Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 1-359/2023 от 01.12.2023

Дело № 1-359/2023                                        КОПИЯ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

13 декабря 2023 года                          г. Пермь

Судья Ленинского районного суда г. Перми Гонштейн Н.А.,

при секретаре судебного заседания Никифоровой Д.М.,

с участием государственного обвинителя прокуратуры Ленинского района г. Перми Барбалат О.В.,

обвиняемого Беляева В.В.,

защитника – адвоката Подсобляева П.С.,

рассмотрев в закрытом судебном заседании уголовное дело в отношении

Беляева В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <Адрес>, гражданина РФ, со средним общим образованием, холостого, работающего коммерческим <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <Адрес>, не военнообязанного, несудимого,

в порядке ст.ст. 91-92 УПК РФ не задерживался,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 138.1 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Органами предварительного следствия Беляев В.В. обвиняется в совершении незаконного приобретения и сбыта специального технического средства, предназначенного для негласного получения информации, при следующих обстоятельствах:

В соответствии со ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» запрещается использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то указанным законом физическими и юридическими лицами.

Согласно Перечню видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 № 179 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 30.12.2000 № 2111), к числу видов продукции, свободная реализация которых запрещена, отнесены специальные и иные технические средства, предназначенные (разработанные, приспособленные, запрограммированные) для негласного получения информации.

В соответствии с пунктами 1, 2 Перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.07.1996 № 770, к таковым относятся специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации и специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и документирования. Деятельность по реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности») и Положением о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 287 (далее - Положение о лицензировании).

Таким образом, специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, могут находиться в обороте только по специальному разрешению, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности уполномоченным законом лицом, а также приобретаться и реализовываться в целях продажи индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, имеющими соответствующую лицензию.

В декабре 2022 года, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, Беляев В.В., не являясь лицом, уполномоченным использовать специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, в интернет-магазине «Wildberries» («Вайлдберриз») обнаружил объявление, размещенное неустановленным лицом, о продаже беспроводной видеокамеры, по функциональному назначению и конструктивным особенностям приспособленной для дистанционного аудио- и видеоконтроля, записи и регистрации получаемой акустической и визуальной информации, закамуфлированной под светодиодную лампу с цоколем Е27 с сохранением функции искусственного источника света, которая согласно п.п. 1, 2 Перечня видов специальных технических средств является специальным техническим средством, предназначенным для негласного получения и регистрации акустический и визуальной информации, стоимостью 2 588 рублей. В этот момент у Беляева В.В. возник преступный умысел, направленный на незаконное приобретение указанного специального технического средства, предназначенного для негласного получения информации, то есть товара, запрещенного к обороту на территории Российской Федерации без соответствующей лицензии.

Реализуя свой преступный умысел, направленный на незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, Беляев В.В., не имея соответствующей лицензии на приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, заказал доставку указанного товара, после чего, находясь в неустановленном в ходе следствия пункте выдачи интернет-магазина «Wildberries» на территории г. Перми, ДД.ММ.ГГГГ оплатил его стоимость и получил беспроводную видеокамеру, конструктивно приспособленную для негласного получения информации, выполненную в виде светодиодной лампы с цоколем Е27, в работоспособном состоянии.

В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, у Беляева В.В., имевшего в пользовании указанное ранее приобретенное им специальное техническое средство, предназначенное для негласного получения акустической и визуальной информации (беспроводную видеокамеру, выполненную в виде светодиодной лампы с цоколем Е27), возник корыстный преступный умысел, направленный на незаконный сбыт указанного специального технического средства, предназначенного для негласного получения информации, то есть товара, запрещенного к обороту на территории Российской Федерации без соответствующей лицензии.

Реализуя свой корыстный преступный умысел, Беляев В.В., используя неустановленные следствием электронные устройства, имеющие доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, находясь в неустановленном в ходе следствия месте на территории г. Перми, ДД.ММ.ГГГГ посетил Интернет-сайт «www.avito.ru» («Авито»), где в созданной им учетной записи «Vital» («Витал») разместил объявление о намерении продать специальное техническое средство, предназначенное для негласного получения акустической и визуальной информации - беспроводную видеокамеру, выполненную в виде светодиодной лампы с цоколем Е27, указав его стоимость 2 500 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ П.Г.С., действовавший под контролем сотрудников УФСБ России по Пермском краю в рамках санкционированного оперативно-розыскного мероприятия «Оперативный эксперимент», посредством Интернет-сайта «www.avito.ru» вступил в переговоры с Беляевым В.В., который подтвердил свое намерение на незаконный сбыт специального технического средства, предназначенного для негласного получения акустической и визуальной информации - беспроводной видеокамеры, выполненной в виде светодиодной лампы с цоколем Е27, а также сообщил Паныку Г.С. свой абонентский номер телефона для последующей связи. После чего ДД.ММ.ГГГГ между П.Г.С. и Беляевым В.В. в ходе телефонного разговора была достигнута договоренность о продаже последним специального технического средства, предназначенного для негласного получения акустической и визуальной информации - беспроводной видеокамеры, выполненной в виде светодиодной лампы с цоколем Е27, и передаче его при личной встрече.

ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 14 часов 46 минут до 14 часов 51 минут Беляев В.В., продолжая реализацию своего преступного умысла, направленного на незаконный сбыт специального технического средства, предназначенного для негласного получения информации, находясь по адресу: <Адрес>, получил от П.Г.С., действовавшего под контролем сотрудников УФСБ России по Пермском краю в рамках санкционированного оперативно-розыскного мероприятия «Проверочная закупка», денежные средства в размере 2 500 рублей и, не имея соответствующей лицензии на реализацию специального технического средства, предназначенного для негласного получения информации, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона
«О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 6 Федерального закона
«Об оперативно-розыскной деятельности», требований Положения о лицензировании, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя возможность наступления общественно-опасных последствий в виде нарушения права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, гарантированных статьей 23 Конституции Российской Федерации, а также сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лиц без их согласия, и желая их наступления, в нарушение статьи 24 Конституции Российской Федерации, незаконно передал за вознаграждение, то есть сбыл П.Г.С. пригодную для использования беспроводную видеокамеру, выполненную в виде светодиодной лампы с цоколем Е27, достоверно понимая, что данное устройство предназначено для негласного получения и регистрации акустической информации, а также негласного визуального наблюдения и документирования, то есть согласно п.п. 1, 2 Перечня видов специальных технических средств является специальным техническим средством, после чего Беляев В.В. был задержан сотрудниками УФСБ России по Пермскому краю на месте преступления, а специальное техническое средство, предназначенное для негласного получения информации - беспроводная видеокамера, выполненная в виде светодиодной лампы с цоколем Е27, было изъято из незаконного оборота.

Действия обвиняемого Беляева В.В. органом предварительного следствия квалифицированы по ст. 138.1 УК РФ, как незаконные приобретение и сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Предъявленное Беляеву В.В. обвинение обоснованно и подтверждается собранными по делу доказательствами.

Обвиняемым и защитником в ходе предварительного слушания заявлено ходатайство о прекращении уголовного дела в соответствии со ст.25.1 УПК РФ ст. 76.2 УК РФ с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, указав, что Беляев В.В. вину в совершенном преступлении признал, в содеянном раскаивается, активно способствовал раскрытию и расследованию преступления, преступление совершил впервые, по месту жительства и работы характеризуется положительно, с целью заглаживания вреда интересам общества и государства внес взнос в благотворительную организацию «Здоровое поколение», разместил в подъезде своего дома на стенде информацию об уголовной ответственности, предусмотренной ст.138.1 УК РФ, также данную информацию распространил среди знакомых.

Государственный обвинитель данное ходатайство не поддержал, просил в его удовлетворении отказать, поскольку обвиняемый и его защитник не указали каким образом заглажен, причиненный преступлением вред, государству.

Рассмотрев заявленное ходатайство, изучив материалы дела, учитывая мнение участников судебного заседания, судья приходит к выводу, что ходатайство обвиняемого Беляева В.В. о прекращении уголовного дела и применения меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 25.1 УПК РФ и ст. 76.2 УК РФ суд вправе прекратить уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред, и назначить данному лицу меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

Прекращение уголовного дела или уголовного преследования в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа допускается в любой момент производства по уголовному делу, до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 26 октября 2017 года N 2257-О, различные уголовно-наказуемые деяния влекут наступление разного по своему характеру вреда, в связи с чем, предусмотренные ст. 76.2 УК РФ действия, направленные на заглаживание такого вреда и свидетельствующие о снижении степени общественной опасности преступления, нейтрализации его вредных последствий, не могут быть одинаковыми во всех случаях, а определяются в зависимости от особенностей конкретного деяния.

Преступление, предусмотренное ст. 138.1 УК РФ, в соответствии с ч. 3 ст. 15 УК РФ, является преступлением средней тяжести.

Как установлено в судебном заседании Беляев В.В. впервые совершил преступление средней тяжести, вину признал, в содеянном раскаивается, по месту жительства и работы характеризуется исключительно с положительной стороны, является социализированный членом общества, активно способствовал раскрытию и расследованию преступления, в целях заглаживания вреда в добровольном порядке внес денежное пожертвование в благотворительную организацию «Здоровое поколение» в сумме 5000 рублей, разместил в подъезде своего дома на стенде информацию об уголовной ответственности, предусмотренной ст.138.1 УК РФ, что суд находит достаточным для заглаживания причиненного вреда.

Иных оснований для прекращения уголовного дела не имеется.

Совокупность данных о личности, заглаживание вреда, особенности объекта преступного посягательства свидетельствуют об уменьшении степени общественной опасности преступления, в целях реализации принципов справедливости и гуманизма, судья полагает возможным на основании ст.76.2 УК РФ освободить Беляева В.В. от уголовной ответственности по ст. 138.1 УК РФ и в соответствии со ст.25.1 УПК РФ прекратить уголовное дело с назначением обвиняемому меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, каких-либо препятствий для прекращения уголовного дела в отношении Беляева В.В. по ст. 25.1 УПК РФ, обусловленных особенностями объекта инкриминируемого преступления, не имеется.

Размер судебного штрафа судья определяет в соответствии с требованиями ст. 104.5 УК РФ, с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения Беляева В.В., который работает, инвалидом не является, холост, на иждивении ни кого не имеет.

Вещественные доказательства: коробку с находящимся в ней техническим устройством, выполненным в виде светодиодной лампы (л.д. 77), хранящиеся при уголовном дела следует уничтожить; CD-диск с видеозаписями хода «проверочной закупки» от ДД.ММ.ГГГГ, а также аудиозаписью хода «оперативного эксперимента» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 95, 96), хранящийся в материалах уголовного дела следует хранить в материалах уголовного дела весь срок хранения последнего; денежные средства в размере 2 500 рублей (л.д. 86, 218), хранящиеся у следователя Ж.В.М. следует вернуть по принадлежности УФСБ России по Пермскому краю.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 76.2, 104.4, 104.5 УК РФ, ст.ст. 25.1, 446.1, 446.2 УПК РФ, судья

                 П О С Т А Н О В И Л :

Уголовное дело в отношении Беляева В.В., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 138.1 УК РФ, производством прекратить на основании ст. 25.1 УПК РФ.

На основании ст. 76.2 УК РФ освободить Беляева В.В. от уголовной ответственности и назначить ему меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей, который он должен уплатить в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу, при этом, сведения об уплате судебного штрафа необходимо представить судебному приставу-исполнителю не позднее 10 дней после истечения срока, установленного для уплаты судебного штрафа.

Разъяснить Беляева В.В. последствия неуплаты судебного штрафа в установленный срок, предусмотренные ч. 2 ст. 104.4 УК РФ: в случае неуплаты лицом судебного штрафа, назначенного в качестве меры уголовно-правового характера, суд по представлению судебного пристава-исполнителя в порядке, установленном частями второй, третьей, шестой, седьмой статьи 399 УПК РФ, отменяет постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа и направляет материалы руководителю следственного органа или прокурору. Дальнейшее производство по уголовному делу осуществляется в общем порядке.

Меру пресечения Беляеву В.В. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменить.

Вещественные доказательства: коробку с находящимся в ней техническим устройством, выполненным в виде светодиодной лампы, хранящиеся при уголовном дела - уничтожить; CD-диск, хранящийся в материалах уголовного дела - хранить в материалах уголовного дела весь срок хранения последнего; денежные средства в размере 2 500 рублей, хранящиеся у следователя Ж.В.М. - вернуть по принадлежности УФСБ России по Пермскому краю.

Реквизиты для уплаты штрафа:

    Взыскатель: ГУ МВД России по Пермскому краю

<данные изъяты>

Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 15 суток со дня его вынесения.

Судья                    /подпись/             Н.А. Гонштейн

Копия верна. Судья

Подлинное постановление находится в материалах дела

№1-359/2023 в Ленинском районном суде г. Перми

1-359/2023

Категория:
Уголовные
Статус:
Уголовное дело ПРЕКРАЩЕНОназначена мера уголовно-правового характера - СУДЕБНЫЙ ШТРАФ (ст. 25.1 УПК РФ)
Другие
Подсобляев Павел Сергеевич
Беляев Виталий Викторович
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Гонштейн Наталья Андреевна
Статьи

ст.138.1 УК РФ

Дело на странице суда
lenin--perm.sudrf.ru
01.12.2023Регистрация поступившего в суд дела
01.12.2023Передача материалов дела судье
04.12.2023Решение в отношении поступившего уголовного дела
13.12.2023Предварительное слушание
19.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2024Дело оформлено
28.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее