Дело №
РЕШЕНИЕ
15 июля 2022 года судья Ленинского районного суда <адрес> Истягина Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда по адресу: <адрес>, жалобу представителя ФИО1 адвоката ФИО3 на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ч.5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением территориальной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000,00 (десяти тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ФИО1 обратилась в суд жалобой, в которой просит вынесенное в отношении ее постановление отменить и принять по делу решение о прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на недоказанность совершенного ею административного правонарушения, отсутствие вины, так как ФИО1 в несогласованной акции не принимала участие, направлялась в галерею, оказавшись случайно в месте проведения митинга.
В судебное заседание ФИО1 и ее законный представитель не явились о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель ФИО1 адвокат ФИО3 жалобу поддержали в полном объеме, просила ее удовлетворить по изложенным в ней основаниям
Помимо доводов, изложенных в жалобе, настаивала на рассмотрение дела с нарушением подведомственности, поскольку дело подлежало рассмотрению по месту совершения административного правонарушения.
Председательствующий Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав <адрес> ФИО4 возражал против удовлетворения жалобы, настаивал на законности и обоснованности оспариваемого постановления.
Старший помощник прокурора <адрес> ФИО5 также настаивала на законности вынесенного постановления.
Обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие неявивишихся участников процесса, не возражавших против рассмотрения дела, в отсутствие заявителя и его законного представителя, суд полагает возможным рассмотреть дело при существующей явке.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусмотрено право каждого свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.
Конституция Российской Федерации гарантирует право граждан собираться мирно без оружия, проводить митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31). Также гарантируются свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29).
Ст. 55 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией РФ права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (Закон N 54-ФЗ).
Согласно положениям ч. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами (ч. 1 ст. 8 Закона N 54-ФЗ).
Согласно ст. 2 Закона N 54-ФЗ демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
Одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, указанного выше Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации (ст. 3 Закона N 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4 Закона N 54-ФЗ).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. 1 и 2 ст. 5).
В пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" содержится разъяснение о том, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях. К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, которая в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 17.20 по адресу: <адрес>, Охотный ряд, <адрес>, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в составе группы граждан в количестве более 300 человек, привлекая внимание граждан и средств массовой информации, игнорируя разъяснения сотрудников полиции прекратить свои противоправные действия не реагировал, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Вина ФИО1 в совершении вмененного ей административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных относимых, допустимых и не вызывающих сомнения доказательств, а именно:
- протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ составленном в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, с указанием обстоятельств совершения ФИО1, вмененного ей административного правонарушения;
- объяснением ФИО1, согласно которым заявитель подтвердила, что была задержана во время проведения митинга, однако отрицала участие в нем, пояснив, что собиралась посетить галерею Ильи Глазунова;
- объяснениями ФИО6, подтвердившего обстоятельства совершения административного правонарушения изложенных в протоколе, согласно которым ФИО1 была выявлена в составе группы граждан в количестве более 300 человек, в связи с чем и была задержана
- объяснениями ФИО7, аналогичным по содержанию объяснениям ФИО6
- рапортом командира 3 отделения 2 взвода 3 роты 5 батальона 2 СПП ГУ МВД России по <адрес> ФИО7,, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 20 минут по адресу: <адрес>, Охотный ряд, <адрес> (у выхода станции Московского Метрополитена «Охотный ряд» выявлена ФИО1, которая в составе группы граждан в количестве около 300 человек, приняла участие в несогласованном публичном массовом мероприятий возможно держала в руках средства наглядной агитации плакаты, чем нарушила требования Закона №54-ФЗ, в связи с чем была задержана. Сотрудниками полиции непосредственно во время проведения данной публичной акции посредством громкоговорителей осуществлялось информирование его участников о том, что мероприятие не согласовано и участие в нем незаконно;
- из объяснений ФИО8 несовершеннолетняя ФИО1 в марте проживала у него в Москве, в день ее задержания собиралась посетить галерею Ильи Глазунова;
- копией письма Департамента региональной безопасности противодействия коррупции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что акция протеста, проходившая ДД.ММ.ГГГГ не была согласована.
Из представленной суду выписки из протокола заседания территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ отправилась гулять в сторону Охотного ряда посетить галерею, увидела ограждение, спросила охранников как пройти к Охотному ряду, ей объяснили, она обогнула гостиницу «Москва», где ее задержали сотрудники ОМОН. При этом обращения сотрудников по громкоговорителю она не слышала.
Вместе с тем ФИО1 пояснила, что видела ограждение и большое скопление народа.
Из анализа, приведенных объяснений свидетелей, согласно которым ФИО1 игнорировала разъяснения сотрудников полиции, содержания рапорта сотрудника полиции, из которого следует, что во время проведения данной публичной акции посредством громкоговорителей осуществлялось информирование его участников о том, что мероприятие не согласовано и участие в нем незаконно, действия ФИО1 по продолжению движения в направлении митингующих свидетельствуют о наличии в ее действиях признаков вмененного ей административного правонарушения предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ.
С учетом анализа имеющихся в деле доказательств в их совокупности, а также конкретных обстоятельств дела, оглашенных в заседании письменных документов, Территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав <адрес> пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях несовершеннолетней ФИО1 состава административного правонарушения предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Доводы представителя заявителя о нарушении правил подведомственности основаны на ошибочном толковании норм КоАП РФ регулирующих рассмотрение дела территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних.
Так согласно положениям ч.3 ст. 29.5 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Данная норма о рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних по их месту жительства, носит императивный характер.
ФИО1 зарегистрирована в <адрес>, рассмотрение в отношении нее дела об административном правонарушении относится к подведомственности Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав <адрес>.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении Территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав <адрес> в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела.
Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Административное наказание назначено лицу с учетом положений ч.2.2 ст. 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере менее минимального размера наказания предусмотренного санкцией ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, и является справедливым.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав <адрес> разрешая вопрос о назначении административного наказания, учла все юридически значимые обстоятельства, конкретные обстоятельства дела, данные о личности ФИО1, на этом основании придя к обоснованному выводу о том, что назначение административного штрафа будет отвечать целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
Состоявшееся по делу постановление сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление Территориальной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ в отношении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в 10-дневный срок со дня получения копии решения.
Судья Н.М. Истягина