38RS0034-01-2022-001076-35
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 августа 2022 года город Иркутск
Ленинский районный суд города Иркутска Иркутской области в составе председательствующего судьи Трофимовой Э.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Воробей М.А.,
в присутствии истца Бабушкиной Е.В., представителя ответчика МБДОУ г. Иркутска детский сад № 144 Усова С.Н., действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1939/2022 по исковому заявлению Бабушкиной ФИО6 к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Иркутска детский сад № 144 о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании среднего заработка, денежной компенсации, компенсации морального вреда,
установил:
Бабушкина Е.В. обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Иркутска детский сад № 144 о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании среднего заработка, денежной компенсации, компенсации морального вреда.
В обосновании исковых требований указала, что состоит с ответчикомв трудовых отношениях и с 19.11.2018 работает в должности оператора стиральных машин. Приказом работодателя от 25.11.2021 № 129 об обеспечении вакцинации работников от новой коронавирусной инфекции работникам приказано выполнить профилактическую прививку: первым компонентом или однокомпонентной вакциной в срок до 25.11.2021, вторым компонентом - в срок до 25.11.2021. Приказом от 25.11.2021 она отстранена от работы без сохранения заработной платы в связи с непредставлением документов, подтверждающих вакцинацию от коронавирусной инфекции. Период отстранения от работы составил с 26.11.2021 по настоящее время.
Полагала, что у нее отсутствует обязанность вакцинироваться, поскольку ее трудовая функция не предусматривает непосредственного контакта с учащимися. Кроме того отказ от прохождения вакцинации обусловлен отсутствием в открытом доступе всей информации для принятия решения о здоровье и подписании информированного согласия, так как препарат не прошел необходимые стадии исследования и является экспериментальным.
Просила признать приказ от 25.11.2021 № 129 об отстранении от работы незаконным, начислить и выплатить заработную плату за период незаконного отстранения от работы с 26.11.2021 до отмены приказа № 129, выплатить денежную компенсацию в размере не ниже 1/150 действующей ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня послу установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, компенсации морального вреда.
Протокольным определением от 2 августа 2022 г. принято уточненное в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковое заявление.
В судебное заседание истец Бабушкина Е.В. поддержала уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в иске, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика МБДОУ г. Иркутска детский сад № 144 Усов С.Н. в судебном заседании возражалпротив удовлетворения уточненных исковых требований, пояснив, что в силу требований действующего законодательства все сотрудники общеобразовательных учреждений обязаны пройти вакцинацию против новой коронавирусной инфекции и поскольку, Бабушкиной Е.В. не представлено доказательств наличия медицинских противопоказаний, она обоснованно отстранена от работы.
Заслушав пояснения истца Бабушкиной Е.В., представителя ответчика МБДОУ г. Иркутска детский сад № 144 Усова С.Н., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: выдавать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50; выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 1 статьи 51).
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.).
Согласно, пункту 1.2 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н (действовал до 30 декабря 2021 г.), после чего вступил в силу приказа Минздрава России от 6 декабря 2021 г. N 1122н.
Приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 г. N 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Иркутской области от 15.10.2021 г. № 69 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям граждан в Иркутской области по эпидемиологическим показаниям» установлено на территории Иркутской области профилактические прививки по эпидемическим показаниям против коронавирусной инфекции проводятся гражданам, подлежащим обязательной вакцинации, к которым отнесены, в том числе работники образовательных организаций.
В пункте 2 названного постановления указано, что его действие не распространяется на данных лиц, у которых имеется документально подтвержденные противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции в соответствии с инструкцией по применению иммунобиологических лекарственных препаратов, предназначенных для профилактики новой коронавирусной инфекции, временным методическим рекомендациям "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19».
Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Министерством здравоохранения Российской Федерации внесена в национальный календарь профилактических прививок, при этом прививки от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания, решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.
Статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, по которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 76 ТК РФ работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами; в случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой (ч. 3 ст. 76 ТК РФ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 14.08.2022 Бабушкина Е.В. принята постоянно на работу в МБДОУ г. Иркутска детский сад № 144 помощником воспитателя. С работником заключен трудовой договор № 147 от 14.08.2018, прием на работу оформлен приказом от 14.08.2018 № 26.
На основании личного заявления приказом от 19.11.2018 № 34 Бабушкина Е.В. переведена на должность «оператор стиральных машин». В эту же дату стороны заключили дополнительное соглашение к трудовому договору.
Согласно должностной инструкции, с которой Бабушкина Е.В. ознакомлена 20.09.2019, оператор стиральных машин относится к категории обслуживающего персонала (п.1.2), подчиняется правилам внутреннего распорядка, в том числе по запрету курения, следит за состоянием своего здоровья, своевременно проходит медицинское обследование для подтверждения права работы в Учреждении в соответствии с законодательством (п. 2.1).
Приказом от 19.10.2021 № 119 и.о. заведующего МБДОУ г. Иркутска детский сад № 144 работникам учреждения приказано пройти вакцинацию от COVID-19 в срок до 29.10.2021.
Работникам учреждения, имеющим противопоказания к вакцинации от COVID-19, подтвержденные справкой, выданной комиссией по медицинским отводам, или прошедшим вакцинацию ранее, письменно сообщить об этом специалисту по кадрам и представить подтверждающие документы.
С указанным приказом Бабушкина Е.В. ознакомлена в этот же день.
18.11.2021 Бабушкина Е.В. ознакомлена с указом Губернатора № 293-уг.
На основании приказа заведующего МБДОУ г. Иркутска детский сад № 144 Бабушкина Е.В. отстранена от работы в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекцииCOVID-19 на период с 26.11.2021 до издания постановления об окончании периода эпидемического неблагополучия в регионе либо до предоставления сертификата о вакцинации или документа, подтверждающего наличие противопоказаний к вакцинации.
С приказом Бабушкина Е.В. ознакомлена, выразила несогласие с ним.
На момент судебного разбирательства трудовые отношения с истцом не прекращены.
Давая оценку установленным по делу обстоятельствам и принимая во внимание, что прививка от коронавируса внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, главным санитарным врачом по Иркутской области вынесено постановление о вакцинации отдельных категорий граждан, включая работников образовательных организаций, суд приходит к выводу, что ответчик-работодатель обязан был издать приказ о прохождении работниками учреждения вакцинации в установленный срок, предложив документально подтвердить наличие оснований для освобождения от прививки.
Поскольку в установленный приказом срок работник информацию (сертификат) о прохождении вакцинации, а равно медицинский отвод по форме F-41 от проведения профилактических прививок, работодателю не предоставил, ответчик обоснованно отстранил Бабушкину Е.В. от работы.
Вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств того, что Бабушкина Е.В. относится к лицам, имеющим противопоказания к профилактической прививке против COVID-19, на которых требования об обязательной вакцинации не распространяется, материалы дела не содержат и истцом таких доказательств не представлено.
Суд отклоняет довод истца о том, что при исполнении трудовой функции она не контактирует с детьми, как не имеющий правового значения для разрешения спора, поскольку требование о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям против коронавирусной инфекции распространяется на всех работников образовательных организаций, а не только на педагогический состав, что следует из буквального толкования Постановлением Главного государственного санитарного врача по Иркутской области от 15.10.2021 г. № 69.
Со ссылкой на данные министерства здравоохранения Иркутской области, в постановлении указано на низкий охват иммунизацией против COVID-19 профессиональных групп повышенного риска инфицирования, в связи с чем такие работники могут являться источниками инфекции для потребителей их услуг.
Пунктом 7.4. Постановления Главного государственного санитарного врача по Иркутской области от 15.10.2021 г. № 69 (в редакции, действующей до внесений постановлением от 17.03.2022 N 10) руководителям юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям рекомендовано в срок до 25 ноября 2021 г. обеспечить проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 25 декабря 2021 г. обеспечить проведение профилактических прививок вторым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников, сотрудников;
Согласно информации МБДОУ г. Иркутска детский сад № 144 по состоянию на 25.11.2021 из 47 работников учреждения, 33 - прошли вакцинацию (70% от общего числа).
Таким образом, действия ответчика как работодателя в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 г. N 1867-О).
Поскольку суд не установил факта нарушения трудовых прав истца, производные требования о взыскании среднего заработка, денежной компенсации, компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 193, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░7 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ № 144 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 9 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.