Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-37/2022 от 04.03.2022

№ 12-37/2022

56RS0019-01-2022-000412-44

Р Е Ш Е Н И Е

20 мая 2022 года     город Орск

Судья Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области Липатова Е.П.,

при секретарях Селезневой Е.А., Вернер О.В.,

с участием защитников ПАО «Орскнефтеоргсинтез» - Штемпель О.С., Поливко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ПАО «Орскнефтеоргсинтез» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по р. Башкортастан и Оренбургской области - ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического контроля по Оренбургской области К.Н.С. от 22.02.2022 года, которым ПАО «Орскнефтеоргсинтез» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ,

установил:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по р. Башкортастан и Оренбургской области - ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического контроля по Оренбургской области К.Н.С. от 22.02.2022 года ПАО «Орскнефтеоргсинтез» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа - 50 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор ПАО «Орскнефтеоргсинтез» подал жалобу, в которой просил суд его отменить, а производство по делу прекратить, мотивировав следующим.

По информации о превышении в октябре и декабре 2021 года предельно допустимой концентрации сероводорода (далее - ПДК) в атмосферном воздухе г. Орска было проведено административное расследование, в ходе которого установлено, что стационарным постом СКАТ лаборатории ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» зафиксировано превышение ПДК:

- 06.10.2021 года, 21.12.2021 года по адресу: <адрес>;

- 07.10.2021 года, 15.10.2021 года по адресу: <адрес>;

- 18.10.2021 года, 14.12.2021 года по адресу: <адрес>.

Согласно оспариваемому постановление ПАО «Орскнефтеоргсинтез» допустило нарушение ст. 3, 34 ФЗ от 10.01.2022 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 16, ст. 19, п. 2 ст. 25 ФЗ от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Приказ Министерства природных ресурсов и экологии от 28.11.2019 года № 811.

ПАО «Орскнефтеоргсинтез» считает данное постановление незаконным и необоснованным, а вину юридического лица - не доказанной.

В частности, аккредитованная лаборатория охраны природы ПАО «Орскнефтеоргсинтез» проводила мониторинг атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны предприятия, которая составляет 1 000 м, при этом превышение концентрации сероводорода в атмосферном воздухе на границе санитарно-защитной зоны в проверяемый период не зафиксировано. Кроме того, согласно журналу записей предупреждений о неблагоприятных метеорологических условиях ПАО «Орскнефтеоргсинтез» 06.10.2021 года с 09.00 до 18.00 час и 21.12.2021 года оповещений не поступало. Аварийных ситуаций, связанных с увеличением выбросов сероводорода либо иных вредных, загрязняющих веществ в атмосферный воздух не было. Таким образом, в ходе административного расследования не доказано, что именно действия ПАО «Орскнефтеоргсинтез» привели к загрязнению атмосферного воздуха, отбор проб воздуха проведён вне границ санитарно-защитной зоны предприятия, внутри и не границе указанной зоны соответствующие замеры не производились, хотя рядом расположенные иные предприятия, которые ведёт промышленную деятельность.

Также в постановлении должностного лица было указано, что во время фиксации стационарным постом СКАТ фактов превышения ПДК в г. Орске фактически наблюдались неблагоприятные метеорологические условия для рассеивания вредных примесей в атмосферном воздухе, что способствовало накоплению вредных веществ в приземном слое атмосферного воздуха от различных источников. Кроме того, 11.10.2021, 13.10.2021 и 18.10.2021 года преобладали западное, юго-западное, северо-западное направление ветра, что при направлении ветра 43?и 199?исключает вероятность загрязнения воздуха в месте нахождения поста ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» по <адрес> источниками ПАО «Орскнефтеоргсинтез», расстояние от предприятия до поста составляет около 5 км. Более того, при направлении ветра 297?и 303?исключается вероятность загрязнения воздуха источниками данного предприятия и в месте расположения поста по <адрес>.

Состав административного правонарушения, вменённый юридическому лицу (ст. 8.1 КоАП РФ), предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических требований при эксплуатации объектов капитального строительства. Между тем, ПАО «Орскнефтеоргсинтез» свои объекты использует в соответствии с их назначением и видом разрешённого использования, а в случае наступлении неблагоприятных метеорологических условий выполняет все утверждённые в установленном порядке мероприятия.

С учётом изложенного, причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ПАО «Орскнефтеоргсинтез» и превышением в атмосферном воздухе ПДК сероводорода не установлена.

В ходе судебного заседания защитники ПАО «Орскнефтеоргсинтез» - Штемпель О.С., Поливко В.А., действующие на основании доверенности, доводы жалобы полностью поддержали, просили её удовлетворить.

Должностное лицо - государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по р. Башкортастан и Оренбургской области - ведущий специалист-эксперт отдела государственного экологического контроля по Оренбургской области К.Н.С., будучи допрошенной в суде в качестве свидетеля, просила оставить вынесенное ею постановление без изменения.

Суду пояснила, что административное расследование по настоящему делу проводилось в документарном порядке, выезд на место не требовался. Вывод о вине ПАО «Орскнефтеоргсинтез» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, сделан на основании изучения и анализа всех доказательств, включая сведения о превышении ПДК сероводорода, зафиксированные стационарными постами СКАТ лаборатории ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области», информацию о направлении ветра в рассматриваемый период времени и то, что именно ПАО «Орскнефтеоргсинтез» в ходе производственной деятельности осуществляет наибольшее количество выбросов в атмосферный воздух из тех предприятий, что расположены в обозначенной зоне МО «Город Орск». Отбор проб воздуха на границе санитарно-защитной зоны ПАО «Орскнефтеоргсинтез» ею не осуществлялся, поскольку лаборатория Управления Росприроднадзора в Оренбургской области расположена в <адрес> и для того, чтобы обеспечить явку лаборантов для проведения замеров необходимо минимум дня. Оснований не доверять сведениям, зафиксированным стационарными постами лаборатории ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области», не имелось, в 2021 году осуществлялась проверка оборудования на предмет его исправности (в ходе проведения административного расследования какие-либо документы не запрашивались). В то же время принимать во внимание информацию, полученную из лаборатории охраны природы предприятия, нельзя, ввиду наличия прямой заинтересованности.

Выслушав защитников ПАО «Орскнефтеоргсинтез» - Штемпель О.С., Поливко В.А., допросив должностное лицо К.Н.С., а также исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.

В силу ст. 8.1 КоАП РФ не соблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 000 руб.; на должностных лиц - от 2 000 до 5 000 руб.; на юридических лиц - от 20 000 до 100 000 руб.

Объективной стороной данного правонарушения является несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов капитального строительства.

Согласно требованиям ст. 1 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охраной окружающей среды является деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии с указанной статьёй Закона об охране окружающей среды негативным воздействием на окружающую среду является воздействием хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Положениями ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Из содержания ч. 1 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утверждённые технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 ФЗ от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов.

Согласно ч. 2 ст. 12 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, перечень которых устанавливается Правительством РФ в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчётным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учётом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

В силу ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством РФ, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

Из материалов дела усматривается, что 08.10.2021 года Министерством природных ресурсов, экологии имущественных отношений Оренбургской области в Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора направлены протоколы отбора и результаты испытаний проб атмосферного воздуха ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» от 06.10.2021 и 07.10.2021 года по адресам: <адрес>, <адрес>, а равно информационно-аналитические записки инженера-эколога от 06.10.2021 и 07.10.2021 года, содержащая вывод, что наиболее вероятным источником загрязнения атмосферного воздуха вследствие завышенного содержания сероводорода могут являться промышленные объекты ПАО «Орскнефтеоргсинтез».

Аналогичные материалы также были направлены в Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора и Орским межрайонным природоохранным прокурором.

Впоследствии стационарным постом лаборатории ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» 15.10.2021 и 18.10.2021 года зафиксированы

превышение ПДК сероводорода по адресам: <адрес> и <адрес>, после чего соответствующие материалы были переданы на рассмотрение.

13.12.2021 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по р. Башкортастан и Оренбургской области - ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического контроля по Оренбургской области К.Н.С. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. В тот же день запрошен ряд документов, в числе которых - данные производственного контроля на источниках выбросов в атмосферу (инструментальные и расчётные методы), на границе санитарно-защитной зоны объектов предприятия за период с 01.10.2021 по 19.10.2021 года; наличие, выполнение и эффективность мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях; журнал фиксации сведений о наступлении неблагоприятных метеорологических условий; данные о количестве и объёме залповых и аварийных выбросов за период с 01.10.2021 по 19.10.2021 года; перечень сооружений и оборудования для очистки и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.

Истребованные документы ПАО «Орскнефтеоргсинтез» представлены.

15.12.2021 года Министерством природных ресурсов, экологии имущественных отношений Оренбургской области и Орским природоохранным прокурором в Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора направлен протоколы отбора и результат испытаний проб атмосферного воздуха ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» от 14.12.2021 по адресу: <адрес>, а также информационно-аналитическая записка инженера-эколога от 14.12.2021 года о том, что наиболее вероятным источником загрязнения атмосферного воздуха вследствие завышенного содержания сероводорода могут являться промышленные объекты ПАО «Орскнефтеоргсинтез».

22.12.2021 года в Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора передан протокол отбора и результаты испытаний проб атмосферного воздуха ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» от 21.12.2021 по адресу: <адрес> и информационно-аналитические записки инженера-эколога от 21.12.2021 о том, что наиболее вероятным источником загрязнения атмосферного воздуха вследствие завышенного содержания сероводорода могут являться промышленные объекты ПАО «Орскнефтеоргсинтез».

29.12.2021 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по р. Башкортастан и Оренбургской области - ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического контроля по Оренбургской области К.Н.С. вынесено определение об истребовании в ПАО «Орскнефтеоргсинтез» сведений, необходимых для рассмотрения дела (включая технический отчёт по каждому цеху; отчётов о выполнении мероприятий по охране окружающей среды за декабрь 2021 года; данные производственного контроля на источниках выбросов в атмосферу (инструментальные и расчётные методы) на границе санитарно-защитной зоны объектов предприятия за декабрь 2021 года; журнал фиксации сведений о неблагоприятных метеорологических условиях за декабрь 2021 года; данные о количестве и объёме залповых и аварийных выбросов за период с 01.10.2021 по 19.10.2021 года).

Истребованные документы ПАО «Орскнефтеоргсинтез» представлены.

13.01.2022 года в отношении ПАО «Орскнефтеоргсинтез» составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ, при даче объяснений защитник Поливко В.А. вину не признал, сославшись на недоказанность вины юридического лица и то, что наличие превышения ПДК сероводорода на стационарных постах, расположенных на значительном расстоянии от границ санитарно-защитной зоны ПАО «Орскнефтеоргсинтез» ещё не подтверждают совершение административного правонарушения этим обществом.

Постановлением должностного лица от 22.02.2022 года ПАО «Орскнефтеоргсинтез» признано виновным по ст. 8.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа - 50 000 руб.

Принимая оспаривание постановление, государственный инспектор К.Н.С. учла сведения, зафиксированные стационарными постами СКАТ лаборатории ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» 06.10.2021, 07.10.2021, 15.10.2021, 18.10.2021 и 14.12.2021 года о превышении в спорный период предельно допустимой концентрации сероводорода, скорость ветра (менее 1 м/с) и движение воздушных масс с переменным направлением, а также информационно-аналитические записки, подготовленные инженером-экологом ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» о наиболее вероятном источнике загрязнения атмосферного воздуха, в связи с чем, пришла к выводу, что потенциальным источником загрязнения атмосферного воздуха является ПАО «Орскнефтеоргсинтез» и именно деятельность этого предприятия по производству нефтепродуктов привела к повышению ПДК сероводорода.

По мнению суда, основанному на исследовании и анализе совокупности представленных материалов, выводы должностного лица преждевременны.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Исходя из положений ст. 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ).

Административным правонарушением, в силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

В нарушение вышеприведённых положений закона, должностным лицом не выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Так, по делу усматривается, что измерение физических воздействий на атмосферный воздух в спорный период времени проводилось за пределами границ санитарно-защитной зоны ПАО «Орскнефтеоргсинтез» (1 000 км), в то время как положения п. 2.12 СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 указывают на то, что подобные исследования должны проводиться на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств.

Не оспаривая сам факт отсутствия отбора проб воздуха на границе СЗЗ предприятия, государственный инспектор К.Н.С. не нашла оснований не доверять сведениям, зафиксированным стационарными постами лаборатории ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области», в то время как данные сведения противоречили информации аккредитованной лаборатории охраны природы ПАО «Орскнефтеоргсинтез», проводящей отбор образцов воздуха в пределах границ санитарно-защитной зоны, согласно которым концентрация контролируемых веществ, включая сероводород, не превышала допустимых значений.

Причины, по которым доказательства стороны защиты не были приняты во внимание, в обжалуемом постановлении отсутствуют, противоречия между результатами лабораторных исследований проб атмосферного воздуха в один и тот же период в ходе административного расследования не устранены.

Выводы инженера-эколога ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» о наиболее вероятном источнике загрязнения атмосферного воздуха носили предполагаемый характер, были оспорены защитником предприятия при составлении протокола об административном правонарушении, а потому требовали объективной проверки, но экспертиза по делу назначена не была, специалист, обладающий необходимыми познаниями, для дачи заключения также не привлечён.

Расчёты приземных концентраций сероводорода при том направлении ветра, что зафиксировано 07.10.2021, 15.10.2021, 18.10.2021 и 14.12.2021 года, в представленных материалах отсутствуют, хотя их осуществление позволяло достоверно установить источники выбросов сероводорода и дать должную оценку возражениям ПАО «Орскнефтеоргсинтез» о наличии либо отсутствии в действиях общества вины.

Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении материалов в отношении юридического лица требования ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, которые имеют значение для правильного разрешения дела, не соблюдены.

Поскольку обжалуемое постановление было вынесено с существенным нарушением процессуальных требований, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, оно подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> и Оренбургской области - ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического контроля по Оренбургской области К.Н.С. от 22.02.2022 года, которым ПАО «Орскнефтеоргсинтез» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, отменить, дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд г.Орска Оренбургской области, в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

    

Судья      Е.П. Липатова

12-37/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Истцы
Орский природоохранный прокурор
Ответчики
ПАО "Орскнефтеоргсинтез"
Суд
Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области
Судья
Липатова Е.П.
Статьи

ст.8.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
leninskyorsk--orb.sudrf.ru
04.03.2022Материалы переданы в производство судье
05.03.2022Истребованы материалы
25.03.2022Поступили истребованные материалы
19.04.2022Судебное заседание
17.05.2022Судебное заседание
20.05.2022Судебное заседание
23.05.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
26.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2022Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
15.06.2022Вступило в законную силу
02.12.2022Дело оформлено
02.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее