 59ФЗ закреплено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.

В соответствии с Приказом Роскомнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 20 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес>», Управление является уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных и осуществляет на территории <адрес> полномочия по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных» уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право запрашивать у физических и юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий и безвозмездно получать такую информацию.

Из анализа приведенных выше положений действующего законодательства следует, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> является уполномоченным органом, который при рассмотрении обращений в пределах компетенции вправе запрашивать и получать соответствующую информацию, в том числе от физических лиц.

Положения Федерального закона N 59-ФЗ не содержат запретов на получение от заявителя и гражданина информации необходимой государственному органу для обеспечения объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращения.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> поступило обращение ФИО1 о том, что его электронный адрес: «serega0103mail.ru» им больше не используется и не принадлежит заявителю. В указанном обращении заявитель просил направить на его почтовый адрес: <адрес> процессуальные решения за 2022 год, которые были вынесены по итогам рассмотрения заявлений, направленных им ранее в Управление посредством электронной почты с вышеуказанного электронного адреса.

Врио руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> ФИО3 при рассмотрении его обращения направила запрос от ДД.ММ.ГГГГ за о предоставлении информации, необходимой для разрешения заявления: по каким именно заявлениям, направленным в Управление ранее, заявитель просит предоставить процессуальные решения. ФИО1 предложено указать: либо дату, номер заявления (ГО); либо чьи действия в обращении ФИО1 обжаловал, наименование Оператора персональных данных; либо обстоятельства предполагаемого нарушения прав ФИО1, как субъекта персональных данных.

ФИО1, считая, что при направлении Управлением в его адрес запроса от ДД.ММ.ГГГГ за , незаконно осуществлена обработка персональных данных заявителя и предоставление их АО «ПОЧТА РОССИИ», что, по его мнению, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, обратился в органы прокуратуры с заявлением о привлечении к административной ответственности Управления Роскомнадзора по <адрес>.

Заявление ФИО1 о привлечении Управления Роскомнадзора по <адрес> к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано в <адрес> за .

При рассмотрении заявления ФИО1 о привлечении Управления Роскомнадзора по <адрес> к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ заместитель прокурора <адрес> ФИО2 пришел к верному выводу о том, что действия Управления Роскомнадзора по <адрес> по запросу у ФИО1 информации не противоречат требованиям федерального законодательства и направлены на объективное и всестороннее рассмотрение поступившего обращения.

Изложенные выводы заместителя прокурора <адрес> ФИО2 согласуются с фактическими обстоятельствами дела и вышеприведенными требованиями действующего законодательства, обработка персональных данных осуществлена в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации в области персональных данных, она совместима с целями сбора персональных данных, в случае предоставления ФИО1 запрашиваемой информации она была бы использована для рассмотрения обращения – идентификации запрашиваемых им же самим документов. Необходимость данной информации для Управления Роскомнадзора по <адрес> имела значение, ввиду выполнения, возложенных законодательством Российской Федерации на Управление функций, полномочий и обязанностей по объективному и всестороннему рассмотрению обращений гражданина.

Непредоставление ФИО1 информации и документов, не свидетельствует о том, что истребуемые данные не были необходимы для рассмотрения заявления ФИО1

Запрос информации и документов у ФИО1, вопреки доводам жалобы, не нарушил его прав и законных интересов.

Доводы ФИО1 об обратном основаны на неправильном толковании вышеприведенных положений действующего законодательства.

При таких обстоятельствах определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.11. КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ, состоявшееся в отношении Управления Роскомнадзора по <адрес> отмене не подлежит.

Иные доводы, изложенные в жалобе, не могут служить основаниями для отмены либо изменения обжалуемого определения.

Нарушений при производстве, влекущих отмену либо изменение обжалуемого определения, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Управления Роскомнадзора по <адрес>, вынесенное заместителем прокурора <адрес> ФИО2, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

        Судья    ФИО5

12-360/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Истцы
Родионова Ольга Викторовна
Ответчики
Управление Роскомнадзора по Ивановской области
Суд
Ленинский районный суд г. Иваново
Судья
Афонин Геннадий Владимирович
Статьи

ст.13.11 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
leninsky--iwn.sudrf.ru
04.10.2022Материалы переданы в производство судье
07.10.2022Истребованы материалы
21.10.2022Поступили истребованные материалы
27.10.2022Судебное заседание
31.10.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
07.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
18.11.2022Вступило в законную силу
22.11.2022Дело оформлено
22.11.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее