Судья: Полякова Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Гражданское дело №33-629/2024 (№33-14294/2023)
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции – 2-3900/2023)
10 января 2024 года город Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Евдокименко А.А.,
судей – Ереминой И.Н. и Житниковой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи – Ивановой О.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе – Султанова В.А. на решение Октябрьского районного суда города Самары от 26 сентября 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования Султанова В.А. – оставить без удовлетворения.»,
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., возражения на доводы апелляционной жалобы представителя ответчика - ГУ – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области - Пыленок М.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Истец – Султанов В.А. обратился в суд с иском о возложении обязанности по предоставлению льгот и пособий, компенсации морального вреда к ответчикам – ГУ – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области и Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области в обоснование своих требований указав, что истец - Султанов В.А. является ветераном-участником Великой отечественной войны, а также является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно. Истцом неоднократно подавались жалобы, в связи с не предоставлением ему полагающихся льгот и пособий, в пенсионный орган, органы прокуратуры, а также в Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области. Однако все вышеперечисленные государственные органы предоставляли истцу, по его мнению, не верные ответы, в которых нормы действующего законодательства, в части предоставления истцу льгот, описаны не верно. В ряде ответов государственные органы указывают на то, что данные льготы ему не положены. Данное бездействие нарушает не только права истца как ветерана, но также и его конституционные права.
На основании изложенного, с учетом последующих уточнений и дополнений, истец просил суд: 1) отменить ранее принятые решения пенсионного органа об отказе в предоставлении истцу Султанову В.А. спорных льгот и пособий; 2) возложить на пенсионный орган обязанность предоставить Султанову В.А. все положенные льготы согласно действующему законодательству о ветеранах, в том числе, предусмотренные п.п. 1 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; 3) признать незаконным отказ пенсионного органа в признании Султанова В.А. инвалидом войны; 4) взыскать с пенсионного органа в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей; 5) возложить на пенсионный орган обязанность установить Султанову В.А. выплату в размере 1 000 рублей, согласно подпункту А, пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года №363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов».
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое истец – Султанов В.А. считает неправильным, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить его иск в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы – Султанова В.А., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов и ряда иных категорий граждан в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Согласно п.п. "з" п.п. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
В силу ст. 4 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также - инвалиды войны) относятся: 1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии; 2) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе; 3) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий; 4) военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1951 года, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года согласно решениям Правительства СССР; 5) лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с февраля 1944 года по декабрь 1951 года и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период; 6) лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий.
Статья 14 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает меры социальной поддержки инвалидам войны.
Положения п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» устанавливают меры социальной поддержки участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона; льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения; оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей участников Великой Отечественной войны, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда; оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации); участникам Великой Отечественной войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом участников Великой Отечественной войны производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда; внеочередная установка квартирного телефона; преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если участник Великой Отечественной войны приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году; преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания; внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.
В п. 2 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» указано, что участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
В ст. 17 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» установлены следующие меры социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период: льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения; преимущество при установке квартирного телефона; сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если указанные лица приобрели за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, им выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году; преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.
Положениями п. 1 Указа Президента РФ от 30 марта 2005 года №363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» установлено с 1 мая 2005 г. дополнительное ежемесячное материальное обеспечение: а) инвалидам Великой Отечественной войны, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, - в размере 1000 рублей; б) военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, - в размере 500 рублей.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Султанов В.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения, получает страховую (трудовую) пенсию по старости, является инвалидом вследствие общего заболевания. Согласно выписке из военного билета Султанов В.А. относится к участникам войны, предусмотренным п.п. «з» п.1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев).
Истец - Султанов В.А. имеет удостоверение, выданное министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области, согласно которому имеет права на льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах».
Из справки медико-социальной экспертизы от 27 мая 2010 года следует, что Султанову В.А. установлена вторая группа инвалидности вследствие общего заболевания, справка выдана бессрочно.
13 апреля 2022 года Султанов В.А. обратился к ответчику с заявлением №179393/22 о назначении второй государственной пенсии по инвалидности.
Решением ГУ ОПФ РФ по Самарской области от 19 апреля 2022 года №179393/22-726 истцу отказано в одновременном назначении двух пенсий в соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».
Кроме того, ГУ ОПФ РФ по Самарской области в своем ответе от 31 января 2022 года сообщило истцу, что выплата дополнительного материального обеспечения в размере 500 рублей установлена и выплачивается ему правильно, права на выплату в размере 1 000 рублей он не имеет.
Суд первой инстанции в своем решении пришел к выводу о том, что участники Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в п.п. "б" п. 1 Указа Президента РФ от 30 марта 2005 года №363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», признанные инвалидами по общему заболеванию, право на предоставление дополнительного ежемесячного материального обеспечения в размере 1 000 рублей, не имеют. В соответствии с п.п. "б" п. 1 названного Указа Президента РФ истец получает дополнительное материальное обеспечение в размере 500 рублей.
В соответствии с п.п. 2 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» участникам Великой Отечественной войны предоставлено право на одновременное получение двух пенсий. Им могут одновременно устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная ст. 16 указанного Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
При этом согласно абзаца 8 ст. 2 данного Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ для целей настоящего Закона к участникам Великой Отечественной войны отнесены граждане, указанные в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах».
Таким образом, в силу действующего законодательства право на получение двух пенсий предоставлено не всем участникам - ветеранам Великой Отечественной войны, а лишь гражданам, указанным в п.п. "а" - "ж" и "и" п.п. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах». При этом законодатель исключил из числа участников Великой Отечественной войны, имеющих право на получение двух пенсий в соответствии с п.п. 2 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период (п.п. "з" п.п. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах»).
С учетом указанного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска в полном объеме, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что Султанов В.А. пользуется мерами социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» в полном объеме, в соответствии с установленным ему статусом ветерана.
Из материалов дела следует, что Султанов В.А. не может быть отнесен к числу инвалидов Великой Отечественной войны, поскольку указанная причина получения инвалидности не входит в перечень оснований, определенных п. 1 ст. 4 Федерального закона «О ветеранах», для признания лица инвалидом Великой Отечественной войны, а потому не имеется оснований для удовлетворения его требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Решение суда соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы само по себе наличие у истца удостоверения ветерана - участника Великой Отечественной войны, не является основанием для назначения второй пенсии по нормам Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не полностью исследовал материалы дела, неправильно оценил имеющиеся в деле доказательства, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела - выражают несогласие с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, однако по существу их не опровергают, сводятся к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной в полном соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
При этом, несогласие стороны с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в законе исчерпывающий перечень оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат ссылки на доказательства, которые могли бы служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, отсутствуют эти доказательства и в материалах апелляционной жалобы.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а :
Решение Октябрьского районного суда города Самары от 26 сентября 2023 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - Султанова В.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 25 января 2024 года.
Председательствующий –
Судьи -