Дело № 2-458/2023
УИД 05RS0007- 01-2023-000574-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Ботлих 25 июля 2023 года.
Ботлихский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующей судьи Омаровой Ш.М., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску и.о. прокурора <адрес> РД ФИО3, в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Цолодинский детский сад «Улыбка» <адрес> РД об обязании обеспечить резервным источником электроэнергии образовательного учреждения в течение двух месяцев после поступления денежных средств, к администрации МР «<адрес>» Республики Дагестан об обязании финансировать мероприятия по обеспечению резервным источником электроэнергии МБДОУ» «Цолодинский детский сад «Орленок» в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора <адрес> РД ФИО3 (далее- И.о. прокурора) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Цолодинский детский сад «Орленок» <адрес> РД (далее – МБДОУ «Цолодинский детский сад «Орленок») об обязании обеспечить резервным источником электроэнергии образовательного учреждения в течение двух месяцев после поступления денежных средств, к администрации МР «<адрес>» Республики Дагестан( далее- АМР « <адрес>») об обязании финансировать мероприятия по обеспечению резервным источником электроэнергии МБДОУ» «Цолодинский детский сад «Орленок» в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда,
В обоснование исковых требований и.о. прокурора, указал, что ходе прокурорской проверки в сфере жилищно-коммунального законодательства в МБДОУ «Цолодинский детский сад «Орленок» установлено, что здание МБДОУ «Цолодинский детский сад «Орленок» не обеспечивается электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, который должен исполнить собственник данного учреждения в лице администрации муниципального района «<адрес>».
Так, частью 2 ст. 15 Конституции РФ предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах муниципального района электро - и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно подп. «а», «г», «д» п. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Правилами устройств электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002г. № (далее – Правила) определены категории электроприемников по надежности электроснабжения.
В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ Правил в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории.
Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ. Правил, электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Использование резервных источников питания предусмотрено также Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № от 04.05.2012г., п. 47 которых устанавливает, что в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций или оборудования объектов по производству электрической энергии задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2) создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
Частью 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено также организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно ст. 1.6 Устава МБДОУ «Цолодинский детский сад «Орленок» функции учредителя в отношении Учреждения осуществляет администрация МР «<адрес>», выполняющей по отношению Учреждения функции главного распорядителя бюджетных средств – МР «<адрес>».
Согласно ст. 1.10 Устава МБДОУ «Цолодинский детский сад «Орленок» Учреждение обеспечивает охрану здоровья и создание условий разностороннего развития личности, осуществляет образовательный процесс в соответствии с Уставом Учреждения.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 6 Устава МР «<адрес>» к вопросам местного значения муниципального района также относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Главным распорядителем денежных средств является администрация муниципального района «<адрес>», имеющая и наделенная правом распределять средства бюджета района по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов местного бюджета.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> в адрес главы МР «<адрес>» внесено представление об устранении нарушений законодательства об энергоснабжении, которое рассмотрено.
Однако нарушения в части обеспечения резервным источником электроэнергии МБДОУ «Цолодинский детский сад «Орленок» не устранены.
Не обеспечение учредителем, каковым является администрация МР «<адрес>», и образовательным учреждением -МБДОУ «Цолодинский детский сад «Орленок» резервного источника электроэнергии в МБДОУ «Цолодинский детский сад «Орленок» при отсутствии основного источника электроэнергии в период отключений и аварийных ситуаций может привести к срыву образовательного процесса, учебных занятий, реализации образовательной программы, а также повлиять на уровень антитеррористической защищённости, пожарной безопасности (отключение пожарной сигнализации) здания и территории указанного образовательного учреждения.
Наличие выявленных нарушений влекут за собой нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц – учащихся, их родителей и работников образовательной организации, противоречат принципам государственной власти в области организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным образовательным программа, а также обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся воспитанников и других лиц во время образовательного процесса, способствуют нарушению прав граждан.
На основании изложенного просит обязать администрацию муниципального района «<адрес>» в течении 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению резервным источником электроэнергии МБДОУ «Цолодинский детский сад «Орленок» <адрес>; обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Цолодинский детский сад «Орленок» <адрес> в течении 2 месяцев после выделения и поступления бюджетных средств обеспечить образовательное учреждение резервным источником электроэнергии.
Процессуальный истец – И.о. прокурора <адрес> Республики Дагестан, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении, направленном в суд, просит рассмотреть данное гражданское дело ввиду занятости в его отсутствие.
Ответчики администрация МР «<адрес> РД и МБДОУ «Цолодинский детский сад «Орленок» <адрес> РД, будучи уведомлены надлежаще о времени и месте рассмотрения данного дела, своих представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания или рассмотрении дела в отсутствие их представителей не заявляли.
При этих обстоятельствах, руководствуясь положением ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения настоящего дела сторон процесса.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 1.6 Устава МБДОУ «Цолодинский детский сад «Орленок» <адрес> РД учредителем дошкольного Учреждения«Цолодинский детский сад «Орленок» является администрация муниципальный район «<адрес>».
В соответствии с п.1 ст.6 и ст. 20 Федерального Закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» к общим принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере электроэнергетики, а также к основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике относится, в том числе обеспечение бесперебойного, надежного и безопасного функционирования Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем; обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение энергетической и экологической безопасности электроэнергетики.
Частью 1 ст.28 указанного закона предусмотрено, что целями государственного регулирования безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно подп. «а», «г», «д» п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае возникновения.
В свою очередь безопасность электроснабжения обеспечивается соблюдением определенных норм и требований, установленным принимаемыми во исполнение указанных федеральных законов нормативными актами.
Правила устройства электроустановок, утвержденные приказом Минэнерго России от 08.07.2002г. № содержат общие требования к устройствуэлектроустановок, систем электроснабжения и электрических сетей, требования к защитным мерам электробезопасности и устройству заземлений, к выбору изоляции электроустановок. Данные Правила устройства электроустановок распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ.
Требования настоящих Правил устройства электроустановок также рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.
Из указанной нормы следует, что в целях обеспечения требований безопасности Правила применяются в том числе, ко всем действующим установкам, являются обязательными для исполнения.
Правилами устройства электроустановок, в отношении обеспечения надежности электроснабжения разделяют электроприемники на три категории.
Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
Электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания (п. ДД.ММ.ГГГГ). Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. При нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады (п. ДД.ММ.ГГГГ). Независимый источник питания - источник питания, на котором сохраняется напряжение в послеаварийном режиме в регламентированных пределах при исчезновении его на другом или других источниках питания (п. ДД.ММ.ГГГГ).
В силу пп. «д», «р» п.4,5 раздела 4 Инструкции по проектированию городских и поселковых электрических сетей ВСН 97-83, утвержденной Минэнерго СССР 25.03.1983г., пп. «д», «р» ч. 1 Приложения 2 Инструкции по проектированию городских электрических сетей РД 34.20.185-94, утвержденной приказом Министерства топлива и энергетики РФ от 07.07.1994г., которая распространяется на вновь сооружаемые и реконструируемые электрические сети городов (районов и микрорайонов) и поселков городского типа до и выше 1 кВ, в том числе на электрические сети к отдельным объектам, находящимся на территории города, независимо от их ведомственной принадлежности, детские учреждения, а также учебные заведения с количеством учащихся от 200 до 1000 человек по надежности электроснабжения относятся к электроприёмникам второй категории.
В силу пункта ДД.ММ.ГГГГ Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002г. №, категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.
Использование резервных источников питания предусмотрено также Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № от 04.05.2012г., п. 47 которых устанавливает, что в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций или оборудования объектов по производству электрической энергии задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя.
Нормативная документация, подтверждающая категорию электроприемников - образовательных учреждений администрацией МР «<адрес>», суду не представлена в связи с её отсутствием у собственника указанных учреждений.
При определении категории образовательных учреждений суд руководствуется вышеперечисленными нормами закона, в соответствии с которыми детские и образовательные учреждения, к которым названные нормы относят детские сады и школы, относятся ко второй категории надежности электроприемников, и нарушение электроснабжения которых от одного источника питания влечет за собой прямую угрозу здоровью, а также безопасности несовершеннолетних, работников образовательных организаций.
Как установлено материалами дела, МБДОУ «Цолодинский детский сад «Орленок» <адрес> РД не обеспечивается электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
В силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества возлагается на собственника.
Таким образом, обязанность по обеспечению здания вышеуказанного образовательного учреждения электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания должен исполнить собственник данных учреждений в лице администрации муниципального района «<адрес>» РД.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования и.о. прокурора <адрес> РД подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке исполнения ответчиком решения суда, суд принимает во внимание время, необходимое для решения вопроса о финансировании работ, специфику таких работ, учебно-образовательный процесс, и считает указанный в иске срок - в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу разумным и достаточным для его исполнения.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу п. 19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции или мировыми судьями, освобождаются.
Следовательно, администрация МР « <адрес> « освобождается от уплаты госпошлины.
В силу п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается для физических лиц в размере – 300 рублей; для организаций – 6000 рублей.
ФИО5о. прокурора <адрес> Республики Дагестан, обратившийся в суд с заявлением в интересах неопределенного круга в соответствии с п. 9 ч 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты госпошлины освобожден, то с ответчика МБДОУ «Цолодинский детский сад «Орленок», не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
Учитывая, что МБДОУ «Цолодинский детский сад «Орленок» не является коммерческой организацией, собственных доходов не имеет, финансируется учредителем администрацией МР «<адрес>», которая освобождена от уплаты госпошлины, а также, суд находит возможным освободить от уплаты госпошлины и МБДОУ ««Цолодинский детский сад «Орленок».
На основании изложенное, руководствуясь статьей 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования и.о. прокурора <адрес> РД, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан в течении 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению резервным источником электроэнергии МБДОУ «Цолодинский детский сад «Орленок» <адрес> РД.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Цолодинский детский сад «Орленок» <адрес> РД в течение 2-х месяцев после выделения бюджетных средств установить резервный источник электроэнергии в МБДОУ «Цолодинский детский сад «Орленок» <адрес> РД.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан путем подачи жалобы через Ботлихский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его составления.
Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ш.М. Омарова