Дело № 2-915/2023
УИД: 59RS0029-01-2023-001122-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 октября 2023 года г. Оханск
Нытвенский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г.Оханске) в составе председательствующего судьи Пищиковой Л.А.,
при секретаре Кашниковой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Пермскому краю к Селетковой Е.Б., Селеткову А. В., Селеткову П. В. о принудительном прекращении права собственности на гражданское оружие в связи со смертью владельца,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Пермскому краю обратилось в Нытвенский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) с иском к Селетковой Е.Б., Селеткову А.В., Селеткову П.В. о принудительном прекращении права собственности на гражданское оружие в связи со смертью владельца.
В обоснование иска указали, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения согласно базе сервиса централизованного учета оружия Росгвардии с 05.02.2008 по 04.04.2022 являлся на законных основаниях владельцем гражданского оружия марки: «<данные изъяты> разрешение на право хранения и ношения серии №, выданное отделением лицензионно-разрешительной работы (по Краснокамскому, Нытвенскому, Оханскому, Ильинскому, Добрянскому, Пермскому районам, ЗАТО Звездный) Управления Росгвардии по Пермскому краю сроком действия до 07.09.2026; <данные изъяты>, разрешение на право хранения и ношения серии №, выданное отделением лицензионно-разрешительной работы (по Краснокамскому, Нытвенскому, Оханскому, Ильинскому, Добрянскому, Пермскому районам, ЗАТО Звездный) Управления Росгвардии по Пермскому краю сроком действия до 07.09.2026.
ФИО1 проживал и хранил огнестрельные гладкоствольные оружия по адресу: <адрес>.
Должностными лицами ОЛРР по Оханскому району Управления Росгвардии по Пермскому краю 12.04.2022 в квартире по адресу: <адрес>. было изъято 2 единицы гражданского оружия марки <данные изъяты> 1960г.в.; <данные изъяты>, а также 28 патронов калибра №, в связи со смертью владельца ФИО1, которые сданы на временное хранение в комнату хранения оружия отдела МВД России по Оханскому городскому округу до решения вопроса о наследовании имущества и получении права на владение оружием. Ближайшим родственникам разъяснены алгоритмы действий наследования оружия, однако с момента изъятия оружия с 12.04.2022 по настоящее время лиц, изъявивших право на наследство не имеются.
В судебном заседании представитель истца участия не принимал, просил рассматривать дело без его участия.
Ответчики, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явились, направили в суд заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования признали в полном объеме.
Суд, исследовав материалы дела, полагает иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами производится изъятие оружия и патронов к нему в случаях нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности лица может быть прекращено только в случаях отчуждения собственником своего имущества, отказа собственника от права собственности, в иных случаях, предусмотренных законом.
Статья 238 ГК РФ предусматривает, что, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности. В случае если имущество не отчуждено собственником в указанный выше срок, такое имущество по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы. При этом, вычитаются затраты на отчуждение имущества.
Огнестрельное оружие относится к объектам гражданских прав, которые в силу статьи 129 ГК РФ и Федерального закона «Об оружии» (статьи 6 и 13) ограничены в гражданском обороте, т. е. могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица исключительно на основании разрешений, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.
Принимая во внимание, что возможные наследники умершего ФИО1 не оформили лицензию на приобретение оружия и не получили разрешения на его хранение и ношение, с уведомлением о реализации указанного оружия через розничную сеть магазинов, либо утилизацию оружия не обращались или других мер на протяжении последнего года не принимали и возникла ситуация, при которой собственник, в силу ограничений установленных законом, не может осуществлять свои вещные права в отношении принадлежащего ему имущества, оружие подлежит отчуждению.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма в Российской Федерации.
Согласно ст. 20 Федерального закона «Об Оружии» и в соответствии с Федеральными законами от 28.12.2010 г. № 398-ФЗ, от 03.07.2016 № 227-ФЗ оружие и патроны к нему, изъятые в связи со смертью собственника, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе до решения вопроса о наследовании имущества и получении лицензии на приобретение гражданского оружия, но не более одного года. По истечении одного года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом принимаются установленные гражданским законодательством меры по принудительному отчуждению указанных оружия и патронов к нему.
Как установлено судом, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно базе сервиса централизованного учета оружия Росгвардии являлся на законных основаниях владельцем гражданского оружия марки: «<данные изъяты>, разрешение на право хранения и ношения серии №, выданное отделением лицензионно-разрешительной работы (по Краснокамскому, Нытвенскому, Оханскому, Ильинскому, Добрянскому, Пермскому районам, ЗАТО Звездный) Управления Росгвардии по Пермскому краю сроком действия с 08.09.2021 до 07.09.2026; <данные изъяты>, разрешение на право хранения и ношения серии №, выданное отделением лицензионно-разрешительной работы (по Краснокамскому, Нытвенскому, Оханскому, Ильинскому, Добрянскому, Пермскому районам, ЗАТО Звездный) Управления Росгвардии по Пермскому краю сроком действия с 08.09.2021 до 07.09.2026.
ФИО1 проживал и хранил огнестрельные гладкоствольные оружия по адресу: <адрес>.
Согласно сведениям отдела ЗАГС администрации Оханского городского округа ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.р., умер 04.04.2022, актовая запись № от 04.04.2022г.
Согласно информации отдела ЗАГС Оханского городского округа от 19.08.2023, ответчик СЕ.а Е. Е. является супругой умершего ФИО1, ответчики Селетков А. В., Селетков П. В. – сыновьями.
Должностными лицами ОЛРР по Оханскому району Управления Росгвардии по Пермскому краю 12.04.2022 было изъято 2 единицы гражданского оружия марки <данные изъяты>.; «<данные изъяты>, а также 28 патронов калибра №, по информации Отделения МВД России по Оханскому городскому округу от 25.09.2023 изъятое огнестрельное оружие хранится на складе вооружения ФКУ «ЦХ и СО ГУ МВД России по Пермскому краю.
Из материалов наследственного дела № к имуществу ФИО1 усматривается, что наследники умершего супруга СЕ.а Е.Е. и дети Селетков А.В., Селетков П.В. отказались вступать в наследство, оставшееся после смерти ФИО1, наследственное дело окончено без выдачи свидетельства о праве на наследство.
В материалах дела имеются заявления ответчиков от 14.12.2022, адресованные начальнику ОЛРР (по Краснокамскому району) Управления Росгвардии по Пермскому краю об утилизации изъятого гражданского оружия и патронов, принадлежавших умершему ФИО1 в связи с ненадобностью (л.д.9-11).
При таких обстоятельствах оружие фактически является брошенным.
Согласно ст.28 Федерального закона «Об Оружии» и в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 № 398-ФЗ должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право: обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензии и (или) разрешения, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры.
Поскольку наличие изъятого из оборота оружия, в отношении которого не принято мер к определению дальнейшего правового статуса, может привести к утрате контроля за таким оружием, что создает угрозу его использования для совершения преступлений и причинения вреда гражданам, обществу и государству, суд считает требования истца о прекращении права собственности на огнестрельное оружие к ответчикам подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Пермскому краю – удовлетворить.
Принудительно прекратить право собственности наследников ФИО1: Селетковой Е.Б., Селеткова А. В., Селеткова П. В. – на оружие марки <данные изъяты>, № 1960г.в.; «<данные изъяты> №, а также 28 патронов калибра №.
Провести отчуждение указанного оружия в собственность Российской Федерации и разрешить Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю уничтожение оружия марки <данные изъяты>, № 1960г.в.; «<данные изъяты> №, а также 28 патронов калибра №.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г.Оханске) в течение одного месяца со дня принятия.
Судья Л.А. Пищикова