Дело (УИД) 19RS0011-01-2022-002939-20
Производство № 2-75/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
рп. Усть-Абакан Республики Хакасия 2 февраля 2023 года
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Борец С.М.,
при секретаре Граф Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия о признании права собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия обратилась в суд с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ..., Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия о признании права собственности на недвижимое имущество, мотивируя тем, что решением Усть-Абаканского районного суда РХ от *** бесхозяйным недвижимым имуществом признаны: *** по адресу: ..., ТП *** по адресу: ... по адресу: ...; электрическая линия *** по адресу: ... поставлено на учёт в качестве бесхозяйного. Просят признать право собственности администрации Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района РХ на недвижимое имущество: *** по адресу: ... по адресу: ... кв по адресу: ...
В судебное заседание представитель истца администрации Усть-Абаканского поссовета, действующая на основании доверенности, Можарова Т.Ю. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Оформила письменное заявление о рассмотрении дела без их участия, указав, что настаивает на удовлетворении иска.
Представитель ответчика администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление указали, что в соответствии с выписками из ЕГРН от *** и от ***, указанные в иске объекты недвижимости не являются собственностью муниципального образования Усть-Абаканский район и отсутствуют в реестре объектов недвижимого имущества, находящегося в собственности муниципального образования Усть-Абаканский район, в связи с чем не возражают относительно обслуживания и эксплуатации указанных объектов администрацией Усть-Абаканского поссовета. Просили о рассмотрении дела без их участия.
Представитель ответчика – Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Направили отзыв на исковое заявление, в котором указали, что указанные в иске объекты недвижимого имущества в реестре республиканского имущества не значатся. Не возражают против удовлетворения иска. Просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия не сообщили, о рассмотрении дела без их участия не ходатайствовали.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ПАО «Россети Сибирь», привлеченного к участию в деле определением суда от ***, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Направили заявление о рассмотрении дела без их участия, указав, что объекты электросетевого хозяйства, указанные в исковом заявлении, не имеют технологической связанности с электросетевыми объектами филиала ПАО «Россети - Сибирь» - «Хакасэнерго».
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела и проанализировав представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления наделены полномочиями по осуществлению дорожной деятельности.
Полномочия органов местного самоуправления по осуществлению дорожной деятельности определены в ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 257 - ФЗ).
В соответствии с п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В силу ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно положениям ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
В соответствии со ст. 5 Закона Республики Хакасия от 07.10.2004 № 62 «Об утверждении границ муниципальных образований Усть-Абаканского района и наделении их соответственно статусом муниципального района, городского, сельского поселения» муниципальное образование Усть-Абаканский поссовет наделено статусом городского поселения.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 ФЗ № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ч. 8 ст. 6 ФЗ № 257-ФЗ к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно положениям п. 6 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Судом установлено, также подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, что *** расположенная по адресу: ..., ТП ***, расположенная по адресу: ...., расположенная по адресу: ..., электрическая линия *** расположенная по адресу: ..., в реестрах федерального, республиканского, муниципального имущества Усть-Абаканского района и муниципального имущества Усть-Абаканского поссовета не значится.
Решением Усть-Абаканского районного суда РХ от ***, вступившим в законную силу, на администрацию Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района возложена обязанность поставить на учет в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ в качестве бесхозяйного недвижимого имущества ***, расположенную по адресу: ... квартал, ТП ***, расположенную по адресу: ...., расположенную по адресу: ..., электрическую линию 10 кв., расположенную по адресу: ..., в срок до ***.
Указанные объекты недвижимости приняты на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество как бесхозяйные объекты недвижимости:
- ТП 34-16-64, расположенная по адресу: ..., ***,
- ТП 34-16-47, расположенная по адресу: ..., ***,
- ЛЭП-10 кв., расположенная по адресу: ..., ***,
- электрическая линия 10 кв., расположенная по адресу: ..., ***.
Представленные истцом документы подтверждают, что указанные выше объекты не имеют собственника, и они не учтены в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества.
Кроме того, данные объекты приняты на учет как бесхозяйные, и со дня постановки их на учет как бесхозяйных недвижимых вещей прошло более трех месяцев, никто не заявил своих прав в отношении них.
Основанием для признания права муниципальной собственности на недвижимое бесхозяйное имущество, в силу ч. 2 ст. 293 ГПК РФ, является то обстоятельство, что недвижимая вещь не имеет собственника или он неизвестен, со времени постановки недвижимого имущества на учет в установленном порядке прошло три месяца (в отношении линейного объекта).
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая отсутствие притязаний на спорное имущество других лиц, суд на основании имеющихся в деле доказательств считает требования администрации Усть-Абаканского поссовета о признании права собственности на объекты недвижимого имущества: ТП *** расположенную по адресу: ... ТП ***, расположенную по адресу: ... расположенную по адресу: ...., расположенную по адресу: ..., обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать право собственности администрации Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия на недвижимое имущество:
- ТП 34-16-64, расположенную по адресу: ...
- ТП 34-16-47, расположенную по адресу: ...
- ЛЭП-10 кв., расположенную по адресу: ...
- электрическую линию 10 кв., расположенную по адресу: ...
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд.
Председательствующий С.М. Борец
Мотивированное решение составлено и подписано 3 февраля 2023 года.
Председательствующий С.М. Борец