Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3800/2023 ~ М-2575/2023 от 01.08.2023

Дело №2-3800/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 октября2023г.                                                                                                    г.Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего: Кудряшова А.В.

при секретаре: Дедовой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пинчука Виктора Ивановича к Администрации г.Смоленска, СОГБУ «Смоленскавтодор» о взыскании ущерба,

у с т а н о в и л:

Пинчук В.И. обратился в суд с иском к Администрации г.Смоленскао взыскании материального ущерба в размере 64 500 руб., указав, что ДД.ММ.ГГГГ напротив дома <адрес> по вине ответчика, ненадлежаще исполнившего свои обязанности по содержанию соответствующей автомобильной дороги местного значения, произошло дорожно-транспортное происшествие – водитель Пинчук В.И., двигаясь по указанной улице на принадлежащем ему автомобиле «BMW X5» (peг. знак ), наехал на имеющийся на проезжей части дороги провал в дорожном покрытии, в результате чего названное транспортное средство получило механические повреждения.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено СОГБУ «Смоленскавтодор».

Представитель истца Волик В.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, указав, что ответчиком не была обеспечена безопасность дорожного движения на автодороге местного значения в границах городского округа.

Представитель СОГБУ «Смоленскавтодор» Гринева И.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, сославшись на его необоснованность.

Представитель Администрации г.Смоленска Титова Е.В. иск не признала, указав на то, что надлежащим ответчиком по делу является СОГБУ «Смоленскавтодор».

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа относит автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа (ч.11 ст.5).

В силу п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность (деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог – ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.

Аналогичные положения закреплены в п.5 ч.1 ст.41 Устава г.Смоленска, принятого решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 №164, которые относят решение данных вопросов к компетенции Администрации города Смоленска.

В соответствии с абз.7 п.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

Как предусмотрено ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

На основании ст.13.2 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области осуществления дорожной деятельности, установленные данным Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч.1.2 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Законом Смоленской области от 21.04.2022 №25-з «О перераспределении полномочий в сфере осуществления дорожной деятельности между органами местного самоуправления города Смоленска и органами государственной власти Смоленской области» перераспределены полномочия органов местного самоуправления г.Смоленска по осуществлению дорожной деятельности (проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.Смоленска между органами местного самоуправления г.Смоленска и органами государственной власти Смоленской области (ст.1).

По правилам ст.2 упомянутого Закона полномочия органов местного самоуправления г.Смоленска по осуществлению дорожной деятельности (проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.Смоленска осуществляются органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Администрации Смоленской области. Перераспределение названных полномочий устанавливается до 01.01.2028.

Во исполнение указанного областного закона Администрацией Смоленской области принято постановление от 28.09.2022 №683, в силу которого исполнительным органом Смоленской области, уполномоченным на осуществление дорожной деятельности (проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.Смоленска определен Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству. Данное постановление вступило в силу 01.01.2023 и действует до 01.01.2028.

Таким образом, в рамках произведенного перераспределения полномочий между органами исполнительной власти Смоленской области и органами местного самоуправления с 01.01.2023 и до 01.01.2028 исполнительным органом Смоленской области, уполномоченным на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.Смоленска, является Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, который в соответствии с распоряжением Администрации Смоленской области от 26.01.2023 №128-р/адм наряду с подведомственными ему организациями обеспечивает с 01.01.2023 проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения в границах города Смоленска согласно перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения города Смоленска и перечню внутриквартальных проездов города Смоленска, утвержденным постановлением Администрации города Смоленска от 17.10.2022 №2973-адм

Согласно п.1 приказа Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству от 30.12.2022 №253 СОГБУ «Смоленскавтодор» на период с 01.01.2023 до 01.01.2028 уполномочено на обеспечение реализации полномочий Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.Смоленска.

Распоряжением Администрации Смоленской области от 18.11.2022 №1640-р/адм утверждены изменения, вносимые в Устав СОГБУ «Смоленскавтодор», утв. распоряжением Администрации Смоленской области от 12.01.2006 №13-р/адм, которыми предусмотрено осуществление названным учреждением дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.Смоленска.

Исходя из положений п.п.4.4, 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. В частности, размеры отдельного повреждения (выбоины) не должны превышать длину 15 см и более, глубину 5 см и более. До устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств (изменяющих траекторию и скорость движения), таких как отдельные выбоины, просадки или проломы, колея, выступы или углубления в зоне деформационных швов, превышающие установленные настоящим стандартом размеры, участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден (в т.ч. временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758) в течение двух часов с момента обнаружения.

Пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию имущественного вреда вследствие нарушений содержания автомобильных дорог лицами, осуществляющими содержание дорог (ст.28 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»).

На основании п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п.2 ст.1064 ГК РФ).

Ответственность за повреждение транспортного средства в результате его наезда на выбоину в дорожном покрытии лежит на организации, ответственной за содержание автомобильной дороги (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2018)», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018; «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.12.2011).

По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ напротив дома <адрес> Пинчук В.И., управляя принадлежащим ему автомобилем «BMW X5» (гос.рег.знак ), наехал на имеющийся на проезжей части дороги залитый водой провал в дорожном покрытии, в результате чего названное транспортное средство получило механические повреждения (л.д.8-14).

Каких-либо предупреждающих об опасности дорожных знаков (1.16 «неровная дорога», 1.33 «прочие опасности») перед указанной выбоиной установлено не было.

В определении инспектора ОР ДПС ГИБДД УМВД России по г.Смоленску об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ указано на наличие на дороге возле дома <адрес> заполненной водой выбоины, в которую совершил наезд автомобиль «BMW X5» (гос.рег.знак ), повредив переднюю правую и заднюю правую покрышки R20 (л.д.8).

Согласно представленному истцом акту осмотра транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ в результате ДТП, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ, автомобиль «BMW X5» (гос.рег.знак ) получил повреждения в виде боковых порезов шин «Goodyear» (зимние, шипованные, 275/40/R20) переднего правого и заднего правого колеса и деформации диска колеса заднего правого R20 с внутренней стороны.

С целью устранения полученных в результате ДТП повреждений автомобиля Пунчук В.И. приобрел две шины «Goodyear» зимние 275/40/20 по 22 000 руб. каждая и диск литой стиль 215 R20, 5х120, S9,5/10,5 стоимостью 18 000 руб. (л.д.22).

Кроме того, истцом в связи с имевшим место ДТП были понесены расходы на оплату услуг по эвакуации принадлежащего ему поврежденного автомобиля с места ДТП к месту хранения в размере 2 500 руб. (л.д.22).

Представитель СОГБУ «Смоленскавтодор» в ходе рассмотрения дела обоснованность и размер понесённых Пунчуком В.И. расходов на восстановительный ремонт автомобиля «BMW X5» (гос.рег.знак ) не оспаривал, ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы не заявлял.

Улица Индустриальная постановлением Главы Администрации г.Смоленска от 17.12.2001 №2635 включена в Реестр улиц города Смоленска, постановлением Администрации г.Смоленска от 17.10.2022 №2973-адм – в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения г.Смоленска, а обязанность по содержанию названной автодороги на момент ДТП была возложена на СОГБУ «Смоленскавтодор».

При таком положении, поскольку дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля истца и, соответственно, причинение ущерба последнему возникло в связи с наездом транспортного средства на выбоину в дорожном покрытии с размерами, превышающими предельно допустимые, что указывает на вину СОГБУ «Смоленскавтодор», на котором лежала обязанность по содержанию данной дороги, в ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств (вовремя не устранен дефект дорожного покрытия (не заделана выбоина), не установлены предупреждающие об опасности временные дорожные знаки), суд приходит к выводу о том, что указанное учреждение является ответственным за причиненный Пинчуку В.И. вред.

Исходя из этого, с учетом отсутствия в деле каких-либо доказательств наличия вины водителя автомобиля «BMW X5» (гос.рег.знак ) в повреждении упомянутого транспортного средства (грубой неосторожности, содействовавшей возникновению или увеличению вреда (находящейся в причинной связи с причинением вреда), выразившейся, в частности, в неправильно выбранном скоростном режиме, не позволившем своевременно обнаружить препятствие, т.е. в непроявлении должной осмотрительности и в непринятии разумных мер предосторожности, которые необходимо было предпринять, чтобы избежать ДТП, - п.2 ст.1083 ГК РФ), с СОГБУ «Смоленскавтодор» в пользу Пинчука В.И. подлежит взысканию 64 500 руб. (22 000 руб. + 22 000 руб. + 18 000 руб. + 2 500 руб.) в счет возмещения ущерба.

Обстоятельств, освобождающих СОГБУ «Смоленскавтодор» от гражданско-правовой ответственности, судом не установлено; доказательств отсутствия своей вины в причинении истцу убытков ответчиком не представлено.

На основании ст.ст.98, 100 ГПК РФ суд также взыскивает с СОГБУ «Смоленскавтодор» в пользу Пинчука В.И. расходы на оплату услуг представителя, разумный размер которых с учетом сложности дела, объема выполненной представителем работы и иных заслуживающих внимания обстоятельств определяется судом равным 8 000 руб. (л.д.20-21), расходы на оплату услуг по составлению акта осмотра транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3 000 руб. (л.д.18-19), 106 руб. в счет возмещения почтовых расходов, а также 2 135 руб. в возврат оплаченной при подаче иска в суд государственной пошлины.

В удовлетворении иска к Администрации г.Смоленска надлежит отказать, поскольку последняя является ненадлежащим ответчиком по делу.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Пинчука Виктора Ивановича удовлетворить частично.

Взыскать с СОГБУ «Смоленскавтодор» в пользу Пинчука Виктора Ивановича 64 500 руб. в счет возмещения материального ущерба, расходы на оплату услуг по проведению независимой экспертизы в сумме 3000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 8 000 руб., 106 руб. в счет возмещения почтовых расходов, а также 2 135 руб. в возврат оплаченной при подаче иска государственной пошлины.

В удовлетворении остальной части иска и в иске к Администрации г.Смоленска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.

Судья                                                        А.В. Кудряшов

«КОПИЯ ВЕРНА»подпись судьи                         А.В. Кудряшовсекретарь судебного заседания Ленинского районного суда г. Смоленска Е.Е. Дедованаименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции                                                           01.122023.

УИД: 67RS0002-01-2023-004624-78

Подлинный документ подшит в материалы дела №2-3800/2023

2-3800/2023 ~ М-2575/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Пинчук Виктор Иванович
Ответчики
Администрация города Смоленска
Другие
Волик Вадим Вячеславович
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Кудряшов А.В.
Дело на странице суда
leninsky--sml.sudrf.ru
01.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2023Передача материалов судье
02.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2023Судебное заседание
05.10.2023Судебное заседание
12.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2023Дело оформлено
14.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее