Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1247/2024 (2-7846/2023;) от 14.12.2023

05RS0031-01-2023-008093-63

Дело № 2-1247/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 марта 2024 года                            город Махачкала

Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Онжолова М.Б.

при секретаре Ибрагимовой Э.Э.,

с участием представителя истца – Сахаватовой А.Н.

ответчика Ахмедовой С.Ч.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Управление социальной защиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» к Ахмедовой Сабине Челебовне о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

ГКУ РД УСЗН в МО "город Махачкала" обратилось в суд с иском к Ахмедовой Сабине Челебовне о взыскании денежных средств. В обоснование исковых требований указало, что в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Республики Дагестан» от 12.05.2021 года № 103 (далее также Положение) на основании заключенного с Ахмедовой С.Ч. социального контракта от 28.10.2021 года, ей была перечислена на предоставленный лицевой счет единовременная денежная субсидия социальной помощи на основании социального контракта в размере 250000,00 рублей.

По приложенному бизнес-плану Ахмедова С.Ч., на вышеуказанные денежные средства должна была приобрести оборудование для бизнеса на открытие магазина хозяйственных товаров.

В соответствии с п.п «а» п. 50 Положения, в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт, обязан: ежемесячно, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представлять в орган социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания) отчет о выполнении программы социальной адаптации по форме согласно приложению № 5 к настоящему Положению с приложением документов, подтверждающих исполнение мероприятий, а также документов, подтверждающих целевое расходование средств, выделенных на оказание государственной социальной помощи (оплаченные счета, кассовые чеки, товарные чеки, договоры купли-продажи, оформленные в установленном законодательством порядке, иные подтверждающие документы).

В соответствии с п. «ж» Перечня Приложения № 7 к Положению, основанием для досрочного расторжения социального контракта является, невыполнение получателем (членами семьи получателя) государственной социальной помощи мероприятий программы социальной адаптации без уважительных причин в соответствии с установленным Перечнем.

В нарушении вышеуказанных пунктов Положения ответчик, надлежащим образом проинформированный о данных ежемесячных отчетах, не представил ни одного отчета о расходовании денежных средств и выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом.

Со стороны ответчика имеются существенные нарушения условий социального контракта - не предоставление отчета о реализации программы и расходовании целевых денежных средств.

Действие программы социальной адаптации граждан, являющейся неотъемлемой частью социального контракта, является предоставление гражданам помощи в преодолении им трудной жизненной ситуации.

В свою очередь на гражданина, получающего такую помощь, возлагается обязанность по реализации мероприятий, предусмотренных социальной программой, то есть исполнение целевого израсходования перечисленных денежных средств, достигнув цели, на которую такая программа была рассчитана и заключен соответствующий социальный контракт.

Ахмедовой С.Ч., воспользовавшись выделенными денежными средствами, не исполнила мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации.

При обращении за назначением единовременной денежной субсидии на основании социального контракта Ахмедова С.Ч., была уведомлена о том, что гражданин, которому оказана государственная социальная помощь, обязан извещать орган социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влияющих на оказание государственной социальной помощи, в течении 3 рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств.

В нарушение условий социального контракта, ответчик получил от Управления единовременную социальную выплату, не предоставил соответствующих отчетов о выполнении Программы, не сообщил о причинах неиспользования денежных средств или преодолении трудной жизненной ситуации, на которую были выделены эти средства.

Тем самым, в действиях ответчика усматривается односторонний отказ от исполнения условий социального контракта, направленного на его реализацию, вследствие чего социальная выплата подлежат возврату в полном объеме.

Истцом, в лице Управления, было направлено досудебное уведомление от 12.10.2022 года исх. № 01-254 в адрес ответчика с требованием вернуть сумму переплаты, которая ею была проигнорирована.

Просит суд взыскать с Ахмедовой Сабины Челебовны в пользу Государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» полученную сумму денежных средств в размере 250000,00 руб. для погашения в бюджет.

В судебном заседании представитель истца – Сахаватова А.Н. исковые требования поддержала, иск просила удовлетворить по изложенным в нем доводам.

В судебном заседании ответчик Ахмедова С.Ч. исковые требования не признала, в удовлетворении иска просила отказать, полагая доводы иска необоснованными.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что между истцом - Органом социальной защиты, и ответчиком – заявителем, заключен социальный контракт от 28.10.2021, предметом которого является соглашение между Органом социальной защиты и Заявителем, в соответствии с которым Орган социальной защиты обязуется оказать Заявителю государственную социальную помощь на основании социального контракта (далее также -государственная социальная помощь), а Заявитель (семья Заявителя) -реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, являющейся неотъемлемой частью настоящего социального контракта (п. 1).

Согласно подп. «в» п. 3.4. социального контракта Орган социальной защиты в соответствии с мероприятиями программы социальной адаптации обязуется при определении мероприятий программы социальной адаптации по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности осуществить заявителю единовременную денежную субсидию с целью осуществления им предпринимательской деятельности в размере 250 000 рублей в период с 01.11.2021.

Согласно п. 5.4. социального контракта заявитель обязан при определении мероприятий программы социальной адаптации по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности:

а) встать на учет в Управлении Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;

б) представить в орган социальной защиты документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;

в) приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15 процентов назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и доставить в орган социальной защиты подтверждающие документы;

г) возвратить единовременную денежную субсидию, полученную в качестве государственной социальной помощи, в размере, указанном в подпункта «в» пункта 3.4 настоящего социального контракта, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе);

д) повысить денежные доходы семьи (свои) по истечении срока действия социального контракта.

Согласно п. 5.7 социального контракта заявитель обязан ежемесячно, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представлять в орган социальной защиты по месту жительства (месту пребывания) отчет о выполнении программы социальной адаптации по форме согласно приложению № 5 к Положению об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Республики Дагестан (далее - Положение), с приложением документов, подтверждающих исполнение мероприятий, а также документов, подтверждающих целевое расходование средств, выделенных на оказание государственной социальной помощи (оплаченные счета, кассовые чеки, товарные чеки, договоры купли-продажи, оформленные в установленном законодательством порядке, иные подтверждающие документы).

Согласно п. 12 социального контракта государственная социальная помощь назначается сроком на 12 месяцев в соответствии с программой социальной адаптации.

Основания досрочного расторжения социального контракта в одностороннем порядке Органом социальной защиты предусмотрены п. 16 социального контракта; согласно подп. «и» к ним относится невыполнения Заявителем обязательств, предусмотренных настоящим социальным контрактом, без уважительных причин в соответствии с установленным Перечнем.

Установлено, что ответчику на основании указанного социального контракта перечислена единовременная денежная субсидия на осуществление предпринимательской деятельности в размере 250 000 рублей в период с 01.11.2021.

Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определен порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

В силу ст. 5 данного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Статьей 7 указанного Федерального закона предусмотрено, что получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

На основании ст. 11 данного Федерального закона размер государственной социальной помощи, оказываемой в соответствии с настоящей главой, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В Республике Дагестан процедура оказания малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Республике Дагестан для соответствующих социально-демографических групп населения, государственной социальной помощи на основании социального контракта урегулирован Положением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства РД от 12.05.2021 N 103 "Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Республики Дагестан".

Согласно п. 3 Положения ожидаемыми результатами оказания государственной социальной помощи являются:

а) реализация трудового потенциала получателей государственной социальной помощи;

б) повышение уровня и качества жизни малоимущих граждан за счет постоянных самостоятельных источников дохода в денежной форме;

в) повышение социальной ответственности получателей помощи, снижение иждивенческого мотива их поведения.

Согласно п.п. 9-10 Положения государственная социальная помощь гражданам, указанным в пункте 5 настоящего Положения, осуществляется индивидуально, в зависимости от потребностей гражданина, в размере, указанном в пункте 11 настоящего Положения. Оказание государственной социальной помощи гражданам осуществляется в виде денежной выплаты (ежемесячной денежной выплаты или единовременной денежной субсидии).

Согласно абзацу третьему подп. «б» п. 11 Положения размер денежной выплаты (ежемесячной денежной выплаты или единовременной денежной субсидии) определяется с учетом мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, указанных в пункте 24 настоящего Положения по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности в виде единовременной денежной субсидии на осуществление гражданином предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого, в том числе для закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест, но не более 250 тыс. рублей в соответствии с условиями социального контракта.

Согласно п. 52 Положения органом социальной защиты населения осуществляется ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

Согласно п. 54 Положения при рассмотрении поступивших документов о выполнении (невыполнении) заключенных социальных контрактов Комиссия выносит одно из следующих заключений:

а) расторгнуть социальный контракт - при выявлении случаев, установленных приложением N 7 к настоящему Положению;

б) не расторгать социальный контракт и изменения в него не вносить - при выявлении уважительных причин в соответствии с установленным Перечнем;

в) не расторгать социальный контракт и внести в него изменения (с указанием предлагаемых изменений, в том числе в программу социальной адаптации) - при выявлении уважительных причин в соответствии с установленным Перечнем;

г) признать эффективными (неэффективными) проведенные в рамках социального контракта мероприятия программы социальной адаптации малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) - по завершении срока действия социального контракта.

Приложением N 7 к Положению об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Республики Дагестан предусмотрен Перечень возможных оснований для досрочного расторжения социального контракта, согласно которому Социальный контракт с получателем государственной социальной помощи расторгается досрочно в следующих случаях:

а) выезд получателя государственной социальной помощи за пределы муниципального образования в связи с переменой места жительства (места пребывания);

б) смерть получателя государственной социальной помощи;

в) потеря трудоспособности получателя государственной социальной помощи;

г) потеря дееспособности получателя государственной социальной помощи;

д) чрезвычайные, непредотвратимые, непреодолимые обстоятельства (паводок, наводнение, пожар, землетрясение, ураган, техногенная катастрофа, авария и др.);

е) отказ получателя от подписания дополнительного соглашения к социальному контракту, либо несогласие совершеннолетних дееспособных членов семьи получателя с условиями дополнительного соглашения к социальному контракту;

ж) невыполнение получателем (членами семьи получателя) государственной социальной помощи мероприятий программы социальной адаптации без уважительных причин в соответствии с установленным Перечнем;

з) использование полученной государственной социальной помощи на мероприятия, не предусмотренные программой социальной адаптации;

и) невыполнение получателем государственной социальной помощи обязательств, предусмотренных заключенным социальным контрактом, без уважительных причин в соответствии с установленным Перечнем;

к) по заявлению получателя.

Социальный контракт в случаях, предусмотренных настоящим перечнем, расторгается органом социальной защиты в одностороннем порядке.

Судом установлено, что ответчик в нарушение п. 5.7. социального контракта не представляла ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, в орган социальной защиты отчет о выполнении программы социальной адаптации по установленной форме, с приложением документов, подтверждающих исполнение мероприятий, а также документов, подтверждающих целевое расходование средств, выделенных на оказание государственной социальной помощи.

Решением ГКУ РД «Управление социальной защиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» № 56 от 19.09.2022 социальный контракт с Ахмедовой Сабиной Челебовной расторгнут с 19 сентября 2022 года по причине невыполнения мероприятий программы социальной адаптации, а также обязательств, предусмотренных заключенным социальным контрактом.

Вместе с тем, в материалы дела ответчиком представлены первичные учетные документы, чеки и квитанции к приходным кассовым ордерам на приобретение хозяйственных товаров для последующей реализации ответчиком в рамках предпринимательской деятельности на сумму, превышающую 250 000 рублей.

Указанные товары приобретались в период действия социального контракта, заключенного между сторонами.

Из представленных материалов следует, что приобретенные ответчиком товары соответствовали бизнес плану, представленному истцу для получения государственной социальной помощи.

В связи с этим суд приходит к выводу, что мероприятия программы социальной адаптации по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности ответчиком выполнялись надлежащим образом, полученные денежные средства расходовались в соответствии с указанной программой, существенные нарушения условий социального контракта ответчиком не допущены. Доказательства обратного истцом суду не представлены.

При этом нарушение срока представления отчетов с соответствующими подтверждающими документами с учетом надлежащего исполнения социального контракта в остальной части само по себе основанием для расторжения социального контракта служить не может, так как это противоречит цели оказания государственной социальной помощи, определенной в п. 2 вышеуказанного Положения, согласно которому целью оказания государственной социальной помощи является повышение качества жизни граждан путем стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют, в связи с чем в иске следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Управление социальной защиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» к Ахмедовой Сабине Челебовне о взыскании суммы денежных средств в размере 250 000,00 руб. для погашения в бюджет – отказать.

Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2024 года.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 26 марта 2024 года.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке, в Верховный Суд Республики Дагестан через Ленинский районный суд города Махачкалы в течение месяца со дня составления в окончательной форме.

    Судья                                     М.Б. Онжолов

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-1247/2024 (2-7846/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ГКУ РД Управление социальной защиты населения в МО г.Махачкалы
Ответчики
Ахмедова Сабина Челебовна
Суд
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан
Судья
Онжолов Магомед Багужаевич
Дело на странице суда
lenynskiy--dag.sudrf.ru
14.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
15.12.2023Передача материалов судье
15.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2024Судебное заседание
29.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2024Судебное заседание
19.03.2024Судебное заседание
26.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее