Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-594/2022 ~ М-507/2022 от 01.09.2022

Дело

УИД:

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года с. Батырево

Батыревский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Шайдуллиной А.Х., с участием помощника прокурора Батыревского района Чувашской Республики ФИО4, при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Батыревского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Батыревского <адрес> Чувашской Республики о возложении обязанности обеспечить земельные участки объектами инфраструктуры,

установил:

Прокурор Батыревского района Чувашкой Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в Батыревский районный суд Чувашской Республики с иском к администрации Батыревского района Чувашской Республики о возложении обязанности обеспечить на 512 земельных участках с кадастровыми номерами расположенных по адресу: <адрес> сформированных для предоставления многодетным семьям земельных участков, объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой к земельным участкам), а также объектами инженерной инфраструктуры, в частности электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением и водоотведением в течение 1 года с момента вступления в законную силу.

Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Батыревского района Чувашской Республики по обращению многодетных семей ..... сельского поселения ... Республики проведена проверка исполнения земельного законодательства в сфере обеспечения инженерной инфраструктурой предоставляемых земельных участков многодетным семьям на территории ... сельского поселения. По по результатам проверки установлено, что в микрорайоне «...» <адрес> выделено земельных участков для многодетных семей, из них уже предоставлено земельных участка многодетным семьям. Вместе с тем, земельные участки в нарушение требований земельного, градостроительного законодательства объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой к земельным участкам), объектами инфраструктуры и в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков до настоящего времени администрацией <адрес> <адрес> не обеспечены. Вместе с тем, при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры.

В судебном заседании помощник прокурора Батыревского района Чувашской Республики Андреев К.С. исковые требования поддержал, не возражал против рассмотрения гражданского дела в порядке заочного производства.

Ответчик Администрация Батыревского района Чувашской Республики, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила.

В соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ФИО1, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Третьи лица Администрация ... сельского поселения Батыревского района Чувашской республики, Министерство строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей не направили.

На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64).

В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего улучшения доступности жилья Президентом Российской Федерации 07 мая 2012 года издан Указ № 600.

Согласно пункту 2 данного Указа № 600 Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных данной категории граждан на бесплатной основе.

Подпунктами 24, 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает и определяет Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (статья 2 названного Закона).

Согласно пп. 4,5 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, правовое регулирование обеспечения инфраструктурой земельных участков, выделенных гражданам, имеющим трех и более детей, из муниципальной собственности, и из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе и по вопросам финансирования на указанные цели, отсутствует.

Если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более, в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких- граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Понятие «оснащение» необходимой коммунальной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства дано в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой - система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Приведенные правовые нормы в их взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что земельные участки, предоставляемые многодетным семьям, по возможности уже на момент их предоставления гражданам, или в течение определенного разумного срока после такого предоставления, должны позволять получить услуги в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения в точках подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Иное толкование понятия «оснащения» необходимой инфраструктурой земельных участков и будущих объектов капитального строительства на предоставленных земельных участках будет противоречить правовым нормам, регулирующим указанные правоотношения.

Таким образом, обязанность по обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, возложена как на орган местного самоуправления.

При этом законодатель не ставит обеспечение земельных участков объектами инфраструктуры в зависимость от того, каким уполномоченным органом земельный участок предоставлен. Такое обеспечение осуществляется в рамках оказания меры социальной поддержки соответствующим категориям граждан.

Следовательно, в ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам, органы государственной власти обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Батыревского района по обращению многодетных семей ... сельского поселения была проведена проверка соблюдения земельного законодательства при предоставлении многодетным семьям земельных участков.

При проведении проверки установлено, что в микрорайоне <адрес> выделено земельных участков для многодетных семей, из них уже предоставлено земельных участка многодетным семьям. Вместе с тем, земельные участки с кадастровыми номерами , в нарушение требований земельного, градостроительного законодательства объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой к земельным участкам), объектами инфраструктуры и в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков до настоящего времени администрацией Батыревского района не обеспечены.

На основании проекта планировки и проекта межевания территории микрорайона «...» ..., утвержденные постановлением главы ... сельского поселения ... <адрес> ДД.ММ.ГГГГ из данного земельного участка сформировано земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, 8 для ведения личного подсобного хозяйства, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно.

Между отделом строительства и развития общественной инфраструктуры администрации ... и ООО «... заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «...) в ... Республики, которая ДД.ММ.ГГГГ получила положительное заключение государственной экспертизы.

Муниципальный контракт на выполнение проектно-изыскательных работ по водоснабжению, водоотведению не заключался, меры до сих пор не приняты.

Указанные земельные участки объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой к земельным Участкам), объектами инфраструктуры и в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно- технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков до настоящего времени администрацией ... <адрес> не обеспечены.

Таким образом, администрацией ... района какие-либо меры по обеспечению на ... земельных участков, сформированных для предоставления многодетным семьям объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой к земельным участкам), сетями газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения,и водоотведением не приняты.

Предоставление многодетной семье земельного участка является мерой социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребности граждан в жилище, выделенные многодетным семьям земельные участки длительное время не оснащены газоснабжением, водоснабжением, водоотведением и подъездными путями, что ведет к нарушению прав и законных интересов лиц, которым предоставлены земельные участки.

Исследовав доказательства дела в их совокупности, суд находит исковые требования прокурора .. <адрес> законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд считает необходимым с учетом требований разумности установить ФИО1 срок для исполнения возложенных обязанностей в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ - органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ФИО1. Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается, так как стороны в силу закона освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Батыревского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Батыревского района Чувашской Республики о о возложении обязанности обеспечить земельные участки объектами инфраструктуры удовлетворить.

Возложить на администрацию Батыревского района Чувашской Республики обязанность обеспечить на земельных участках с кадастровыми номерами , расположенных по адресу: <адрес> сформированных для предоставления многодетным семьям земельных участков, объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой к земельным участкам), а также объектами инженерной инфраструктуры, в частности электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением и водоотведением в течение 1 года с момента вступления в законную силу.

ФИО1 вправе подать в Батыревский районный суд Чувашской Республики заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.

Разъяснить, что заочное решение может быть отменено в случае неявки ФИО1 в судебное заседание по уважительным причинам, если при этом ФИО1 ссылается на обстоятельства и представит доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда по истечении срока подачи ФИО1 заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья А.Х. Шайдуллина

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

2-594/2022 ~ М-507/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Батыревского района в защиту интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Батыревского района Чувашской Республики
Другие
Администрация Шыгырданского сельского поселения Батыревского района
Министерство финансов Чувашской Республики
Министерство строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
Суд
Батыревский районный суд Чувашской Республики
Судья
Шайдуллина А.Х.
Дело на странице суда
batirevsky--chv.sudrf.ru
01.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.09.2022Передача материалов судье
02.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2022Судебное заседание
27.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
15.10.2022Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
26.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2022Дело оформлено
28.11.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее