Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2156/2023 ~ М-1850/2023 от 09.08.2023

УИД 38RS0030-01-2023-002312-47

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 сентября 2023 г.                 г. Усть-Илимск Иркутской области

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Деревцовой А.А., при секретаре
Масловой В.А.,

с участием заместителя Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора Анциферова Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-2156/2023 по иску Усть-Илимского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «ВикторияСервис» о возмещение ущерба,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований прокурор указал, что Усть-Илимской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращениям граждан города Усть-Илимска, поступивших на личном приеме руководства Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры, по вопросу исполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

Проверкой выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, а также земельного законодательства, которые причиняют вред компонентам природы.

Установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером *** расположены мусор, бытовые отходы (целлофановые пакеты и мешки, картонные и пластиковые ящики, стеклянные и пластиковые бутылки), бетонные блоки, строительные отходы (бой кирпича) и автомобильные шины. На момент проведения проверки какая-либо деятельность на земельном участке не осуществлялась.

Согласно заключению *** от **.**.**** государственного инспектора **** по использованию и охране земель, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Иркутской области Князева Н.Е. несанкционированная свалка отходов производства и потребления расположена по адресу: ****

По сведениям ЕГРН, земельный участок, с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ****, поставлен на государственный кадастровый учет площадью - *** м. Границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством. Земельный участок относиться к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – склады.

Земельный участок с кадастровым номером 38:32:020205:538 принадлежит на праве аренды ООО «ВикторияСервис».

В соответствии с заключением специалиста государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории, ведущего специалиста-эксперта Братского отдела государственного экологического надзора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории Козловой Е.И. от **.**.**** какие-либо ограждения земельного участка отсутствуют, что обеспечивает свободный доступ граждан, домашних и бродячих животных к данной территории. На земельном участке отсутствуют признаки ведения производственных работ, производственные помещения, техника, трудовой персонал.

Специальное сооружение для размещения отходов не просматривается. Отходы размещены на незащищенном почвенном покрове. Пересыпка слоев отходов инертными материалами (грунтом и т.п.) и их изоляция не производилась.

В результате размещения на земельном участке с кадастровым номером *** несанкционированной свалки отходов производства и потребления причинен вред почвам как объекту охраны окружающей среды, в следствии перекрытия ее поверхности.

В соответствии с выполненным государственным инспектором, ведущим специалистом-экспертом Братского отдела государственного экологического надзора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории Козловой Е.И. расчетом размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, ущерб составил 254 564 руб.

На основании изложенного истец просит взыскать с
ООО «ВикторияСервис ущерб, причиненный окружающей среде-почвам, в результате ее порчи при перекрытии ее поверхности, возникающего при несанкционированном размещении отходов на земельном участке с кадастровым номером 38:32:020205:538, в размере 254 564 руб., с зачислением суммы в бюджет муниципального образования «город Усть-Илимск».

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, по доводам, изложенным в иске. Не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, своевременно. Нежелание представителей ответчика непосредственно являться в суд для участия в судебном заседании, свидетельствует об уклонении от участия в процессе, и не может повлечь неблагоприятные последствия для суда, а также не должно отражаться на правах других лиц на доступ к правосудию, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствие ответчика.

Представители третьих лиц администрации г. Усть-Илимска и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации
г. Усть-Илимска в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела и оценив их в совокупности в соответствии с требованиями статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1, 4 ст. 13.4. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, помимо прочего, на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 77 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Как разъяснено в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2007 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» по смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 77 Закона об охране окружающей среды, лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Судом установлено и следует из материалов дела, что специалистом Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории с участием представителя прокуратуры осуществлен выезд и проверка исполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, а также земельного законодательства, которые причиняют вред компонентам природы.

Так, заключением специалиста Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории по результатам участия в проверке органов прокурату от **.**.**** установлено, что на территории, расположенной в границах земельного участка с кадастровым номером ***, зафиксировано наличие отходов упаковки (целлофановые пакеты и мешки, картонные и пластиковые ящики, стеклянные и пластиковые бутылки), деревянных поддонов, строительных отходов (бой кирпича), полуразрушенных бетонных плит, навал отработанных автомобильных шин.

Какие-либо ограждения земельного участка отсутствуют, что обеспечивает свободный доступ граждан, домашних и бродячих животных к данной территории. На земельном участке отсутствуют признаки ведения производственных работ, производственные помещения, техника, трудовой персонал.

Специальное сооружение для размещения отходов не просматривается. Отходы размещены на незащищенном почвенном покрове. Пересыпка слоев отходов инертными материалами (грунтом и т.п.) и их изоляция не производилась.

По сведениям, представленным Управлением Росреестра по **** (заключение ведущего специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по **** *** от **.**.****), площадь участка, перекрытого в результате размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером ***

Несанкционированная свалка, образованная на земельном участке с кадастровым номером *** не включена в «Перечень несанкционированных свалок на территории ****» (приложение 5.5.) к Территориальной схеме обращения с отходами в ****, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии **** от **.**.**** ***-мпр.

Несанкционированное размещение отходов, осуществляемое на земельном участке с кадастровым номером *** свидетельствует о нарушении требований, установленных абз. 1 п. 2 ст. 51 Федерального закона от **.**.**** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 13.4 Федеральный закон от **.**.**** № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», абз. 2, 4, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от **.**.**** № 136-ФЗ.

Согласно заключению *** от **.**.**** государственного инспектора **** по использованию и охране земель, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по **** Князева Н.Е. несанкционированная свалка отходов производства и потребления расположена по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, Усть-Илимское ***, кадастровый ***, на площади в ***

По сведениям ЕГРН, земельный участок, с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ****, поставлен на государственный кадастровый учет площадью - *** Границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством. Земельный участок относиться к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - склады 6.9.

Земельный участок с кадастровым номером *** принадлежит на праве аренды ООО «ВикторияСервис», что подтверждается записью о государственной регистрации договора аренды от **.**.****
***.

По результатам рассмотрения Департаментом недвижимости администрации **** представления Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора от **.**.**** (исх. ***/прдп 133-22) установлено, что земельный участок с кадастровым номером *** принадлежит ООО «ВикторияСервис» на праве аренды на основании заключенного **.**.**** с Департаментом недвижимости администрации **** договора аренды земельного участка для строительства склада.

В соответствии с п. 3.4. Договора аренды земельного участка от **.**.**** ООО «ВикторияСервис» (арендатор) обязан использовать земельный участок в соответствии с договором и целевым назначением, поддерживать его в надлежащем состоянии, соблюдать требования земельного законодательства, а также не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик и экологической обстановки на арендуемом участке и принадлежащих к нему территориях.

В связи с допущенным фактом захламления ООО «ВикторияСервис» земельного участка с кадастровым номером *** отходами производства и потребления и образования несанкционированной свалки постановлением *** административной комиссии муниципального образования **** от **.**.**** ООО «ВикторияСервис» (ИНН: ***) признанно виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. **** ***-оз «Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований ****» от **.**.**** (нарушение муниципальных правовых актов в области благоустройства территории поселения (городского округа)), назначено наказание в виде предупреждения. При рассмотрении данного дела, директор организации Сизых Ю.В. пояснил, что в срок до **.**.**** все нарушения будут устранены.

**.**.**** Департаментом недвижимости администрации **** в адрес ООО «ВикторияСервис» выдано предостережение *** о недопустимости нарушения обязательных требований и указанно на необходимость привести земельный участок в соответствии с разрешенным видом использования, ликвидировав несанкционированную свалку отходов производства и потребления.

Проведенными **.**.**** и **.**.**** специалистами Департаментом недвижимости администрации **** осмотрами земельного участка с кадастровым номером *** (протокол ***-ВО/22 и протокол 51-ВО/23) установлено, что земельный участок по-прежнему захламлен отходами производства и потребления.

До настоящего времени ответчиком не устранены допущенные нарушения, в виде приведения земельного участка в соответствие с разрешенным видом использования, ликвидирование несанкционированной свалки отходов производства и потребления.

Таким образом, судом установлено, что непринятие
ООО «ВикторияСервис» как арендатором земельного участка своевременных и должных мер к очистке земельного участка от несанкционированной свалки отходов производства и потребления, почвам как объекту охраны окружающей среды, причинен вред вследствие перекрытия ее поверхности.

Кроме того, в результате захламления ООО «ВикторияСервис» земельного участка с кадастровым номером 38:32:020205:538 отходами производства и потребления также допущено нарушение абз. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.04.***

***

***

*** добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Статьей 42 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.02.2016 № 225-0, специфической чертой имущественной ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 02.06.2015 № 12-П, является то, что вред как необходимое условие состава правонарушения причиняется не имуществу конкретного лица, а окружающей среде, определяемой данной статьей как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность, а также антропогенных объектов; возмещение вреда в подобных случаях направлено в первую очередь на преодоление указанных последствий и восстановление нарушенного состояния окружающей среды в максимально возможной степени.

Пунктом 14 Постановления ВС РФ *** установлено, что утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Расчета размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникающего при несанкционированном размещении отходов на земельном участке с кадастровым номером 38:32:020205:538, расположенном по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, Усть-Илимское ***, выполнен государственным инспектором, ведущим специалистом-экспертом Братского отдела государственного экологического надзора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по **** и Байкальской природной территории Козловой Е.И. в соответствии с п. 10 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (далее-Методика), утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от **.**.**** ***.

Согласно представленного расчета размера вреда, общий размер вреда, причиненный ООО «ВикторияСервис» составил 254 564 руб. Указанный расчет стороной ответчика не оспорен. С представленным стороной истца расчетом ущерба суд соглашается. Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 233 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ВикторияСервис» (ИНН ***), ущерб, причиненный окружающей среде-почвам, в результате ее порчи при перекрытии ее поверхности, возникающего при несанкционированном размещении отходов на земельном участке с кадастровым номером ***, в размере 254 564 (двести пятьдесят четыре тысячи шестьдесят четыре) рубля, с зачислением суммы в бюджет муниципального образования «****».

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ВикторияСервис» (ИНН ***) в доход муниципального образования «****» государственную пошлину в размере 5745,64 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд **** в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд **** в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий судья А.А. Деревцова

Мотивированное решение составлено 18.10.2023

2-2156/2023 ~ М-1850/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Усть-Илимский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью "ВикторияСервис"
Другие
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Усть-Илимска
Администрация города Усть-Илимска
Суд
Усть-Илимский городской суд Иркутской области
Судья
Деревцова А.А.
Дело на странице суда
ust-ilimsky--irk.sudrf.ru
09.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.08.2023Передача материалов судье
16.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2023Судебное заседание
18.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
27.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2023Копия заочного решения возвратилась невручённой
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее