РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2024 года |
.... |
Иркутский районный суд .... в составе председательствующего судьи Столповской Д.И., при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика Министерства имущественных отношений .... ФИО4,
представителя ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по .... ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № (УИД №) по иску ФИО1 к Министерству имущественных отношений ...., Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по .... о восстановлении земельного участка на кадастровом учете, признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений ...., Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по .... о восстановлении земельного участка на кадастровом учете, признании права собственности на земельный участок, в обоснование требований указав, что Постановлением администрации Большереченского муниципального образования .... № от **/**/**** истцу был предоставлен в собственность бесплатно из земель населенных пунктов Большереченского муниципального образования, земельный участок площадью 1500 кв.м., по адресу ...., р....., расположенный в границах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (жз-1) на землях населенных пунктов, для малоэтажной жилой застройки.
Во исполнение данного постановления истец должна была выполнить кадастровые работы в целях образования земельного участка в соответствии с схемой расположения земельного участка и обратиться в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по .... с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка.
Согласно ответу администрации Большереченского муниципального образования № от 18.08.2022г. в соответствии с постановлением администрации Большереченского муниципального образования от 09.Об.2015г. №-о об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «предоставления гражданам земельных участков для строительства индивидуального жилого дома на землях населенных пунктов», согласно которому предоставление муниципальной услуги носит заявительный характер, и закона .... от **/**/**** N2 162-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований .... и ...., согласно которой полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственности на которые не разграничена, осуществляет .... ( в данной части закон вступил в силу с 01.01.2016г.).
Таким образом, как указывает истец, в период с 01.03.2015г. по **/**/**** год полномочия по предоставлению земельных участков в собственность осуществлялись администрацией Большереченского муниципального образования. В установленные постановлением № от **/**/**** о выделении земельного участка сроки истец исполнила все возложенные на нее обязательства, сформировала земельный участок, поставила его на кадастровый учет. Истец неоднократно обращалась в Министерство имущественных отношений .... для дальнейшего оформления права собственности на предоставленный ей земельный участок, расположенный по адресу ...., р...... Что подтверждается расписками -извещениями о получении документов от №., то есть регулярно предпринимала все возможные ей способы регистрации своего права собственности.
Вместе с тем, зарегистрировать право собственности на выделенный ей земельный участок не представилось возможным, поскольку в регистрации права собственности ей было отказано, ссылаясь на отсутствие нормы, регулирующей порядок предоставления земельных участков особо охраняемых зонах.
С учетом вступления в силу Закона № 505-ФЗ земельные участки, расположенные в границах населенного пункта в составе ООПТ федерального значения, не относящиеся в силу прямого указания федерального закона к федеральной собственности, региональной собственности или муниципальной собственности, являются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление таких земельных участков осуществляют уполномоченные органы, предусмотренные статьей 3.3 Федерального закона от **/**/**** N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (согласно разъяснениям содержащимся в Письме Росреестра N 11-4483-ОС/21, Минприроды России N 01-15- 53/17177, Минстроя России N 24974-ИФ/08, Росимущества N ВЯ-10/19630 от **/**/**** о порядке применения отдельных положений Федерального закона от **/**/**** N 505-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с п. 2. ст.3.1 ФЗ от **/**/**** N ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции от **/**/**** N 505-ФЗ) Оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством.
Как указывает истец, в соответствии с земельным законодательством, правомочным органом ей был предоставлен в собственность земельный участок площадью 1500 кв.м., по адресу ...., р....., расположенный на землях населенных пунктов Большереченского муниципального образования, в границах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (жз-1) на землях населенных пунктов, для малоэтажной жилой застройки. Данный земельный участок находится в населенном пункте, включенном в состав особо охраняемой природной территории федерального значения.
Согласно п.2 ст.3.1 Федерального закона от **/**/**** N ЗЗ-ФЗ (ред. от **/**/****) "Об особо охраняемых природных территориях" Оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом,.. . муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством.
Согласно п.3 ст. 3.1. выше указанного закона использование земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории, должно осуществляться с учетом режима особой охраны этой особо охраняемой природной территории.
В период с момента предоставления спорного земельного участка и по настоящее время, истец владела и пользовалась участком, расположенным по адресу: ...., р....., использовала выделенный в соответствии с его назначением. Нарушений режима особой охраны особо охраняемой природной территории не допускала.
Границы участка были обозначены деревянными столбами и небольшим забором, на участке силами истца был построен навес. Осуществить строительство жилого дома, истец не смогла, поскольку ей было отказано в регистрации права собственности на земельный участок, на основании постановления администрации Большереченского муниципального образования № от **/**/****. Указанный распорядительный акт является основанием возникновения права собственности на публичный земельный участок, если участок предоставляется бесплатно (пп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ, п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ).
Земельный участок, площадью 1500 кв. м с месторасположением: ...., р...... был выделен ФИО1 как лицу имеющему право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а именно имеющей право получить земельный участок для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно. Согласно справке ОГКУ «УСЗИ по .... и ....» № от 03.06.2022г. ФИО1 И другая социальная выплата на приобретение жилья не предоставлялась.
В настоящее время истцу стало известно, что спорный земельный участок снят с кадастрового учета. Заявления о снятии с кадастрового учета истец не подавала, считает, что законные основания для снятия с кадастрового учета отсутствуют.
Истец согласно исковым требованиям просит: восстановить кадастровый учет земельного участка с площадью 1500 кв. м с месторасположением: ...., р.....; признать за ней право собственности на земельный участок, площадью 1500 кв.м с месторасположением: ...., р......
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Указала, что основанием к возникновению у ней права собственности является постановление администрации Большереченского муниципального образования от **/**/****, вместе с тем, в настоящее время на основании данного акта муниципального образования, зарегистрировать право собственности на земельный участок во вне судебном порядке она возможности не имеет, в связи с чем обратилась в суд. В настоящее время ее право на льготное получение в собственность земельного участка бесплатно нарушается.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений .... ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме. Просила отказать в удовлетворении требований. По существу исковых требований представлен письменный отзыв.
Представитель ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по .... ФИО5 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, просила отказать в удовлетворении в полном объеме. По существу заявленных исковых требований в материалы дела представлены письменные пояснения, отзыв.
Третьи лица администрация Большереченского муниципального образования, ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», ФГБУ ФКП Росреестра по ...., Министерство природных ресурсов и экологии РФ в судебное заседание не явились, извещены судом о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
В связи с тем, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела при данной явке, в порядке ст. 167 ГПК РФ, поскольку неявка лиц, извещенных о месте и времени слушания дела надлежаще, не является препятствием к разбирательству дела.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и из материалов гражданского дела следует, что **/**/**** ФИО1 обратилась в администрацию Большеречеснкого муниципального образования с заявлением № о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно для малоэтажной застройки.
Постановлением администрации Большереченского муниципального образования от **/**/**** №-О ФИО1 предварительно согласовано предоставление в собственность бесплатно из земель населенных пунктов Большеречеснкого муниципального образования, земельный участок площадью 1500 кв.м., по адресу: ...., р....., расположенный в границах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (ЖЗ-1) на землях населенных пунктов, для малоэтажной жилой застройки.
Указанным постановлением утверждена схема расположения земельного участка, площадью 1500 кв.м., по адресу: ...., р..... речка, .....
ФИО1 указано на необходимость выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка, обращения без доверенности в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по .... с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка.
Срок действия постановления установлен 2 года с момента подписания.
В соответствии с Постановлением администрации Большереченского муниципального образования от **/**/**** №-О **/**/**** земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ...., р..... постановлен на государственный кадастровый учет, со статусом «временный».
Указанный земельный участок относился к землям населенных пунктов, предназначен для малоэтажной жилой застройки, имеет уточненную площадь 1500 кв.м. Сведения о зарегистрированных правах на земельный участок в ЕГРН внесены не были.
**/**/**** земельный участок с кадастровым номером № снят с государственного регистрационного учета.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, истец ФИО1 указала, что снятие земельного участка с кадастрового учета является незаконным, в виду того, с заявлением о снятии земельного участка с кадастрового учета она не обращалась. Снятие участка с кадастрового учета препятствует ей зарегистрировать право собственности на земельный участок на основании распорядительного акта муниципального образования - Постановления администрации Большереченского муниципального образования №-О от **/**/****.
Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от **/**/**** N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В силу ч. 7 ст. 1 указанного закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от **/**/**** N 154-О государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность и потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях, а также свободы экономической деятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Федерального закона от **/**/**** N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом государственный кадастровый учет образованных объектов недвижимости осуществляется без одновременной государственной регистрации прав на них, снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственной регистрацией прав на образованные объекты недвижимости.
В силу ч. 15 ст. 41 Федерального закона от **/**/**** N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в части 14 настоящей статьи, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства, земельных участков, указанных в части 18 настоящей статьи.
Таким образом, положения Федерального закона от **/**/**** N 218-ФЗ предусматривают возможность снятия земельного участка с кадастрового учета, в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правообладателях такого участка, о правах на земельный участок.
Как было установлено ранее, земельный участок с кадастровым номером №, был поставлен на кадастровый учет **/**/**** со статусом «временный», при этом сведения о правообладателях данного земельного участка в ЕГРН внесены не были на протяжении 5 лет, в связи с чем, снятие земельного участка с кадастрового учета **/**/**** нельзя признать незаконным. Оснований для восстановления земельного участка на кадастровом учете, не имеется.
ФИО1 обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, просит признать за ней право собственности на земельный участок, площадью 1500 кв.м. с месторасположением: ...., р......
В соответствии со ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными си. 12 ГК РФ. Признание права как способ защиты гражданских прав предусмотрено абз. 2 ст. 12 ГК РФ.
Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского права. Поэтому иск о признании права подлежит удовлетворению только в случае установления правовых оснований для обладания истцом спорной вещью на заявленном им праве.
Признание права собственности в судебном порядке является исключительным способом защиты, который не должен подменять собой установленный административно-публичный порядок регистрации права собственности.
В соответствии с п. 7 ст. 39.5, п. 1 ст. 39.19 ЗК РФ, п. 1 ст. .... от **/**/**** №-РЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» установлены случаи предоставления земельных участков бесплатно в собственность граждан.
Подпунктом 6 п. 1 ст. 2 Закона №-ОЗ установлены случаи предоставления земельных участков в собственность бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта - гражданам, которым не предоставлялись в собственность бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и имеющим право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее - переселенцы).
Согласно представленной в материалы дела справке ФИО1, **/**/**** года рождения, зарегистрированная по адресу: .... состоит с **/**/**** на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Федеральным Законом от 25.0.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в очереди «пенсионеров». По состоянию на **/**/**** ФИО1 социальная выплата на приобретение жилья не предоставлялась.
В соответствии с Законом №-ОЗ граждане, состоящие на земельном учете, могут получить земельный участок в собственность бесплатно только в порядке очередности их постановки на земельный учет.
Согласно представленными Министерством имущественных отношений .... сведениям, истец ФИО1 состоит на земельном учете в Большереченском муниципальном образовании .... на предоставление земельного участка с **/**/****, на момент предоставления ответа, номер очереди пристоен – 99.
С учетом изложенного, учитывая установленный административный порядок предоставления земельных участков в собственность бесплатно только в порядке очередности постановки на земельный учет, оснований для удовлетворения ФИО1 суд не усматривает.
Принятие администрацией Большереченского муниципального образования постановления №-О от **/**/**** «О предварительном согласовании предоставления гр. ФИО1 в собственность земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка», срок действия которого истек **/**/****, основанием к возникновению права собственности ФИО1, на момент ее обращения в суд с настоящим исковым заявлением, не является.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Министерству имущественных отношений ...., Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по .... о восстановлении земельного участка на кадастровом учете, признании права собственности на земельный участок – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд .... в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Д.И. Столповская
В окончательной форме решение суда принято **/**/****.