Дело № 2-2380/2024
44RS0001-01-2024-003345-97
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2024 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Ковунева А.В., при секретаре Подкопаеве В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по труду и социальной защиты населения Костромской области к Вишнякова Т.А. о взыскании денежных средств,
установил:
Департамент по труду и социальной защиты населения Костромской области обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с исковыми требованиями в обоснование которых указали, что <дата> Вишнякова Т.А., <дата> года рождения, обратилась в департамент по труду и социальной защите населения Костромской области (далее - департамент) с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта. На основании приказа департамента от <дата> No 1831 «О назначении государственной социальной помощи на основаниисоциального контракта Вишнякова Т.А.» <дата> между департаментом и Вишнякова Т.А. заключен социальный контракт в целях реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности. Согласно пункту 2.1 социального контракта департамент обеспечивает предоставление гражданину государственной социальной помощи в виде единовременной выплаты на основании социального контракта в размере 250 000 рублей. Контракт заключен на период с <дата> по <дата>, денежные средства в размере 250 000 (двухсот пятидесяти тысяч) рублей 00 копеек перечислены ОГКУ «Центр социальных выплат» (далее - ЦСВ) на лицевой счет Вишнякова Т.А. платежным поручением от <дата> № На 250 000 руб. были приобретены: инжектор для изготовления воковок 1,5 л. на сумму 37 400 руб., микроскоп на сумму 33 000 руб., электронные весы - 15 100 руб., стол ювелирный (верстак) – 14 000 руб., сканер для штрх-кодирования – 13 000 руб., покупка металла – 67 000 руб., аренда помещения – 10 500 руб., монитор – 20 000 руб., процессор для компьютера – 40 000 руб., а всего 250 000 руб. Из указанных мероприятий, для выполнения которых необходимы затраты, заключен только договор аренды нежилого помещения от <дата> №, который согласно программе социальной адаптации должен был быть заключен в период с декабря 2021 года по январь 2022 года. В соответствии с пунктом 3.1. указанного договора за предоставленное помещение Арендатор уплачивает сумму арендной платы в размере 408 (четыреста восемь) рублей за квадратный метр занимаемой площади. Общая сумма арендной платы в месяц составляет 2 856 (Две тысячи восемьсот пятьдесят шесть) рублей 00 копеек в месяц, кроме того НДС 476 (Четыреста семьдесят шесть) рублей 00 копеек. Согласно пункту 1.3 договора он действует с <дата> до <дата>. Однако документов, подтверждающих оплату Вишнякова Т.А. арендной платы арендодателю, не представлено. Иных документов, подтверждающих приобретение оборудования, материально-производственных запасов, а также расходование денежных средств для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, в период действия социального контракта с <дата> по <дата>, не представлено. Кроме того, <дата> Вишнякова Т.А. (по истечении срока действия социального контракта) написана объяснительная, в которой она указала, что не может предоставить чеки на приобретенные товары, так как приобретала их с рук. Приложенная к объяснительной выписка из ПАО Банк «ФК Открытие» по счету в период с <дата> по <дата> указывает на расходование денежных средств в 2023 году, по истечении срока действия социального контракта. <дата>, <дата> департамент уведомил Вишнякова Т.А. о необходимости возврата денежных средств в размере 250 000 рублей в добровольном порядке, а также о возможности обращения в суд о взыскании указанной суммы, в случае их невозвращения. До настоящего времени возврат денежных средств Вишнякова Т.А. не осуществлен. На основании изложенного, просят: взыскать с Вишнякова Т.А. в пользу департамента по труду и социальной защите населения Костромской области денежные средства в размере 250 000 (двухсот пятидесяти тысяч) рублей 00 копеек
Представитель истица в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица ГКУ «Костромской областной центр социальной помощи семье и детям» извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представитель просил о рассмотрении дела без его участия.
Ответчик Вишнякова Т.А. извещена о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст.113-116 ГПК РФ по месту регистрации, судебное извещение адресатом не получено по неизвестным суду причинам, почтовое отправление возвращено в адрес суда по истечении срока хранения.
В соответствии с п. 2 ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Согласно ст.233 ч.1 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства
На основании изложенного, учитывая согласие истца, а так же то обстоятельство, что ответчик в судебное заседание не явился, о причинах не явки в судебное заседание не сообщил, рассмотреть дело в свое отсутствие не просил, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Исследовав материалы гражданского дела, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Вишнякова Т.А. обратился в департамент по труду и социальной защите населения Костромской области с письменным заявлением о назначении ему государственной социальной помощи в виде социального контракта на развитие предпринимательской деятельности на изготовление авторские ювелирные украшения.
Согласно протоколу заседания межведомственной рабочей группы по реализации региональной программы «снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Костромской области» от <дата> № решено, рекомендовать, в том числе, кандидатуру Вишнякова Т.А. для получения государственной помощи на основании социального контракта.
Приказом департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от <дата> № Вишнякова Т.А., <дата> года рождения, назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта по направлению «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности».
<дата> между департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области и Вишнякова Т.А. заключен социальный контракт, предметом которого является соглашение между департаментом, ГКУ «Костромской областной центр социальной помощи семье и детям» и гражданином по реализации программы социальной адаптации, являющейся неотъемлемой частью настоящего социального контракта, в целях повышения уровня и качества жизни малоимущей семьи, их максимальной социальной адаптации и выхода на самообеспечение. Настоящий социальный контракт заключен в целях реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 2.1 социального контракта департамент обеспечивает предоставление гражданину государственной социальной помощи в виде единовременной выплаты на основании социального контракта в размере 250 000 рублей.
Настоящий социальный контракт вступает в силу с <дата> и действует по <дата> (пункт 6.1. контракта).
Гражданин обязан: представить в организацию социального обслуживания документы, подтверждающие постановку на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально - производственные запасы, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в организацию социального обслуживания Костромской области подтверждающие документа; возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе); ежемесячно предоставлять в организацию социального обслуживания документы, подтверждающие факт выполнения гражданином мероприятий программы социальной адаптации (пункты 4.2.1.-4.2.4 контракта).
Выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации; ежемесячно представлять в организацию социального обслуживания отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации; использовать единовременную выплату по целевому назначению в соответствии с программой социальной адаптации (пункты 4.2.7., 4.2.9, <дата> контракта).
Письмом департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от <дата> исх.№ Вишнякова Т.А. сообщено, что приказом департамента от <дата> № ей назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта в соответствии с постановлением администрации Костромской области от <дата> N 134-а «О реализации Закона Костромской области от <дата> N 292-ЗКО «О государственной социальной помощи в Костромской области».
Как следует из программы социальной адаптации в перечень мероприятий входит: регистрация в налоговом органе (декабрь 2021 года – январь 2022 года), приобретение необходимого оборудования и МПЗ для ведения деятельности ( декабрь 2021 года – январь 2022 года), отчёт о приобретенном оборудовании и МПЗ (декабрь 2021 года по январь 2022 года), поиск и привлечение клиентов (декабрь 2021 года – ноябрь 2022 года), ведение деятельности (декабрь 2021 года – ноябрь 2022 года), подготовка и сдача отчётности в налоговом органе (декабрь 2021 года – ноябрь 2022 года), отчёт о выполнении мероприятий программы социальной адаптации (декабрь 2021 года – ноябрь 2022 года).
Программой социальной адаптации предусмотрен план расходования денежных средств согласно которому за счет средств социального контракта должны быть приобретены: инжектор для изготовления восковок 1,5 л., - сумма 37 220 руб., срок выполнения мероприятий (декабрь 2021 года- январь 2022 года), микроскоп (увеличение 7х-45х)-сумма 33 000 руб., срок – декабрь 2021 года-январь 2022 года), электронные весы-15 100 руб., срок декабрь 2021 года-январь 2022 года, стол ювелирный (верстак)-14 000 руб.,-декабрь 2021 г.-январь 2022 г., сканер для штрихкодирования-13 000 руб.-декабрь 2021 года-январь 2022 года, покупка металла- 67 000 руб.- декабрь 2021 г.-январь 2022 г., аренда помещения-10 500 руб.-декабрь 2021 г.-январь 2022 г., монитор-20 000 руб.-декабрь 2021 г.-январь 2022 г., процессорк для компьютера-40 000 руб.-декабрь 2021 г. январь 2022 г., итого – 249 820 руб., станок полировочный-25 000 руб., декабрь 2021 г. январь 2022 г., галтовка электромагнитная ревирсная-23 780 руб.-декабрь 2021 года-январь 2022 г., бормашина-8 360 руб.-декабрь 2021 г.-январь 2022 г., стойка для бормашины-1 400 руб.- декабрь 2021 г.-январь 2022 г., газовые горелки- 6 600 руб. декабрь 2021 г.-январь 2022 г., мойка ультразвуковая-20 000 руб.-декабрь 2021 г.-январь 2022 г., пломбиратор- 2700 руб.-декабрь 2021 г.-январь 2022 г., вулканизатор для изготовления резиновых прессформ- 22 750 руб.-декабрь 2021 г.-январь 2022 г.
Денежные средства в сумме 250000 руб. в счет исполнения вышеуказанного социального контракта от <дата> перечислены Вишнякова Т.А., что подтверждается платежным поручением от <дата> №.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (часть 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
В статье 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ раскрывается понятие социального контракта. Так социальный контракт - это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Согласно ч. 1 - 3 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Законом Костромской области от 19.07.2005 года N 292-ЗКО «О государственной социальной помощи в Костромской области» установлены условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в Костромской области, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.
В силу части 1 статьи 6 Закона Костромской области «О государственной социальной помощи в Костромской области» получателями государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в виде денежных выплат или натуральной помощи являются малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Костромской области.
Согласно части 2 статьи 6 Закона Костромской области «О государственной социальной помощи в Костромской области» порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи получателям, указанным в настоящей статье, в части, не определенной настоящим Законом, устанавливается постановлением администрации Костромской области.
Постановлением администрации Костромской области от 22.03.2021 года N 134-а «О реализации Закона Костромской области от 19.07.2005 года N 292-ЗКО «О государственной социальной помощи в Костромской области» утверждены порядок определения размера, назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, заключения, изменения и расторжения социального контракта.
Согласно подпункту 6 пункта 6 указанного порядка государственная социальная помощь на основании социального контракта малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых по не зависящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума, установленного в Костромской области, предоставляется в соответствии с прилагаемой к социальному контракту программой социальной адаптации, включающей в себя мероприятия, направленные на повышение доходов гражданина (его семьи) и преодоление гражданином (его семьей) трудной жизненной ситуации, в том числе мероприятия: по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 11 указанного порядка (в редакции, действовавшей на момент заключения вышеназванного социального контракта) При реализации мероприятия, указанного в подпункте 2 пункта 6 настоящего Порядка, гражданину предоставляется единовременная выплата в размере сметы затрат на мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, но не более 250 000 рублей на одного предпринимателя или самозанятого гражданина, для ведения предпринимательской деятельности, в том числе закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест. Расходы, связанные с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого гражданина, возмещаются гражданину в размере фактически понесенных расходов, но не более 5 процентов от суммы, выделенной гражданину в рамках социального контракта.
Гражданин обязан:
1) встать на учет в налоговом органе Костромской области в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;
2) представить в организацию социального обслуживания Костромской области документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;
3) приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15 процентов от назначенной выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в организацию социального обслуживания Костромской области подтверждающие документы;
4) возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе).
Результатом по мероприятию, указанному в подпункте 2 пункта 6 настоящего Порядка, является повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта.
Из представленных в материалы дела объяснений следует, что в 2022 году из полученной суммы было потрачено: - 95 000 рублей на приобретение оборудования, что подтверждается распиской от <дата>, -600 рублей госпошлина «Верхне-Волжское Межрегиональное управление Федеральной Пробирной палаты» (<дата>), что подтверждается чеком, - 30 000 рублей на оплату <дата> регистрации на сайте продавцов МЫЪегпез, что подтверждается выпиской по расчетному счету, -1 200 рублей на обязательное обучение по ПОД/ФТ/ФРОМУ (<дата>), что подтверждается выпиской по расчетному счету, - 35 400 рублей на приобретение упаковки для изделий (<дата>), что подтверждается чеком. В 2023 году оставшаяся сумма была мною потрачена на: - 36 000 руб. на оплату металла, что подтверждается счет-фактурой от <дата>, - 44 400 руб. на оплату металла, что подтверждается счет-фактурой от <дата>, - 67 500 руб. на оплату металла, что подтверждается счет-фактурой от 26.09.2023т., - 33 627,72 руб. на приобретение инструментов, что подтверждается кассовым чеком от 01.09.2023г., - 3 958 руб. на приобретение инструментов, что подтверждается кассовым чеком от 07.09.2023г., - 101 200 руб. на приобретение оборудования (шлифовальный стол с вытяжкой), что подтверждается кассовым чеком от <дата>.
Иных документов, подтверждающих приобретение оборудования, материально-производственных запасов, а также расходование денежных средств для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, в период действия социального контракта с <дата> по <дата>, не представлено.
Каких-либо возражений по существу заявленных требований, доказательств опровергающих обоснование задолженности ее размер в ходе рассмотрения дела ответчиком предоставлено не было.
На основании изложенного, принимая во внимание нарушение ответчиком условий социального контракта части обязательства, предусмотренного п. 4.2.2, суд полагает заявленные исковые требования законными и обоснованными подлежащим удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, с ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального образования г.о.г. Кострома государственная пошлина в размере 5700 рублей, с учетом положений ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 198, 199, 235 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Департамента по труду и социальной защиты населения Костромской области к Вишнякова Т.А. о взыскании денежных средств удовлетворить.
Взыскать с Вишнякова Т.А., <дата> г.р., уроженки <адрес>, СНИЛС № в пользу Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области денежные средства в размере 250000 рублей.
Взыскать с Вишнякова Т.А., <дата> г.р., уроженки <адрес>, СНИЛС 071-879-479-15 в доход бюджет муниципального образования г.о.г. Кострома государственную пошлину в размере 5700 рублей.
Ответчик вправе подать в Свердловский районный суд города Костромы заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Ковунев А.В.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 27.05.2024 года.