Дело № 2 - 548/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 14 августа 2019 года
Звениговский районный суд Республики <адрес> в составе председательствующего судьи Александровой Е.П. при секретаре судебного заседания Ходыкиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Охотниковой В. Я. к филиалу общества с ограниченной ответственностью «Марикоммунэнерго» «Звениговские тепловые сети» о признании начисления платы за отопление незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда, причиненного нарушением прав потребителя,
установил:
Охотникова В.Я. обратилась в суд с иском, с вышеуказанными требованиями, с учетом их уточнений, иск обосновала тем, что является собственником жилого помещения - квартиры, находящейся по адресу: <адрес> Эл, <адрес>. В этой квартире в <дата> году была установлена автономная система отопления с газовым отопительным котлом, такое переустройство совершено с соблюдением требований действовавшего тогда законодательства. ООО «Марикоммунэнерго» в лице филиала «Звениговские тепловые сети», начиная с <дата> года, ежемесячно, предъявляет квитанции об оплате за централизованное отопление, тогда как Охотникова В.Я. данным видом коммунальной услуги не пользуется. Указание в квитанциях на наличие задолженности в размере 28802,85 рублей, является незаконным, нарушающим право потребителя на достоверную информацию о размере платежей, причиняет моральный вред, который Охотникова В.Я. оценивает в 5000 рублей, просит взыскать компенсацию.
В судебном заседании представитель истца адвокат Петрова Н.Г. (ордер № от <дата>) иск поддержала полностью, по доводам, приведенным в исковом заявлении. Полагала необходимым учитывать в данном споре правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от <дата> года №-П. Переносимые истцом Охотниковой В.Я. нравственные страдания выражаются в том, что она, <дата> года рождения, на пенсии, получая ежемесячно квитанции с указанием на значительную сумму задолженности, переживает об этом. Органом социальной защиты <дата> года было отказано в предоставлении субсидии из-за этого долга, вынуждена обратиться за судебной защитой. Внутри квартиры истца конструктивные элементы системы централизованного теплоснабжения отсутствуют, и такое переустройство истцом проводилось в соответствии с правилами, действовавшими в <дата> году.
Представитель ответчика филиала ООО «Марикоммунэнерго» «Звениговские тепловые сети» Галимьянова Е.А. (доверенность № от <дата>) иск не признала. Законодательство по регулированию вопросов оплаты за тепловую энергию, поставляемую в многоквартирные дома, где квартиры могут быть переоборудованы на индивидуальное отопление, изменилось лишь в <дата> году и не может распространяться на прошлое время. Правильность и законность переустройства квартиры истца по отоплению не оспариваются. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих причинение физических или нравственных страданий действиями ответчика.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, лиц участвующих деле, суд приходит к нижеследующему.
Согласно п.1 ст.548 ГК РФ правила, предусмотренные ст.ст.539-547 ГК РФ применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст.544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Обязанность каждого собственника помещения МКД по его содержанию, по содержанию общего имущества МКД, своевременной и полной оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, установленных положениями ч. 1 ст. 30 и п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ, возникает у собственника с момента возникновения права собственности на помещение.
Исходя из положений п. п. 1, 3 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя, кроме прочего, также и плату за обслуживание общего имущества МКД, плату за коммунальные услуги, в том числе, исходя из положений ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плату за тепловую энергию.
Из п.15 ст.161 ЖК РФ следует, что организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Согласно п.1 ст.157 ЖК РФ, устанавливающей порядок определения размера платы за коммунальные услуги, указанный размер рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе услуги по отоплению), а также нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определен одноименными Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <дата> №: соответствующие нормативы утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов РФ, с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома (п.п. 3,4).
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется по формулам, которые в качестве элемента расчета содержат общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и количество тепловой энергии, необходимой для отопления такого дома в целом (п.п.3,18 приложения №), и тем самым позволяют исчислять единый норматив потребления данной коммунальной услуги без применения отдельного норматива ее потребления на общедомовые нужды.
В статье 19 Федерального закона от <дата> № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету (часть1).
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (часть 2).
В п.п. «б» п.21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> № (Правила №) установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении для отопления определяется в соответствии с п.п.2 п.2 приложения № к данным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения № к настоящим Правилам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
В соответствии с п.40 Правил услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды, потребитель вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Судом установлено и это следует из материалов дела, истец Охотникова В.Я. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> Эл, <адрес>. На основании выданной ей проектной документации, соответствующих согласований и разрешений с уполномоченными на то организациями и должностными лицами <адрес>; акта приемки выполненных работ от <дата>; истцом Охотниковой В.Я. было произведено переустройство и переоборудование принадлежащей ей квартиры в виде установки индивидуального газового котла и тепловой изоляции проходящих через квартиру стояков внутренней системы отопления.
Многоквартирный жилой <адрес> в <адрес>, управление которым осуществляет ООО «Жилищная управляющая компания», подсоединен к системе централизованного отопления, оборудован общедомовым прибором учета.
Согласно выписке из финансово-лицевого счета №, представленной ответчиком, В период <дата> г. истцу Охотниковой В.Я. выставлены счета на оплату коммунальной услуги централизованного отопления, по состоянию на <дата> года числится задолженность 28965,23 рублей.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> №-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан Л. и Т.Н.» абз.2 п. 40 Правил признан не соответствующим положениям ч.3 ст.17, ч.1 ст.19, ч.1-3 ст.35, ч.1 ст.40, ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Вышеприведенное правовое регулирование спорных правоотношений предполагает, что рассчитанная с применением норматива потребления коммунальной услуги по отоплению плата за отопление, подлежащая внесению истцом Охотниковой В.Я., являющейся собственником квартиры в многоквартирном жилом доме, подключенном к централизованной сети теплоснабжения, является платой за потребление этой услуги в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, поскольку именно такая обязанность участия Охотниковой В.Я. в несении расходов закреплена нормами действующего законодательства. При этом, такая плата должна вносится только за фактическое потребление поступающей в этот дом тепловой энергии для названных целей.
Поскольку выставленные истцу платежи за коммунальную услугу по отоплению были произведены без учета указанных выше обстоятельств, тогда как подлежали соразмерному снижению до размера расходов, связанных только с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, постольку возложение обязанности на истца по внесению платы в исчисленном количестве, исходя из площади жилого помещения, принадлежащего истцу, является противоречащим действующему законодательству.
В этой связи признать действия ответчика законными и обоснованными нельзя. Ссылка ответчика на отсутствие на момент разрешения спора в действующем правовом регулировании специального порядка исчисления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды с Охотниковой В.Я., перешедшей в установленном порядке на индивидуальный внутриквартирный источник тепловой энергии, не может быть принята во внимание.
По мнению суда, исходя из положений ч. 3 ст.35, ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, само по себе указанное обстоятельство не является основанием для постановки истца Охотникову В.Я. в худшее положение по сравнению с собственниками и пользователями остальных помещений в многоквартирном жилом доме, отапливаемых только за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, а также нарушения принципов справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод.
По требованию о компенсации морального вреда, суд исходит из нижеследующего.
Вопросы, касающиеся предоставления коммунальных услуг, в силу ст. 4 Жилищного кодекса РФ относятся к жилищным правоотношениям, на которые, в свою очередь, распространяются положения Закона РФ «О защите прав потребителей».
Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем. импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежат компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера имущественного вреда.
При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Факт незаконного начисления истцу платы за отопление в спорный период судом установлен.
При таким обстоятельствах, суд, принимая во внимание характер нарушения прав истца как потребителя, степень вины ответчика, учитывая требования разумности, справедливости и конкретные обстоятельства дела, полагает подлежащей в пользу истца Охотниковой В.Я. компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб.
При отсутствии факта предоставления истцом ответчику возможности для добровольного устранения нарушенного права, оснований для взыскания с ответчика штрафа в данном случае не имеется.
По правилам ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным действия филиала общества с ограниченной ответственностью «Марикоммунэнерго» Звениговские тепловые сети по начислению платы за отопление за период с <дата> года, возложить обязанность произвести перерасчет за коммунальную услугу - отопление за указанный период в соответствии с действующим законодательством в отношении жилого помещения по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, принадлежащего Охотниковой В. Я..
Взыскать с филиала общества с ограниченной ответственностью «Марикоммунэнерго» Звениговские тепловые сети в пользу Охотниковой В. Я. в счет компенсации морального вреда 2000 рублей.
Взыскать с филиала общества с ограниченной ответственностью «Марикоммунэнерго» Звениговские тепловые сети в доход местного бюджета муниципального образования «Звениговский муниципальный район» государственную пошлину за подачу искового заявления в суд в размере 600 (шестьсот) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики <адрес> в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Звениговский районный суд.
Председательствующий судья Е.П. Александрова
Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2019 года.