Дело №№ 12-427/2022, 12-428/2022,
12-429/2022, 12-430/2022,
12-461/2022, 12-527/2022,
12-542/2022, 12-543/2022,
12-544/2022, 12-545/2022,
12-649/2022, 12-650/2022
РЕШЕНИЕ
31 августа 2022 года г. Владивосток
Судья Первореченского районного суда <адрес> ФИО10, рассмотрев в судебном заседании жалобы защитников федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Кукина Д.В., ФИО2, ФИО3, ФИО4 на постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО6 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ФИО1 «ФИО1» МО России) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 «ФИО1» МО России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 «ФИО1» МО России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 «ФИО1» МО России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 «ФИО1» МО России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 «ФИО1» МО России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 «ФИО1» МО России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 «ФИО1» МО России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 «ФИО1» МО России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО6 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 «ФИО1» МО России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО6 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 «ФИО1» МО России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО6 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 «ФИО1» МО России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
На данные постановления защитниками ФИО1 «ФИО1» МО России ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО4 поданы жалобы, в которых они просят постановления отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делам об административных правонарушениях прекратить.
Определением Первореченского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях объединены в одно производство.
Законный представитель ФИО1 «ФИО1» МО России в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалоб извещен надлежащим образом.
Защитник ФИО1 «ФИО1» МО России ФИО7 в судебном заседании поддержал доводы жалоб по изложенным основаниям, а также просил в случае назначения окончательного наказания в виде административного штрафа определить его размер ниже низшего предела санкции, предусматривающей наиболее строгое наказание.
Жалобы рассмотрены в отсутствие представителя административного органа, возбудившего дела об административных правонарушениях, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания.
Заслушав доводы защитника, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, на основании плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора на 2021 год, утвержденного приказом и.о. руководителя Управления от ДД.ММ.ГГГГ №, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства при осуществлении деятельности ФИО1 «ФИО1» МО России в отношении объектов негативного воздействия на окружающую среду, находящихся в ведении ФИО1 «ФИО1» МО России, по результатам которой составлен акт плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №-КНД.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В целях реализации одного из принципов охраны окружающей среды, закрепленного ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), а именно – хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Согласно п. 19 ст. 1 Водного кодекса РФ сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ).
Согласно ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьей 35 Водного кодекса РФ установлено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с ч. 1, 6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов); в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В силу ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: 1) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"); 2) производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект; 3) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также загрязняющие вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч. 2 ст. 65 Водного кодекса РФ).
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до десяти километров - в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров (ч. 4 ст. 65 Водного кодекса РФ).
В границах водоохранных зон запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод (п. 7 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ).
За самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий согласно ст. 7.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
За использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В рамках выездной проверки сотрудниками Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора совместно со специалистами ЦЛАТИ по <адрес> произведен осмотр объекта НВОС №-П, который в соответствии со свидетельством о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, отнесен к III категории негативного воздействия на окружающую среду, и произведен отбор проб сбрасываемых сточных вод в земляную канаву, с дальнейшим сбросом сточных вод в <адрес>.
По результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний установлено наличие превышения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения.
При этом решение о предоставлении водного объекта в пользование <адрес> для целей сброса сточных од по выпуску у ФИО1 «ФИО1» отсутствует.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО5 в отношении ФИО1 «ФИО1» МО России протокола об административном правонарушении и вынесения ДД.ММ.ГГГГ постановления № о назначении административного наказания по ч. 1 ст.8.42 КоАП РФ, а также для составления ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении и вынесении ДД.ММ.ГГГГ постановления № о назначении административного наказания по ст. 7.6 КоАП РФ.
Согласно ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно п. 212 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (далее – СанПин 2.1.3684-21), обращение с отходами производства должно осуществляться в соответствии с требованиями пунктов 213 - 239 Санитарных правил, которые не распространяются на полигоны захоронения радиоактивных отходов; могильники для органических веществ; перемещение, хранение, переработку, утилизацию биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным).
Накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил (п. 216 СанПин 2.1.3684-21).
При накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка) (п. 220 СанПин 2.1.3684-21).
За несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В рамках выездной проверки была обследована территория объекта НВОС №-П, в ходе которой установлено, что отходы, образующиеся от сжигания углей (золошлаковая смесь), накапливаются в неустановленных для этого местах, на открытом грунте, вне специально оборудованных площадок, без защиты от атмосферных осадков.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО6 в отношении ФИО1 «ФИО1» МО России протокола об административном правонарушении и вынесения ДД.ММ.ГГГГ постановления № о назначении административного наказания по ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных и переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещение отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами, который устанавливает требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных и переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещение отходов, устанавливается Министерством природных ресурсов России.
Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» утвержден указанный выше Порядок.
Журнал учета в области обращения с отходами, обобщенный по результатам хозяйственной деятельности предприятия в 2020 году, устанавливается приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
В соответствии с указанными Порядками учет в области обращения с отходами подлежат все виды отходов I-V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при: обосновании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; подготовке отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля; заполнении формы федерального статистического наблюдения в области обращения с отходами; расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).
Учет ведется в электронном виде или на бумажном носителе. Ведение учета в электронном виде осуществляется при условии, что все содержащиеся в нем учетные записи в целях обеспечения их сохранности продублированы на электронных носителях информации, и имеется возможность для выведения этих записей на бумажный носитель.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещение отходов.
Обобщенные данные учета в области обращения с отходами по итогам календарного года и документы, подтверждающие достоверность этих данных, хранятся индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в электронном и (или) бумажном виде в течение пяти лет с момента их формирования.
Согласно ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В нарушение вышеуказанных требований природоохранного законодательства в рамках проверки ФИО1 «ФИО1» МО РФ не представлены данные учета в области обращения с отходами за 2020-2021 годы по объектам НВОС: №-П, №-П, №-П, №-П №-П, №-П, №-П, №-П, №-П, №-П, №-П, №-П, №-П.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> в отношении ФИО1 «ФИО1» МО России протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, и вынесении постановлений о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, №.
Согласно ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 31.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 указанной статьи).
В силу ч. 1.2 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительный власти, а в отношении иных объектов – в орган исполнительной власти субъекта РФ декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов, таких как: разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты из размещения.
Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов (часть 1 указанной статьи).
Как установлено в ходе проверки, действующие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для объектов НВОС №-П, №-П отсутствуют.
При этом в нарушение приведенных положений закона ФИО1 «ФИО1» МО России в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора не представлены декларации о воздействии на окружающую среду для указанных объектов НВОС.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ФИО1 «ФИО1» МО РФ протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, и вынесения постановлений о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды (п. 2 указанного закона).
В соответствии с п. 1 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 2 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают ППЭК, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
В соответствии с п. 3 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» программа производственного экологического контроля (далее – ППЭК) должна содержать, в числе прочего, сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения.
Требования к содержанию ППЭК, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п. 4 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В соответствии с п. 1 Требований к содержанию ППЭК, утвержденных Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 (далее - Требования), ППЭК должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду. В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.
В рамках проведенной проверки установлено, что ППЭК, утвержденная начальником ЖКС № филиала ФИО1 «ФИО1» ФИО1 России по ТОФ ФИО8, по ряду объектов НВОС не соответствует требованиям, установленным к ее содержанию.
Так, в разделе 2.3. ППЭК объектов НВОС №№-П, №П, №П, №П, №П, №П, №П выявлено наличие недостоверных сведений об отходах, образующихся в результате эксплуатации объектов (несоответствие перечня отходов, наличие отхода, фактически не образующегося).
Раздел 4 ППЭК объектов НВОС №№-П, №П, №П, №П не соответствует требованиям, установленным к содержанию данного раздела ППЭК, а именно, отсутствуют сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации, посредством которых осуществляется производственный экологический контроль.
Раздел 5 ППЭК объектов НВОС №№-П, №П, №П, №П не соответствует требованиям, установленным к содержанию данного раздела, а именно, в разделе отсутствуют сведения о плане-графике контроля стационарных источников выбросов с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, место и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов; план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха и др.
Учреждением в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля и ППЭК по объектам №№-П, №П, №П предоставлены недостоверные сведения о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не соответствующие результатам инвентаризации, что является искажением экологической информации.
Содержание ППЭК объекта НВОС №-П не соответствует установленным требованиям (отсутствуют сведения в полном объеме об инвентаризации отходов производства и потребления, а именно, не учтены отходы образующихся в результате технологического процесса, связанного с сжиганием угля (золошлаковая смесь).
Содержание ППЭК объекта НВОС №-П не соответствует установленным требованиям (отсутствуют сведения в полном объеме об инвентаризации отходов производства и потребления, а именно, не учтены отходы образующихся в результате технологического процесса, связанного с сжиганием дров (зола от сжигания древесного топлива практически неопасна.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 «ФИО1» МО России протокола об административном правонарушении по ст. 8.5 КоАП РФ и вынесения ДД.ММ.ГГГГ постановления о назначении административного наказания.
Фактические обстоятельства совершенных правонарушений подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: решением о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №-КНД (в ред. решений от ДД.ММ.ГГГГ №-КНД и №-КНД от ДД.ММ.ГГГГ); уведомлением о проведении проверки; актом плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; служебной запиской начальника отдела разрешительной деятельности ФИО9; протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении; протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении; протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении; протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении; протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении; протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении; протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении; протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении; протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении; протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении; журналами учета в области обращения с отходами за 1 квартал 2021 года; отчетом ЖКС № (<адрес>) филиала ФИО1 «ФИО1» ФИО1 России об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год; актом отбора проб воды от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей; протоколом испытаний (измерений) проб воды от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ФИО1 «ФИО1» ФИО1 России».
Собранным доказательствам при вынесении оспариваемого постановления должностными лицами административного органа дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ установлены все юридически значимые обстоятельства совершения правонарушений, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что привлеченным к административной ответственности юридическим лицом своевременно были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Вместе с тем прихожу к выводу об отмене постановлений № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.5 КоАП РФ, виду следующего.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ, отменным решением судьи Уссурийского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с прекращением производства по делу в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, ФИО1 «ФИО1» МО РФ ранее было привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ за совершение правонарушения, выразившегося в том, что ФИО1 «ФИО1» МО РФ декларация о воздействии на окружающую среду для объектов НВОС №-П, №-П не была представлена в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора в установленный срок.
Таким образом, по факту непредставления декларации о воздействии на окружающую среду для объектов НВОС №-П, №-П имеется вступившее в законную силу решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
При таких обстоятельствах постановления № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания в отношении ФИО1 «ФИО1» МО России подлежат отмене, а производство по делам прекращению на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Также прихожу к выводу об изменении постановления № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ, в части исключения из него указания о том, что «в рамках проверочных мероприятий ФИО1 «ФИО1» МО РФ по объекту НВОС №-П – военный городок № котельная № (на угле) – III категория установлено, что отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в адрес Управления не поступал, что подтверждается служебной запиской начальника отдела разрешительной деятельности управления от ДД.ММ.ГГГГ №», поскольку согласно представленному защитником отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в отношении объекта НВОС №-П за 2020 год данный отчет представлялся ФИО1 «ФИО1» МО РФ в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора, о чем свидетельствует имеющийся на нем входящий штамп №-н от ДД.ММ.ГГГГ.
Также прихожу к выводу о наличии оснований для изменения оспариваемых постановлений в части назначенного ФИО1 «ФИО1» МО РФ административного наказания.
Федеральным законом от 23.03.2022 № 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в законную силу 06.04.2022 статья 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 6, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Учитывая, что в рассматриваемом деле в рамках одной проверки выявлено двенадцать административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, статьей 7.6 КоАП РФ, частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ, статьей 8.5 КоАП РФ, постановления должностных лиц Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 «ФИО1» МО России подлежат изменению путем назначения указанному лицу административного наказания с учетом требований части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в пределах санкции части 1 статьи 8.42 КоАП РФ.
При этом полагаю возможным назначить ФИО1 «ФИО1» МО России административного штрафа в минимальном размере, установленном санкцией части 1 статьи 8.42 КоАП РФ, поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо установило отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств и наличие смягчающих обстоятельств в виде признания вины и совершения административного правонарушения впервые, в связи с чем оснований для назначения административного штрафа в большем размере не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; в отношении федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО6 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО6 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО6 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, – изменить.
Исключить из постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО6 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указание о том, что «в рамках проверочных мероприятий ФИО1 «ФИО1» МО РФ по объекту НВОС №-П – военный городок № котельная № (на угле) – III категория установлено, что отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в адрес Управления не поступал, что подтверждается служебной запиской начальника отдела разрешительной деятельности управления от ДД.ММ.ГГГГ №».
Назначить федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 10 статьи 8.2, частью 10 статьи 8.2, частью 10 статьи 8.2, частью 10 статьи 8.2, частью 10 статьи 8.2, частью 1 статьи 8.42, статьей 7.6, статьей 8.5, частью 1 статьи 8.2, частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание на основании части 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В остальной части постановления оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.В. Хренков