Дело № 2-4694/2023 05 декабря 2023 года
УИД 78RS0020-01-2023-003922-82 г.Санкт-Петербург
РЕШЕНИЕ
Именем российской федерации
Пушкинский районный суд СанктПетербурга в составе:
председательствующего судьи Петровой Е.С.
при секретаре Щевелёвой К.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Пушкинского района Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга лиц к СПб ГБУ «Музей «Царскосельская коллекция» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере обеспеченияпожарной безопасности,
с участием представителя истца помощника прокурора Димовой Е.Ю., представителей ответчика Некрасова А.М. (директор), Лепешкина А.А. (по доверенности от 05.12.2023), представителя третьего лица Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга Заледеева А.А. (по доверенности от 11.08.2023),
Установил:
Прокурор Пушкинского района Санкт-Петербурга обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к СПб ГБУ «Музей «Царскосельская коллекция» об обязании в 90-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу на объекте культурного наследия «Дом М.А. Стеткевич» по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Магазейная, д.40/27, лит. А, обеспечить:
- защиту здания музея модульными устройствами пожаротушения, за исключением помещений действующих выставок и композиций произведения искусства (живопись и фотография) и помещений с мокрыми процессами;
- оборудование помещений музея автоматической пожарной сигнализацией адресного типа;
- оборудование здание музея техническими средствами, обеспечивающими возможность передачи сигнала от пожарной сигнализации о пожаре по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи, в автоматическом режиме, без участия персонала музея, непосредственно в подразделение пожарной охраны;
- установку автономных установок пожаротушения с микрокапсулированным термоактивирующимся огнетушащим веществом (ПироСтикер) в электрораспределительных шкафах, соединительных коробках электропроводов, в коробках электрических розеток и выключателей;
- недопущение размещения в цокольном этаже помещений с постоянным пребыванием людей;
- оборудование путей эвакуации аварийным эвакуационным освещением;
- оснащение помещений с постоянным пребыванием людей индивидуальными средствами защиты органов дыхания из расчета возможного количества единовременного нахождения людей в них;
- наличие фотолюминесцентных направляющих линий (полос, стрелок) в коридорах, холлах и лестничных клетках на путях эвакуации в соответствии с ГОСТ 12.2.143-009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля»;
- в лестничных клетках зазоры в свету между маршами или между ограждениями лестничной клетки не менее 75 мм, предусмотрев устройство задерживающих металлических упоров, ограничивающих перемещение пожарного рукава вдоль марша и предотвращающих его заклинивание.
Представитель истца помощник прокурора Димова Е.Ю. иск поддержала.
Представитель ответчика просили установить сроки исполнения отдельных требований не ранее 31 декабря 2024 года с учетом представленных письменных возражений и доказательств.
Представитель третьего лица Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, извещен о дне, месте и времени судебного разбирательства.
Представитель третьего лица Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга иск оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Управления ГУ МЧС РФ по Пушкинскому району г. Санкт-Петербурга извещен о дне, месте и времени судебного разбирательства.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Прокуратурой Пушкинского района на основании информации МОВО по Колпинскому району г. Санкт-Петербурга - филиал ВГКУ «УВО ВНГ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области» проведена проверка соблюдения СПб ГБУ «Музей «Царскосельская коллекция» (далее - Учреждение), расположенное по адресу: Санкт-Петербург, г.Пушкин, ул.Магазейная, д.40/27, лит.А, антитеррористического законодательства и в сфере обеспечения требований пожарной безопасности - специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Проверкой, проведенной прокуратурой района 25.04.2023, установлено следующее: не предусмотрена защита здания музея модульными устройствами пожаротушения, за исключением помещений действующих выставок и композиций произведения искусства (живопись и фотография) и помещений с мокрыми процессами, что является нарушением ст. 1, 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ №69); ст. 6, 78 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - ФЗ №123); помещения музея не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией адресного типа, что является нарушением ст. 1, 20 ФЗ №69; ст. 6, 78 ФЗ №123; помещения музея не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа, что является нарушением ст. 1,20 ФЗ №69; ст. 6, 78 03 №123; здание музея не оборудовано техническими средствами, обеспечивающими возможность передачи сигнала от пожарной сигнализации о пожаре по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи, в автоматическом режиме, без участия персонала музея, непосредственно в подразделение пожарной охраны, что является нарушением ст. 1, 20 ФЗ №69, ст.6, 78 ФЗ №123; не предусмотрена установка автономных установок пожаротушения с микрокапсулированным термоактивирующимся огнетушащим веществом (ПироСтикер) в электрораспределительных шкафах, соединительных коробках электропроводов, в коробках электрических розеток и выключателей, что является нарушением ст.1, 20 ФЗ №69, ст.6, 78 ФЗ №123; в цокольном этаже допущено размещение помещений с постоянным пребыванием людей, что является нарушением ст. 1, 20 ФЗ №69, ст.6, 78 ФЗ № 123; пути эвакуации не оборудованы аварийным эвакуационным освещением, что является нарушением ст. 1, 20 ФЗ №69, ст.6, 78 ФЗ № 123; помещения с постоянным пребыванием людей не оснащены индивидуальными средствами защиты органов дыхания из расчета возможного количества единовременного нахождения людей в них, что является нарушением ст.1, 20 ФЗ №69, ст.6, 78 ФЗ №123; отсутствуют фотолюминесцентные направляющие линии (полосы, стрелки) в коридорах, холлах и лестничных клетках на путях эвакуации в соответствии с ГОСТ 12.2.143-009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля», что является нарушением ст.1, 20 ФЗ №69, ст.6, 78 ФЗ №123; в лестничных клетках не обеспечены зазоры в свету между маршами или между ограждениями лестничной клетки не менее 75 мм, не предусмотрено устройство задерживающих металлических упоров, ограничивающих перемещение пожарного рукава вдоль марша и предотвращающих его заклинивание, что является нарушением ст.1, 20 ФЗ №69, ст.6, 78 ФЗ №123.
По выявленным нарушениям законодательства 02.05.2023 прокуратурой сезона внесено представление директору Учреждения, по результатам рассмотрения которого нарушения в полном объеме не устранены.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Действующим законодательством, содержащим требования пожарной безопасности, предусмотрен вариативный подход к их соблюдению. В соответствии с положением ч. 1 ст. 6 ФЗ № 123 пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 4 Закона № 123-ФЗ;
пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Законом № 123-ФЗ;
выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс, необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Наряду с этим, для зданий, сооружений, на которых невозможно безусловное выполнение всех требований пожарной безопасности, в связи с ограничениями, накладываемыми законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия, ФЗ № 123 предусмотрена возможность выполнения требований пожарной безопасности, путем реализации на данных объектах комплекса инженерно-технических и организационных мероприятий, содержащихся в специальных технических условиях.
Кроме того, в соответствии с распоряжением КГИОП от 27.06.2016 указанное здание («Дом М.А. Стеткевич») вошло в перечень объектов культурного наследия регионального значения.
В силу ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №73-Ф3), под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по охранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны поддерживать его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Нарушения требований противопожарного законодательства свидетельствует о несоблюдении вышеуказанных требований законодательства об объектах культурного наследия.
Указанное представление в установленном действующим законодательством порядке не обжаловано.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается в том числе, на принципах мер предупреждения терроризма, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона № 35-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В силу положений ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно и. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона и в их интересах.
Выступая в защиту интересов неопределенного круга лиц, прокурор руководствуется тем, что нарушение ответчиком антитеррористического законодательства и правил пожарной безопасности создает угрозу возникновения пожара, бесконтрольного распространения огня, в том числе и на соседние строения, безопасности людей и может нанести вред жизни и здоровью лицам, круг которых невозможно заранее определить.
В соответствии с Распоряжением КГИОП от 27.06.2016 №10-267 здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, город Пушкин, улица Магазейная, дом 40/27, литера А, является объектом культурного наследия регионального значения «Дом М.А. Стеткевич» (далее - Объект). Распоряжением КГИОП от 15.07.2019 № 07-19-249/19 в отношении Объекта утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца (далее - Охранное обязательство).
Работы по сохранению объекта культурного наследия, а также работы по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования, в том числе для соблюдения требований пожарной безопасности, должны проводиться в соответствии с требованиями ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», то есть с учетом необходимости соблюдения ответчиком законодательства об объектах культурного наследия.
Суд принимает во внимание объяснения представителей ответчика о необходимости получения необходимых согласования в КГИОП и получения финансирования на проектирование системы и выделение средств на монтаж сигнализации, наличие автоматической аналоговой охранно-пожарной сигнализации.
Учитывая изложенное в совокупности, суд удовлетворяет иск, установив срок до 31 декабря 2024 года для исполнения требований об обеспечении защиты здания музея модульными устройствами пожаротушения, за исключением помещений действующих выставок и композиций произведения искусства (живопись и фотография) и помещений с мокрыми процессами; об оборудовании помещений музея автоматической пожарной сигнализацией адресного типа; об установке автономных установок пожаротушения с микрокапсулированным термоактивирующимся огнетушащим веществом (ПироСтикер) в электрораспределительных шкафах, соединительных коробках электропроводов, в коробках электрических розеток и выключателей; об обеспечении в лестничных клетках зазоров в свету между маршами или между ограждениями лестничной клетки не менее 75 мм, предусмотрев устройство задерживающих металлических упоров, ограничивающих перемещение пожарного рукава вдоль марша и предотвращающих его заклинивание.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать СПб ГБУ «Музей «Царскосельская коллекция» в срок 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу на объекте культурного наследия «Дом М.А. Стеткевич» по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Магазейная, д.40/27, лит. А, обеспечить:
- оборудование здание музея техническими средствами, обеспечивающими возможность передачи сигнала от пожарной сигнализации о пожаре по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме, без участия персонала музея, непосредственно в подразделение пожарной охраны;
- недопущение размещения в цокольном этаже помещений с постоянным пребыванием людей;
- оборудование путей эвакуации аварийным эвакуационным освещением;
- оснащение помещений с постоянным пребыванием людей индивидуальными средствами защиты органов дыхания из расчета возможного количества единовременного нахождения людей в них;
- наличие фотолюминесцентных направляющих линий (полос, стрелок) в коридорах, холлах и лестничных клетках на путях эвакуации в соответствии с ГОСТ 12.2.143-009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля»;
Обязать СПб ГБУ «Музей «Царскосельская коллекция» в срок до 31 декабря 2024 года с момента вступления решения суда в законную силу на объекте культурного наследия «Дом М.А. Стеткевич» по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Магазейная, д.40/27, лит. А, обеспечить:
- защиту здания музея модульными устройствами пожаротушения, за исключением помещений действующих выставок и композиций произведения искусства (живопись и фотография) и помещений с мокрыми процессами;
- оборудование помещений музея автоматической пожарной сигнализацией адресного типа;
- установку автономных установок пожаротушения с микрокапсулированным термоактивирующимся огнетушащим веществом (ПироСтикер) в электрораспределительных шкафах, соединительных коробках электропроводов, в коробках электрических розеток и выключателей;
- в лестничных клетках зазоры в свету между маршами или между ограждениями лестничной клетки не менее 75 мм, предусмотрев устройство задерживающих металлических упоров, ограничивающих перемещение пожарного рукава вдоль марша и предотвращающих его заклинивание.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 05.12.2023