Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4445/2023 ~ М-3738/2023 от 15.08.2023

УИД: 42RS0009-01-2023-007146-41 Дело № 2-4445/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Кемерово 21 сентября 2023 года

Центральный районный суд г.Кемерово Кемеровской области в составе Председательствующего судьи Алхимовой А.Е.,

с участием Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора Корчуганова Д.А.,

представителя ответчика Даниловой О.О.,

при секретаре Кононец Э.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту по охране объектов животного мира Кузбасса о понуждении к совершению действий, суд

У С Т А Н О В И Л:

Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту по охране объектов животного мира Кузбасса (далее - Департамент ООЖМ Кузбасса), в котором просит обязать Департамент ООЖМ Кузбасса обеспечить сотрудников Департамента, являющихся государственными охотничьими инспекторами, форменным обмундированием в соответствии с положениями приказа Росприроднадзора от **.**.****г. ### «Об утверждении образцов форменного обмундирования, знаков различия и отличия, порядка ношения форменного обмундирования должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного охотничьего контроля (надзора)» в срок до **.**.****г.

Требования обосновывает тем, что Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой в феврале 2023г. проведена проверка исполнения Департаментом ООЖМ Кузбасса требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение положений ч. 9, 10 ст. 40 Федерального закона № 209-ФЗ, приказа Росприроднадзора ### государственные охотничьи инспекторы Департамента ООЖМ Кузбасса не обеспечены форменным обмундированием. В связи с вышеуказанными нарушениями требований законодательства, **.**.****г. начальнику Департамента внесено представление ### об устранении нарушений требований федерального законодательства. Вышеуказанное представление рассмотрено. Как следует из ответа начальника Департамента ООЖМ Кузбасса от **.**.****г. ### в смете расходов Департамента не предусмотрена статья расходов на приобретение форменного обмундирования для государственных инспекторов. В целях устранения нарушении Департаментом будет подготовлено ходатайство на имя первого заместителя председателя Правительства Кемеровской области - Кузбасса о выделении финансовых средств. В случае согласования вопроса, для государственных инспекторов будет закуплено форменное обмундирование. Также Департаментом направлен запрос и получен ответ от ООО «Военторг Сибирь» о цене пошива. **.**.****г. прокуратурой в целях контроля устранения нарушений требований законодательства, указанных в представлении прокурора от **.**.****г. начальнику Департамента направлено требование о предоставлении информации о фактическом устранении ранее выявленных нарушений. Согласно ответу начальника Департамента от **.**.****г. ### в целях устранения нарушений по вопросу обеспечения Департаментом государственных охотничьих инспекторов форменным обмундированием мужской и женской одежды, необходимо выделение Департаменту дополнительных лимитов бюджетных обязательств. В этой связи Департамент ходатайствует перед Министерством финансов Кузбасса о внесении очередных изменений в Закон Кемеровской области - Кузбасса от **.**.****г. ### «Об областном бюджете на **.**.**** год и на плановый период 2024 и 2025 годов» согласно смете расходов, основанной на представленных коммерческих предложениях. Таким образом, Департаментом ООЖМ Кузбасса не выполнены обязанности по обеспечению сотрудников форменным обмундированием. Указанные нарушения закона осложняют реализацию должностными лицами государственного охотничьего контроля (надзора) своих полномочий, вынуждают должностных лиц Департамента, осуществляющих должностные обязанности в полевых условиях, самостоятельно решать вопросы обеспечения одеждой. Также отсутствие форменного обмундирования препятствует индивидуализации сотрудников Департамента субъектами контроля, что может привести к неисполнению законных требований сотрудников Департамента ООЖМ Кузбасса, возникновению конфликтных ситуаций и последующих судебных споров с поднадзорными лицами.

В судебном заседании Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор Корчуганов Д.А. на требованиях настаивал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Департамента ООЖМ Кузбасса Данилова О.О., действующая на основании доверенности ### от **.**.****г., требования признала в полном объеме.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 10 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов по осуществлению федерального государственного охотничьего контроля (надзора) на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» федеральный государственный охотничий контроль (надзор) (далее - государственный надзор) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора в пределах их компетенции.

Согласно ч. 4 ст. 40 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Организация и осуществление государственного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации (ч. 5 ст. 40 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В силу ч. 7 ст. 40 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) (далее также - государственные охотничьи инспекторы) наряду с принимаемыми в процессе проведения контрольных (надзорных) мероприятий и по их результатам решениями, установленными Федеральным законом от 31 июля 2020г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в пределах установленной компетенции имеют право:

1) изымать у нарушителей незаконно добытые охотничьи ресурсы и полученную из них продукцию охоты, оружие и другие орудия добычи охотничьих ресурсов, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы с оформлением изъятия в установленном порядке;

2) предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании средств в счет возмещения ущерба, нанесенного охотничьим ресурсам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;

3) применять при исполнении должностных обязанностей физическую силу, специальные средства, служебное оружие, а также разрешенное в качестве служебного оружия гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие.

В соответствии с положениями ст. 5 Закона Кемеровской области от 28 июня 2010г. № 80-ОЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» к полномочиям исполнительного органа Кемеровской области - Кузбасса, осуществляющего полномочия в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - уполномоченный орган), относятся, в том числе, осуществление федерального государственного охотничьего контроля (надзора) на территории Кемеровской области - Кузбасса, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Пунктом 1.1 Положения о Департаменте по охране объектов животного мира Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области — Кузбасса от **.**.****г. ### (далее - Положение о Департаменте) определено, что Департамент по охране объектов животного мира Кузбасса является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области - Кузбасса отраслевой компетенции, созданным с целью организации исполнения полномочий в области охраны и регулирования использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, управления особо охраняемыми природными территориями регионального значения, исполнения иных полномочий, определенных настоящим Положением.

В силу пункта 4.15 Положения о Департаменте к полномочиям Департамента ООЖМ Кузбасса относится осуществление государственного экологического контроля (надзора) на территории Кемеровской области - Кузбасса, а именно федерального государственного охотничьего контроля (надзора), за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Таким образом, осуществление полномочий по федеральному государственному охотничьему контролю (надзору) на территории Кемеровской области — Кузбасса осуществляется государственными охотничьими инспекторами ДООЖМ Кузбасса.

Согласно ч. 9, 10 ст. 40 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственным охотничьим инспекторам выдаются служебные удостоверения и форменное обмундирование установленного образца. Государственные охотничьи инспекторы при исполнении служебных обязанностей носят форменное обмундирование. Образцы форменного обмундирования, знаков различия и отличия, порядок ношения форменного обмундирования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному надзору, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны.

Согласно п. 1 приложения № 1 приказа Росприроднадзора от 29 ноября 2021г. № 841 «Об утверждении образцов форменного обмундирования, знаков различия и отличия, порядка ношения форменного обмундирования должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного охотничьего контроля (надзора)» (далее - приказ Росприроднадзора № 841) устанавливаются следующие образцы форменного обмундирования должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного охотничьего контроля (надзора), и государственных учреждений, созданных указанными органами (далее — должностные лица, контроль): представительское (выходное); служебное; специальное (полевое). Каждая из указанных форм подразделяется на летнюю и зимнюю.

Так, согласно пунктам 2-2.5 приложения № 1 приказа Росприроднадзора № 841 виды образцов форменно обмундирования для мужчин включают следующие элементы форменного обмундирования:

Летняя представительская (выходная): фуражка, костюм, рубашка белая, галстук с эмблемой, полуботинки.

Летняя служебная: фуражка или пилотка, костюм или куртка повседневная с брюками, рубашка светло-зеленого цвета, галстук с эмблемой, полуботинки.

Летняя специальная (полевая): костюм специальный летний (куртка и брюки), ботинки с высокими берцами, берет.

Зимняя представительская (выходная) и служебная: шапка-ушанка меховая, пальто с меховым воротником (мех воротника должен соответствовать меху головного убора), шарф, перчатки теплые, полусапоги на натуральном меху, костюм.

Зимняя специальная (полевая): полевой зимний костюм (куртка и полукомбинезон), ботинки с высокими берцами на натуральном меху или унты (для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей), перчатки, шарф.

Так, согласно пунктам 3-3.5 приложения № 1 приказа Росприроднадзора № 841 виды образцов форменно обмундирования для женщин включают следующие элементы форменного обмундирования:

Летняя представительская (выходная): шляпа-таблетка фетровая или пилотка, жакет с юбкой или брюками, блузка белая, галстук с эмблемой, туфли.

Летняя служебная: шляпа-таблетка фетровая или пилотка, жакет или куртка повседневная с юбкой или с брюками, блузка светло-зеленая, галстук, туфли или полуботинки.

Летняя специальная (полевая): костюм специальный летний (куртка и брюки), ботинки с высокими берцами, берет.

Зимняя представительская (выходная) и служебная: шапка-кубанка, полупальто зимнее, перчатки, шарф, сапоги зимние, жакет с юбкой или брюками.

Зимняя специальная (полевая): специальный костюм зимний (куртка и полукомбинезон), ботинки с высокими берцами или унты на натуральном меху (для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей), рукавицы (перчатки) теплые, шарф.

Как следует из письменных материалов дела и установлено судом, Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой в феврале 2023г. проведена проверка исполнения Департаментом ООЖМ Кузбасса требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

В ходе проведенной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение положений ч. 9, 10 ст. 40 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказа Росприроднадзора № 841 государственные охотничьи инспекторы Департамента ООЖМ Кузбасса не обеспечены форменным обмундированием.

В связи с выявленными нарушениями, природоохранной прокуратурой **.**.****г. начальнику Департамента внесено представление ### об устранении нарушений требований федерального законодательства (л.д. 10-13).

Согласно ответу Департамента ООЖМ Кузбасса ### от **.**.****г. в смете расходов Департамента не предусмотрена статья расходов на приобретение форменного обмундирования для государственных инспекторов. В целях устранения нарушении Департаментом будет подготовлено ходатайство на имя первого заместителя председателя Правительства Кемеровской области - Кузбасса о выделении финансовых средств. В случае согласования вопроса, для государственных инспекторов будет закуплено форменное обмундирование. Также Департаментом направлен запрос и получен ответ от ООО «Военторг Сибирь» о цене пошива (л.д. 14-15, 16).

В целях контроля исполнения представления ### от **.**.****г., природоохранной прокуратурой в адрес Департамента направлено требование ### от **.**.****г. о предоставлении информации о фактическом устранении ранее выявленных нарушений (л.д. 17).

Из ответа Департамента ООЖМ Кузбасса ### от **.**.****г. следует, что в целях устранения нарушений по вопросу обеспечения Департаментом государственных охотничьих инспекторов форменным обмундированием мужской и женской одежды, необходимо выделение Департаменту дополнительных лимитов бюджетных обязательств. В этой связи Департамент ходатайствует перед Министерством финансов Кузбасса о внесении очередных изменений в Закон Кемеровской области - Кузбасса от 15 декабря 2022г. № 145-03 «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» согласно смете расходов, основанной на представленных коммерческих предложениях (л.д. 18).

Таким образом, обязанность по обеспечению сотрудников Департамента форменным обмундированием Департаментом ООЖМ Кузбасса не выполнена.

Представитель ответчика факт не устранения выявленных нарушений не оспаривала, суду пояснила, что все нарушения будут устранены до конца **.**.****.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Поскольку на момент вынесения настоящего решения суда не представлены документы, подтверждающие факт устранения всех выявленных на момент проверки нарушений, ответчиком не оспаривается наличие данных нарушений, принимая во внимание, что нарушения закона привели к возложению на должностных лиц Департамента, осуществляющих обязанности в полевых условиях, дополнительных расходов связанных с обеспечением форменным обмундированием, что является недопустимым, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Истцом заявлено требование об установлении ответчику срока для совершения вышеуказанных действий.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Учитывая обстоятельства дела, суд считает возможным установить срок для устранения выявленных нарушений до **.**.****г., поскольку считает их приемлемыми и отвечающими интересам неопределенного круга лиц.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Департамент по охране объектов животного мира Кузбасса обеспечить сотрудников Департамента, являющихся государственными охотничьими инспекторами, форменным обмундированием в соответствии с положениями Приказа Росприроднадзора от **.**.**** ### «Об утверждении образцов форменного обмундирования, знаков различия и отличия, порядка ношения форменного обмундирования должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного охотничьего контроля (надзора)» в срок до **.**.****.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения суда в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Кемерово.

Решение в мотивированной форме составлено 26 сентября 2023 года.

Судья А.Е. Алхимова


2-4445/2023 ~ М-3738/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Департамент по охране объектов животного мира Кузбасса
Суд
Центральный районный суд г. Кемерово
Судья
Алхимова Алина Евгеньевна
Дело на странице суда
centralniy--kmr.sudrf.ru
15.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2023Передача материалов судье
18.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2023Подготовка дела (собеседование)
05.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2023Судебное заседание
26.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2024Дело оформлено
18.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее