Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-691/2020 от 06.08.2020

Дело №2-691/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Карабудахкент 27 августа 2020 года

Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Абдуллаева А.М., при секретаре Атаевой Г.М., с участием ст.пом. прокурора Карабудахкентского района РД Гаджиева М.Р., представителя ответчика МР «Карабудахкентский район» и МБОУ «Карабудахкентская СОШ 5» Абдурахмановой У.Б., представителя МР «Карабудахкентский район» Чамсаева К.Ч.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карабудахкентского района РД Рашидханова Р.К., в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «Карабудахкентский район» и МБОУ «Карабудахкентская СОШ 5» о возложении обязанности по проведе­нию ремонтных работ в целях устранения аварийности здания школы и приве­дения его в безопасное и пригодное для эксплуатации состояние,-

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Карабудахкентского района РД Рашидханов Р.К. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МР «Карабудахкентский район» и МКОУ «Карабудахкентская СОШ 5» о возложении обязанности по проведе­нию ремонтных работ в целях устране­ния аварийности здания школы и приведения его в безопасное и пригодное для эксплуатации состояние.

Из иска следует, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере образования.

В ходе проверки установлено, что образовательное учреждение № 5 села Карабудахкент находится в аварийном состоянии.

Согласно заключению комиссии установлено, что здание школы № 5 села Карабудахкент находится в аварийном состоянии.

Эксплуатация здания и помещений школы № 5 села Карабудахкент создает угрозу жизни и здоровью детей и персонала во время образовательного процесса.

В соответствие с п.5.1 договора о взаимоотношениях между МБОУ Карабу­дахкентская СОШ № 5 в обязанности учредителя администрации МР «Карабудах­кентский район» входит создание условий, отвечающих требованиям охраны жиз­ни и здоровья детей, соблюдения норм охраны труда и техники безопасности. Не­принятие администрацией района незамедлительных мер к выполнению капиталь­ного ремонта здания и помещений учреждения создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся учреждения.

В связи с чем, администрации МР «Карабудахкентский район» следует не­замедлительно выполнить ремонтные и другие работы в целях устранения аварий­ности здания школы и приведения его в безопасное и пригодное для эксплуатации состояние и ведения безопасного образовательного процесса.

В соответствии со ст.28 Закона РФ «Об образовании» от ДД.ММ.ГГГГ образовательное учреждение создает условия гарантирующие охрану и укрепление здоровью обучающихся, воспитанников.

В соответствии со ст.9 вышеуказанного закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии со ст.28 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Согласно Уставу Муниципального общеобразовательного учреждения СОШ-5 <адрес>, школа является юридическим лицом, учредителем школы является администрация МР «<адрес>» и деятельность школы финансируется учредителем в соответствии с законодательством на основе установленных нормативов.

В соответствии с требованиями, содержащимися в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения муниципальных районов относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, а также Решение вопросов в сфере обеспечения содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, учитывая, что непринятие мер к выполнению капитального ремонта зданий и помещений образовательных учреждении создают угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся учреждения, работникам указанной организации, родителям учащихся и иных посетителей, необходимо устранить нарушения закона.

В соответствии с п.1 и п.2 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования механической безопасности, безопасности для пользователей зданиями и сооружениями и требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципалы имущества устанавливаются в настоящее время федеральным законом от 30 декабря 2009 года № 384-Ф3 «Технический регламент безопасности зданий и сооружений».

Согласно ст.2 данного Федерального закона под механической безопасностью здания понимается состояние строительных конструкций и основания здания или сооружения, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружаю среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части, а требования механической безо­пасности установлены ст.7 этого Федерального закона, в соответствии с которой строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуата­ции не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имущест­ву физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в резуль­тате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей, разрушения всего здания, сооружения или их части, деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геоло­гических массивов прилегающей территории, повреждения части здания или со­оружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно- технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Как установлено п.п.4, 6 ст.6 и п.2 ст.42 данного Федерального закона строи­тельные нормы и правила, принятые до дня вступления в силу настоящего Феде­рального закона, признаются сводами правил и являются обязательными для при­менения.

В то же время п.1 ст.42 данного федерального закона установлено, требова­ния к зданиям и сооружениям, установленные настоящим Федеральным законом, к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения.

Процедура проведения обследования строительных конструкций, определе­ния принципиальной схемы и состава работ, позволяющих объективно оценить техническое состояние, фактическую несущую способность конструкций и, в слу­чае необходимости, принять обоснованные технические решения по ремонтно - восстановительным мероприятиям или способам усилений, регламентируется ут­вержденным постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 года № 153 Сводом Правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003 «Правила обследова­ния несущих строительных конструкций зданий и сооружений», согласно п.4.5. ко­торого оценку категорий технического состояния несущих конструкций произво­дят на основании результатов обследования и поверочных расчетов и по этой оценке конструкции подразделяются на находящиеся в исправном состоянии, ра­ботоспособном состоянии, ограниченно работоспособном состоянии, недопусти­мом состоянии и аварийном состоянии.

При исправном и работоспособном состоянии эксплуатация конструкций при фактических нагрузках и воздействиях возможна без ограничений. При этом, для конструкций, находящихся в работоспособном состоянии, может устанавливаться требование периодических обследований в процессе эксплуатации.

При ограниченно работоспособном состоянии конструкций необходимы кон­троль за их состоянием, выполнение защитных мероприятий, осуществление кон­троля за параметрами процесса эксплуатации (например, ограничение нагрузок, защиты конструкций от коррозии, восстановление или усиление конструкций).

Если ограниченно работоспособные конструкции остаются не усиленными, требуются обязательные повторные обследования, сроки которых устанавливаются на основании проведенного обследования.

При недопустимом состоянии конструкций необходимо проведение мер
приятий по их восстановлению и усилению.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга ли интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Категория лиц (ученики, учителя и персонал образовательных учреждений чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонал но изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах № определенного круга лиц.

Просит суд возложить обязанности по проведению ремонтных и других работ в целях устранения аварийности здания школы и приведения его в безопасное и пригодное для эксплуатации состояние и ведения безопасного образовательного процесса.

В судебном заседании истец подтвердил заявленные требования и просит удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика МР «Карабудахкентский район» и представитель ответчика МБОУ «Карабудахкентская СОШ 5» А. исковые требования признала.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит следующему.

Согласно пунктов 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образова­тель­ной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе: ма­териально-техническое обеспече­ние образовательной деятельности, оборудо­вание помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требова­ниями, в том числе в соответ­ствии с федеральными государственными об­разова­тельными стандартами, феде­ральными государственными требованиями, образо­вательными стандартами; соз­дание необходимых условий для охраны и укрепле­ния здоровья, организации пи­тания обучающихся и работников образова­тельной организации.

Охрана здоровья обучающихся в силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» включает в себя, в том числе, обеспе­чение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществ­ляющей образовательную деятельность.

В соответствии с Федеральным законом от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утвер­ждении федеральной программы развития образования» основными направле­ни­ями развития в области государственных и социальных гарантий обучающихся являются разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обу­ча­ющихся, введение в действие нормативно-правовых актов, касающихся повы­ше­ния ответственности педагогических работников образовательных учреждений и родителей за обучение, воспитание, охрану жизни и здоровья обучающихся: со­здание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здо­ро­вья, формирование их здорового образа жизни.

В соответствии с требованиями, содержащимися в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 к вопросам местного значения муниципальных районов относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, а также Решение вопросов в сфере обеспечения содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полно­мочиями на осуществление финансового обеспечения деятельности муниципаль­ных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципаль­ного задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муници­пальных нужд.

Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как усматривается из материалов дела, прокуратурой была проведена обследования технического состояния здания СОШ №5 в с.Карабудахкент, по результатом осмотра установлено, что на сегодняшний день здание эксплуатируется с нарушениями многих нормативных документов. За период эксплуатации школа претерпела материальный, физический и моральный износ. Физический износ школы обусловлен утратой первоначальных технических свойств под воздействием естественных факторов, а так же тем, что изначально возводился без учета сейсмичности района.

Из Отчета о проведении обследования технического состояния СОШ №5 в с. Карабудахкент от 07.08.2018 следует:

Моральный износ здания обусловлен несоответствием планировок современным нормам проектирования СП 251.1325800.2016 "Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования", малыми площадями помещений, отсутствием современных санитарно-гигиенических условий, несоответствием инженерного оборудования, несоответствие СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", несоответствия всем СП "Системы противопожарной защиты".

На сегодняшний день основные конструктивные элементы здания имеют износ порядка 35-40%.

Основные несущие конструкции строений не соответствуют нормам проектирования при сейсмических нагрузках и имеют дефицит сейсмостойкости в 2-3 балла. Здание находится в ограниченно-работоспособном состоянии.

Основными несоответствиями нормам строительства в сейсмических районах являются:

- несоответствие конструкции фундаментов требованиям СП 14.13330.2014;

- несоответствие конструкции стен требованиям СП 14.13330.2014;

- узкие простенки спортзала;

- деревянные перекрытия.

Согласно Уставу Муниципального общеобразовательного учреждения села Карабудахкент, школа является юридическим лицом, учредителем школы является администрация МР «Карабудахкентский район» и деятельность школы финансируется учредителем в соответствии с законодательством на основе установленных нормативов

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что доводы истца, изложенные в исковом заявлении нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания и признаются судом достоверными, поскольку они ничем не опровергаются.

В связи с указанным, заявленные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Стороны освобождены от уплаты госпошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,-

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Карабудахкентского района РД Рашидханова Р.К., в интересах неопределенного круга лиц к МР «Карабудахкентский район» и МБОУ «Карабудахкентская СОШ № 5» о возложении обязанности по проведе­нию ремонтных работ в целях устране­ния аварийности здания школы и приве­дения его в безопасное и пригодное для эксплуатации состояние, удовлетворить.

Возложить на МР «Карабудахкентский район» и Карабудахкентскую СОШ № 5 Карабудахкентского района обязанность по проведению ремонтных и других работ в целях устранения аварийности здания школы и приведения его в безопасное и пригодное для эксплуатации состояние и ведения безопасного образовательного процесса.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД через Карабудахкентский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.М. Абдуллаев

2-691/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Карабудахкентского района
Ответчики
МБОУ "Карабудахкентская СОШ №5"
МР "Карабудахкентский район"
Суд
Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан
Судья
Абдуллаев Абдулбасир Магомедзагидович
Дело на странице суда
karabudahkentskiy--dag.sudrf.ru
06.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
06.08.2020Передача материалов судье
06.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее