Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-202/2023 ~ М-184/2023 от 17.08.2023

УИД22RS0043-01-2023-000229-90

Дело № 2-202/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ        

с. Романово                                                                           27 сентября 2023 года

Романовский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Блем А.А.,

при секретаре судебного заседания Махровой Н.В.,

с участием ответчика Меньшикова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Амурской области- управление социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому муниципальному округу к Меньшикову В.В. о взыскании полученных мер социальной поддержки,

                                           УСТАНОВИЛ:

ГКУ Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому муниципальному округу обратилось в Романовский районный суд с исковым заявлением Меньшикову В.В. о взыскании незаконно полученных мер социальной поддержки в виде ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежемесячной денежной выплаты.

В обоснование требований указано, что в соответствии с Законом Амурской области от 05.12.2005 № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» Меньшиков В.В. являлся получателем ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежемесячной денежной выплаты, поступавшей его лицевой счет, открытый в ПАО «Сбербанк». Одним из оснований прекращения указанных выплат является выезд получателя на постоянное место жительства за пределы Амурской области или за пределы территории обслуживания ГКУ-УСЗН в пределах Амурской области. Согласно справке ООО «РКЦ» от ДД.ММ.ГГГГ и запросу КГКУ УСЗН по Романовскому району Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик Меньшиков В.В. с ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учета по адресу: <адрес> и зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> В адрес ответчика направлена претензия с просьбой оплатить излишне выплаченные денежные средства. Ответчик частично оплатил задолженность. В связи с чем, утратил право на получение ЕДВ за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 51 404,57 руб. и на получение ЕДВ за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 58 069,68 руб. Задолженность перед истцом до настоящего времени не погашена. Указанные выплаты являются неосновательно полученными, подлежащими возврату истцу. Просят взыскать с Меньшикова В.В. незаконно полученную ежемесячную социальную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 51 404 руб. 57 коп., а также ежемесячную денежную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 58 069 руб. 68 коп.

Представитель истца в судебное заседание не явился, истец извещен о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайств суду не направлял, в исковом заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик Меньшиков В.В. в настоящем и предыдущем судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что истцом пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям. Пояснил так же, что он получил от истца претензию о возврате излишне выплаченных сумм в январе - начале ДД.ММ.ГГГГ года. После этого стал оплачивать частично одну указанную в претензии сумму, а вторую ему в банке сказали не платить, так пропущен срок. Он заплатил пять раз по 1000 рублей, всего 5000 рублей, после этого не платил. Кроме того, подтвердил, что указанные в исковом заявлении суммы социальных выплат получал, ДД.ММ.ГГГГ года был снят с регистрации в Амурской области, переехал в Алтайский край. Сначала жил в Первомайском районе, а ДД.ММ.ГГГГ переехал в Романовский район. О необходимости известить истца о смене регистрации не знал. Полагал, что поскольку он имеет звание «Ветеран труда» Российской Федерации, то и льготы ему должны выплачиваться, вне зависимости от регистрации. Об этом же ему сказали в Управлении соцзащиты населения по Первомайскому району Алтайского края. В ДД.ММ.ГГГГ года он решил подать заявление на получение компенсации за приобретение угля, обратился с таким заявлением в Управление соцзащиты населения по Романовскому району. После этого и пришла претензия.      

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о судебном заседании и не просивших о его отложении.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, а также социальная защита, включая социальное обеспечение является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 72), по предметам совместного ведения - издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (части 1 и 2 ст. 76).

В соответствии с ч. 4, 5, 6 ст. 26.3.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Законом Амурской области от 05.12.2005 № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» (далее - Закон Амурской области от 05.12.2005 № 99-ОЗ), определены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан. В частности, согласно п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона Амурской области от 05.12.2005 № 99-ОЗ право на получение социальной поддержки имеют лица, имеющие звание «Ветеран труда», получающие страховую пенсию по старости.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Амурской области от 05.12.2005 № 99-ОЗ гражданам предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе, ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) и ежемесячная социальная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ЕСВ).

Согласно абз. 1 ч. 2 ст. 2 Закона Амурской области от 05.12.2005 № 99-ОЗ, при наличии у граждан (к которым относятся так же лица, имеющие звание «Ветеран труда», получающие страховую пенсию по старости) права на получение мер социальной поддержки по двум и более основаниям, предусмотренным настоящим Законом, а также иными федеральными и областными нормативными правовыми актами, меры социальной поддержки предоставляются по одному из оснований по выбору гражданина на основании письменного заявления, поданного в управление социальной защиты населения по месту жительства.

В соответствии с ч. 5 ст. 2 Закона Амурской области от 05.12.2005 № 99-ОЗ, порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки устанавливается Правительством области.

Аналогично установлено в ч. 2 ст. 3 Закона Амурской области от 05.12.2005 № 99-ОЗ, что порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты устанавливается Правительством области.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Амурской области от 05.12.2005 № 99-ОЗ социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ЕСВ предоставляется гражданам, в том числе лицам, имеющим звание «Ветеран труда», получающим страховую пенсию по старости, независимо от вида жилищного фонда. Социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляется гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.

Из материалов дела следует, что ответчик Меньшиков В.В. ДД.ММ.ГГГГ года обратился в ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району с заявлением о предоставлении ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной выплаты, как лицу имеющему статус «Ветеран труда» с зачислением ежемесячных платежей на счет № открытый в Благовещенском отделении № ОАО «Сбербанк России».

Отнесение его к категории граждан, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона Амурской области от 05.12.2005 № 99-ОЗ, и имеющих право на получение социальной поддержки, подтверждается удостоверением «Ветеран труда» выданным 25 декабря 2008 года за номером В №2531136, и пенсионным удостоверением о назначении ему пенсии по старости с 05 сентября 2012 года.

Из материалов дела следует, что заявления Меньшикова В.В. были удовлетворены.

Согласно ответу ПАО «Сбербанк России» от ДД.ММ.ГГГГ, № подтверждается зачисление истцом Меньшикову В.В. ежемесячной социальной выплаты и ежемесячной денежной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ, перечисленных ему ГКУ АО-УСЗН по г.Тында и Тындинскому муниципальному округу.

Истцом предоставлены сведения о выплаченных суммах ЕСВ Меньшикову В.В. с ДД.ММ.ГГГГ и о выплаченных суммах ЕДВ с июня ДД.ММ.ГГГГ.

Механизм назначения выплаты ежемесячной денежной выплаты гражданам отдельных категорий, указанных в пунктах 1, 1.1, 2, 3, 5, 6 ч. 1 ст. 1 Закона Амурской области от 05.12.2005 № 99-ОЗ определен в «Порядке назначения выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной выплаты», утвержденном Постановлением Правительства Амурской области от 21 марта 2008 г. № 66.

В соответствии с п. 1.2 указанного Порядка, назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты осуществляются государственными казенными учреждениями Амурской области - управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам Амурской области по месту жительства. По месту пребывания (на территории Амурской области) ЕДВ назначается и выплачивается гражданам на период пребывания при условии, что по месту жительства ЕДВ не выплачивается. ЕДВ назначается и выплачивается только по одному месту жительства (пребывания) гражданина.

В силу п. 5.1 указанного Порядка руководителем (заместителем руководителя) ГКУ - УСЗН принимается решение о прекращении выплаты ЕДВ в случае: выезда гражданина на постоянное место жительства за пределы Амурской области или за пределы обслуживания ГКУ - УСЗН в пределах Амурской области (подпункт 1); снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства (пребывания) и непредставление гражданином в ГКУ - УСЗН документов, подтверждающих проживание гражданина в пределах территории обслуживания ГКУ - УСЗН в пределах Амурской области (подпункт 2).

Механизм назначения выплаты ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам отдельных категорий, указанных в Законе Амурской области от 05.12.2005 № 99-ОЗ определен в «Порядке назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденном Постановлением Правительства Амурской области от 21 марта 2008 г. № 66.

В соответствии с подпунктом 3 п. 1.2 указанного Порядка, право на ЕСВ имеют лица, имеющие звание «Ветеран труда», получающие стразовую пенсию по старости.

В соответствии с п. 1.3 указанного Порядка назначение и выплата ЕСВ осуществляется государственными казенными учреждениями Амурской области - управлениями социальной защиты населения по городскому (муниципальному) округу и (или) муниципальному району по месту жительства (пребывания) граждан. По месту пребывания ЕСВ назначается и выплачивается гражданам на период пребывания при условии, что по месту жительства меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляются. ЕСВ назначается и выплачивается только на одно жилое помещение по месту жительства (пребывания) гражданина на территории Амурской области.

Согласно п. 5.1 Порядка основаниями для прекращения выплаты ЕСВ являются: выезд гражданина на постоянное место жительства за пределы Амурской области или за пределы обслуживания ГКУ - УСЗН в пределах Амурской области (подпункт 1); снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства (пребывания) и непредставление гражданином в ГКУ - УСЗН документов, указанных в п.п. 3 п. 2.1, п. 2.2 настоящего Порядка (подпункт 2); утрата гражданином права на получение ЕСВ (подпункт 7).

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что на момент назначения истцом мер социальной поддержки, установленных Законом Амурской области от 05.12.2005 № 99-ОЗ, в виде ежемесячной денежной выплаты и в виде ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ответчик Меньшиков В.В. проживал и был зарегистрирован по адресу: Амурская область, г. Тында ул. Мосфильмовская, д. 8 кв. 7.

ДД.ММ.ГГГГ Меньшиков В.В. снялся с регистрационного учета по указанному адресу, с этой даты поставлен на регистрационный учет по адресу: <адрес>, что не относится к Амурской области и не входит в пределы обслуживания ГКУ Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому муниципальному округу.

Данное обстоятельство являлось основанием для прекращения производства выплат истцом ответчику, как ежемесячной денежной выплаты, так и ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленных Законом Амурской области от 05.12.2005 № 99-ОЗ.

В соответствии с п. 5.2 «Порядка назначения выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной выплаты», утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 21 марта 2008 г. № 66, граждане обязаны извещать ГКУ - УСЗН о наступлении обстоятельств, указанных в п.п. 1, 2 п. 5.1 Порядка, влекущих прекращение выплаты ЕДВ, в течение 10 календарных дней с даты их наступления.

Аналогичная обязанность предусмотрена в п. 5.1 «Порядка назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 21 марта 2008 г. № 66.

Решение о прекращении выплаты ЕДВ принимается в течение 3 рабочих дней с даты получения ГКУ - УСЗН сведений о наступлении указанных обстоятельств. Прекращение выплаты ЕДВ производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в п. 5.1 (п. 5.1, 5.2 Порядка назначения выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной выплаты).

Выплата ЕСВ прекращается с 1 числа месяца, следующего за месяцем наступления обстоятельств, указанных в п. 5.1 Порядка (п. 5.2 Порядка назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ Меньшикову В.В., как выплата ежемесячной денежной выплаты, так и выплата ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, должны были быть прекращены, а их получение в дальнейшем не основано на законе, является безосновательным.

Суммы социальной выплаты считаются излишне выплаченными за период, когда у гражданина отсутствовало право на предоставление социальной выплаты.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем, законом (статья 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации) определен перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу относится заработная плата и приравненные к ней платежи пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания наличия такого рода обстоятельств лежит на лице, требующем возврата неосновательного обогащения. При этом, факт добросовестности гражданина-приобретателя предполагается.

В судебном заседании ответчик Меньшиков В.В., возражая против исковых требований, ссылался на то, что ему не было известно о необходимости сообщения истцу о смене регистрации и выезде за пределы Амурской области на постоянное место жительства.

Однако, в заявлении о предоставлении ЕСВ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, подписанном ответчиком Меньшиковым В.В. собственноручно, указано на такую его обязанность: не позднее 10 дней со дня наступления обстоятельств, в частности, изменение места жительства, представить в ГКУ - УСЗН соответствующие документы.

Таким образом, ответчику Меньшикову В.В. достоверно было известно о том, что в случае изменения места жительства, ему необходимо сообщить об этом 10-ти дневный срок истцу, представив соответствующие документы.

В связи с чем, отсутствуют основания для применения ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как ответчик, зная о необходимости сообщить истцу об изменении места жительства не позднее 10 дней с наступления такого события, каких-либо сведений о снятии с ДД.ММ.ГГГГ с регистрационного учета по адресу: <адрес> в ГКУ Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому муниципальному округу не представил. А его заявление об отсутствии недобросовестности является безосновательным.

Вместе с тем, по мнению суда, является заслуживающим внимание довод ответчика Меньшикова В.В. о пропуске истцом срока исковой давности.

Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса (пункт 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что, если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела (пункт 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").

Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.

По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Таким образом, действующее законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо, в силу осуществления им профессиональной деятельности или объективных обстоятельств, должно было узнать о таком нарушении права.

В исковом заявлении истец ссылается на то, что о нарушенном праве, а именно, об изменении ответчиком места жительства, снятии с регистрационного учета и выезде за пределы Амурской области, и как следствие, появлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ЕДВ и ЕСВ, сторона истца ДД.ММ.ГГГГ года, получив запрос с соответствующей информацией из КГУ «Управление социальной защиты населения по Романовскому району Алтайского края».

В материалах дела имеется такой запрос, на котором, действительно, проставлен штамп входящей регистрации - ДД.ММ.ГГГГ

Однако, суд полагает, что начальный момент течения срока исковой давности должен определяться в данном случае датой, когда истец должен был узнать о снятии ответчика Меньшикова В.В. с регистрационного учета по адресу: Амурская область, г. Тында ул. Мосфильмовская, д. 8 кв. 7, утрате права на получение ЕДВ и ЕСВ и, соответственно, о том, что предоставляемая выплата ЕДВ и ЕСВ является безосновательной. Такой момент начала течения срока исковой давности должно совпадать с моментом возникновения у истца права на иск и возможности реализовать его в судебном порядке.

Согласно положениям п. 6.4, 6.5 «Порядка назначения выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной выплаты», утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 21 марта 2008 г. № 66, при наличии сомнений в достоверности представленных гражданином документов ГКУ - УСЗН проводит их проверку путем направления запросов в государственные органы, органы местного самоуправления и организации, в распоряжении которых находятся соответствующие сведения, в течение 7 рабочих дней с даты возникновения оснований для её проведения. ГКУ - УСЗН ежемесячно производит сверку сведений о гражданах с органами ЗАГС.

Согласно положениям п. 6.5 «Порядка назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 21 марта 2008 г. № 66, контроль за целевым использованием средств осуществляет министерство.

Из приведенных норм Порядка следует, что ГКУ Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому муниципальному округунаделено полномочиями в том числе по контролю за правильностью выплат ЕДВ и ЕСВ.

В соответствии с п. 3.11 «Порядка назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 21 марта 2008 г. № 66, гражданам, в том числе, указанным в подпункте 3 пункта 1.2 Порядка (то есть, лицам имеющим звание «ветеран труда», получающим стразовую пенсию по старости), ежеквартально производится перерасчет размера ЕСВ, исходя из объема потребленных и оплаченных гражданами коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, за каждый месяц истекшего квартала. При этом, перерасчет производится в беззаявительном порядке.

Согласно п. 3.13 указанного Порядка перерасчет размера ЕСВ производится на основании сведений об объеме потребленных и оплаченных гражданами коммунальных услуг, представляемых организациями ЖКХ либо гражданинами. Организациями ЖКХ сведения об объеме потребленных и оплаченных гражданами коммунальных услуг передаются на основании соглашений об информационном обмене, заключенных с Министерством, ГКУ - УСЗН. Гражданами сведения об объеме потребленных и оплаченных ими коммунальных услуг представляются по запросу ГКУ - УСЗН в случае непоступления данных сведений от организаций ЖКХ.

Согласно п. 4.1 Порядка выплата ЕСВ приостанавливается при отсутствии в ГКУ - УСЗН в течение 3 месяцев подряд сведений об объеме потребленных и оплаченнывх гражданином коммунальных услуг - начиная с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок.

Указанное свидетельствует о том, что истец, обязанный ежеквартально производить ответчику перерасчет размера ЕСВ, исходя из объема потребленных и оплаченных коммунальных услуг, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года имел возможность узнать о прекращении ответчиком потребления коммунальных услуг по адресу проживания: <адрес> и, соответственно, о снятии его с регистрационного учета и выезде за пределы Амурской области. И как следствие, о прекращении права на получение ЕСВ и ЕДВ. При этом, в силу п. 3.15 Порядка назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 21 марта 2008 г. № 66, истец обладает полномочиями запрашивать свидетельства о регистрации по месту пребывания в рамках межведомственного взаимодействия в соответствии с пунктом 2.4 Порядка. В п. 2.4 Порядка указано правомочие запрашивать в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел - сведения о зарегистрированных лицах по адресу жительства гражданина.

Таким образом, суд приходит к выводу, что срок, с какого истец должен был знать об отсутствии оснований для выплат ответчику ЕДВ и ЕСВ следует определять, как ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку, согласно сведениям истца указанные выплаты были выплачены ответчику ежемесячно, то и трехлетний срок исковой давности следует применять применительно к каждому платежу.

С исковым заявлением истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно, не пропущен срок исковой давности по выплатам, произведенным ответчику в период с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно расчету истца и сведениям ПАО Сбербанк, ответчику за этот период были перечислены выплаты ЕДВ с ДД.ММ.ГГГГ года, всего в сумме 9 571 руб.

Ответчиком Меньшиковым В.В. представлены квитанции о выплате истцу в возмещение ущерба 5 000 рублей. При этом, в представленных чек-ордерах в строке назначение платежа указано: возврат дебетовой задолженности прошлых лет ЕДВ. Поэтому суд приходит к выводу, что добровольно внесенные ответчиком денежные средства в размере 5000 рублей должны быть вычтены из указанной суммы.

При этом, отсутствуют основания дл применения положений ст. 203 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга, а после перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок, поскольку согласно разъяснениям в п. 20 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" признание части долга, в том числе путем уплаты его части, не свидетельствует о признании долга в целом, если иное не оговорено должником.

Ответчик Меньшиков В.В. никаких актов сверки и признания долга в полном объеме не подписывал, из указанных в претензии сумм ЕДВ выплатил только 5000 рублей, после ДД.ММ.ГГГГ денежные средства не вносил. Указанное не может расцениваться, как признание Меньшиковым В.в. долга, указанного в претензии истца, в полном объеме, и не может служить основанием для перерыва течения срока исковой давности.

Таким образом, с ответчика Меньшикова В.В. в пользу истца подлежат взысканию денежные средства в размере 4 571 руб. (9 571 руб. - 5 000 руб.), а исковые требования подлежат удовлетворению частично.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета, от уплаты которой истец был освобожден, пропорциональной удовлетворенной части исковых требований (4,18%), в размере 141 руб. 68 коп.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Государственного казенного учреждения Амурской области - управления социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому муниципальному округу к Меньшикову В.В. о взыскании выплаченных мер социальной защиты удовлетворить частично.

Взыскать с Меньшикова В.В. ДД.ММ.ГГГГ паспорт в пользу Государственного казенного учреждения Амурской области-управления социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому муниципальному округу ежемесячную денежную выплату в сумме 4 571 руб.

Взыскать с Меньшикова В.В. (ДД.ММ.ГГГГр., паспорт ) государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Романовский район Алтайского края» в размере 141 руб. 68 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований Государственного казенного учреждения Амурской области - управления социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому муниципальному округу к Меньшикову В.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течении одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Романовский районный суд Алтайского края.

Судья                                                                 А.А. Блем

Решение в окончательной форме составлено 04 октября 2023 года.

2-202/2023 ~ М-184/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ГКУ Амурской области - УСЗН по г.Тында и Тындинскому муниципальному округу
Ответчики
Меньшиков Владимир Викторович
Суд
Романовский районный суд Алтайского края
Судья
Блем Альмира Альбертовна
Дело на странице суда
romanovsky--alt.sudrf.ru
17.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2023Передача материалов судье
17.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2023Судебное заседание
27.09.2023Судебное заседание
04.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2023Дело оформлено
22.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее