Судья Никонова И.П. гр. дело № 33-7137/2023
(№ 2-276/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Самара 22 июня 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Дудовой Е.И.
судей Серикова В.А., Кривицкой О.Г.
при секретаре Ивановой А.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Шевелькова В.Г, на решение Советского районного суда г. Самары от 16 марта 2023 г., которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Шевелькова В.Г. (паспорт <данные изъяты>) к Сафронову А.В. (паспорт <данные изъяты>), Макаровой Е.И. (паспорт <данные изъяты>) о взыскании стоимости затрат, понесенных на строительство газопровода отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Серикова В.А., пояснения истца Шевелькова В.Г. и его представителя Корнилова Д.Ю., ответчика Макаровой Е.И., ответчика Сафронова А.В. и их представителя Черных А.А., представителя третьего лица ООО СВГК – Рыбакова М.И. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шевельков В.Г. обратился в суд с иском к Сафронову А.В., Макаровой Е.И. о взыскании стоимости затрат, понесенных на строительство газопровода, указав, что им с 2010 года по 2016 год простроен газопровод, протяженностью 1100 м. от улицы <адрес>
На основании полученных от ОАО «Средневолжская газовая компания» технических условий за свой счет были выполнены проектные и монтажные работы по строительству газопровода высокого и низкого давления с общей длинной 1100 м. с установкой шкафа газораспределительного.
Истцом в качестве заказчика был заключен договор на проектные работы с ООО «СВГК» (проект газопровода низкого давления (292-04-10-ГСН, проект газопровода высокого давления 292-04-10-ГСН.1, проект газорегулирования (292-104-10-ГСН.2) – стоимость проектных работы составила 152 564 руб., договор на строительно-монтажные работы с ООО «Ситигаз», стоимостью строительно-монтажных работ 1 700 000 руб.
Газопровод был построен, смонтирован и введен в эксплуатацию в соответствии с актом приема-передачи в эксплуатацию от 13.03.2016г.
Характеристики газопровода (пропускная способность и примененный материал труб, характеристики шкафа газораспределительного) позволяли расширить сеть абонентов.
Всего на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию газопровода, протяженностью 1100 м. истец понес расходы в сумме 1 852 300 руб.
В 2017 году истец как собственник указанного газопровода, согласовал подключение к проложенной и принадлежащей ему магистрали новой линии к земельному участку <адрес>, принадлежащего ФИО20.
Работы проводились СВГК. Проложенная линия (линия СВГК) длиной 150 м, является продолжением магистрали истца, поставка газа к абонентам, подключаемым к данной линии, возможна только по магистрали истца. Давая согласие ФИО20 на присоединение, тем самым истец разрешал ей использование принадлежащей ему магистрали для газоснабжения, исключительно её участка №<адрес>.
Ответчики не обращались к истцу за возможностью использования построенного газопровода.
В 2021-2022 г.г. ответчики с целью газоснабжения своих земельных участков осуществили технологическое присоединение к газовой линии СВГК в точке присоединения, находящейся на расстоянии 70 м. от линии истца. Ответчики стали использовать принадлежащий истцу газопровод без несения затрат на его создание.
Истцу стало известно об этом в 2022 году и истцом направлены письма ответчикам с предложением об урегулировании данного вопроса. Ответа истцом получено не было.
Отказ ответчиков от возмещения части затрат на строительство газопровода низкого и высокого давления, с газорегулирующим шкафом, протяжённостью 1100 м. нарушает имущественные права истца, за счет денежных средств которого построен данный газопровод, и имеющий, в силу этого, право на компенсацию понесенных им материальных затрат.
Протяженность газопровода истца - 1100 м. Расходы истца на строительство газопровода составляют 1852,31 тыс. рублей.
Соответственно, расходы ответчиков на строительство должны быть компенсированы пропорционально числу подключённых абонентов (6 участков) и понесенных истцом затрат: 1852.31: 6 =308 000 рублей.
В настоящее время магистраль истца для газоснабжения своих участков используют 6 (шесть) абонентов: ФИО10 ул. <адрес> (возместил затраты), ФИО20 <адрес> (возместила затраты), ФИО23 <адрес> (возместила затраты), ФИО5 А. <адрес> (возместил затраты), ответчики: Сафронов А.В. <адрес> (затраты не возмещал), Макарова Е.И. <адрес> (затраты не возмещала).
На основании вышеизложенного, истец просил взыскать с ответчиков в свою пользу сумму неосновательно полученных денежных средств в размере 308 000 рублей с каждого, а также сумму государственной пошлины.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С указанным решением не согласился истец, который в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции фактических обстоятельств по делу и неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель Корнилов Д.Ю., действующий на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.
Ответчики ФИО12, ФИО3 и их представитель ФИО9, действующий на основании доверенности, возражали против доводов апелляционной жалобы, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Представитель третьего лица ООО «СВГК» Рыбаков М.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в письменных возражениях на нее.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причине неявки судебной коллегии не сообщили.
Кроме того, информация о рассмотрении апелляционной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на официальном сайте Самарского областного суда в сети Интернет (http://oblsud.sam.sudrf.ru).
В связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Судом установлено, что истцом с 2010 года по 2016 год простроен газопровод, протяженностью 1100 м. от улицы <адрес>
На основании полученных от ОАО «Средневолжская газовая компания» технических условий Шевельковым В.Г. за свой счет были выполнены проектные и монтажные работы по строительству газопровода высокого и низкого давления с общей длинной 1100 м. с установкой шкафа газораспределительного.
Истцом в качестве заказчика был заключен договор на проектные работы с ООО «СВГК» (проект газопровода низкого давления (292-04-10-ГСН, проект газопровода высокого давления 292-04-10-ГСН.1, проект газорегулирования (292-104-10-ГСН.2) – стоимость проектных работы составила 152 564 руб., договор на строительно-монтажные работы с ООО «Ситигаз», стоимостью строительно-монтажных работ 1 700 000 руб.
Газопровод был построен, смонтирован и введен в эксплуатацию в соответствии с актом приема-передачи в эксплуатацию от 13.03.2016г.
Характеристики газопровода (пропускная способность и примененный материал труб, характеристики шкафа газораспределительного) позволяли расширить сеть абонентов.
Всего на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию газопровода, протяженностью 1100 м. истец понесен расходы в сумме 1 852 300 руб.
Ответчики не обращались к истцу за возможностью использования построенного газопровода.
Истец указывает, что в настоящий момент к газопроводу подключены 7 человек (Шевельков В.Г., ФИО10, ФИО20, ФИО23, ФИО5 А., Сафронов А.В., Макарова Е.И.), то есть размер компенсации на каждого составляет 1 852 310 тыс. руб./7 человек = 264 615,71 руб.
Учитывая вышеуказанный расчет, истец взыскать в его пользу с ответчиков 308 000 руб. компенсации стоимости понесенных им затрат на создание газопровода.
Как установлено материалами дела и не оспаривалось истцом в 2021-2022 г.г. ответчики с целью газоснабжения своих земельных участков осуществили технологическое присоединение к газовой линии СВГК в точке присоединения, находящейся на расстоянии 70 м. от линии истца.
Из материалов дела следует, что 08.02.2021г. Сафроновым А.В. и ООО «СВГК» заключен договор № о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газопровода. Во исполнение вышеуказанного договора между ответчиком ООО «СВГК» заключен договор № на выполнение проектно-изыскательских работ от 28.05.2021г. (далее - договор от 28.05.2021г.).
Согласно пункту 1.1. договора от 28.05.2021г. предметом данного договора является выполнение проектных работ по подключению (технологическом присоединению) объекта капитального строительства к сети газораспределения в пределах границ земельного участка по адресу: <адрес>
На основании вышеуказанного договора от 28.05.2021г. был подготовлен рабочий проект.
30.06.2021г. между ФИО3 и ООО «СВГК» заключен договор подряда № (далее - договор от 30.06.2021г.), предметом данного договора является выполнение строительно-монтажных работ по подключению (технологическом присоединению) объекта капитального строительства к сети газораспределения в пределах границ земельного участка по адресу: <адрес>
На основании вышеуказанных договоров подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения в пределах границ земельного участка по адресу: <адрес> было осуществлено к существующим сетям газоснабжения, принадлежащим ООО «СВГК».
В материалах дела содержатся доказательства того, что к сетям истца ответчик не подключался. Технологическое присоединение объектов капитального строительства было осуществлено к существующим сетям ООО «СВГК», а не к сетям истца.
Также, из материалов дела следует, что ответчик Макарова Е.И., являясь собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, обратилась в ООО «СВГК» с целью получения Технических условий на подключение (технологическое присоединение) к газораспределительной сети объекта газификации природным газом.
ООО «СВГК» были выданы технические условия на подключение (технологическое присоединение) к газораспределительной сети объекта газификации природным газом (№ от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которым ООО «СВГК» взяло на себя обязательство по технологическому присоединению к газопроводу низкого давления диаметром 110 мм, проложенному в <адрес>» (№, №, правообладатель ООО «СВГК»), а также по проектированию и строительству газопровода низкого давления диаметром по расчету от точки присоединения до границы участка.
После проведения ООО «СВГК» работ по строительству газопровода низкого давления диаметром по расчету от точки присоединения до границы своего участка, было произведено подключение к газопроводу.
Таким образом, процедура проведения газоснабжения на территорию участка ответчика Макаровой Е.И. проведена в соответствии с действующим на момент присоединения Постановлением правительства РФ № 1314 от 30.12.2013 года «Об утверждении правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Подключение участка, принадлежащего ответчику Макаровой Е.И., осуществлено не к газопроводу истца, а к газопроводу, правообладателем которого является газоснабжающая организация ООО «СВГК».
21.04.2017г. между ОАО «Самарагаз» и Шевельковым В. Г. заключен договор № о передаче в безвозмездное пользование объектов газового хозяйства, а именно газопровода низкого/высокого давления II кат, проложенного к НСДТ <адрес> протяжённостью 1249,4 п.м., построенного в 2016г.
Согласно пункту 5.3 договора № от 21.04.2017г., ссудополучатель как предприятие по эксплуатации газового хозяйства имеет право разрешать подключение к находящемуся в пользовании газопроводу газопроводов других юридических и физических лиц с выдачей технических условий и осуществлением технического надзора за строительством.
В соответствии с предоставленным правом ОАО «Самарагаз» разрешило ООО «СВГК» подключение к находящемуся в пользовании газопроводу газопроводов сети газораспределения ООО «СВГК» и газопроводов сети газопотребления, принадлежащих заявителям, подключение осуществляется с выдачей ООО «СВГ"К» технических условий и осуществлением мониторинга выполнения технических условий.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется, поскольку подключение ответчиков произведено не к газопроводу истца, а к газопроводу ООО «СВГК», технологическое присоединение ответчиков произведено в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующими правоотношения в области газоснабжения, которыми возмещение истцу за счет ответчиков затрат на создание истцом линии газопровода, не предусмотрено.
Ссылаясь на положения ст. 27 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации», а также Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021г. № 1547, суд первой инстанции указал, что основным абонентом применительно к заявителям, выразившим намерение подключиться и осуществившим подключение присоединением к распределительному газопроводу на который указывает Шевельков В.Г., является собственник данного газопровода т.е. ООО «СВГК», а не собственник газопровода, к которому он присоединен (то есть поскольку объекты капитального строительства Сафронова А.В., Макаровой Е.И. подключены к газопроводу ООО «СВГК» Шевельков В.Г. не имеет права давать разрешение третьим липам на подключение к газопроводу, поскольку такое разрешение вправе выдавать только основной абонент).
Таким образом, законодательство, регулирующее порядок определения и предоставления технических условий не предусматривает, что газораспределительная организация, запрашивает согласие на подключение газораспределительной сети от всех владельцев газопроводов, последовательно соединенных между собой, начиная с места добычи природного газа и далее по пути транспортировки. Согласие на подключение к газопроводу должен выдать владелец газопровода, избранного точкой подключения для проектируемого газопровода к жилому дому дополнительного абонента (каковым Шевельков В.Г. не является).
Пунктом 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, публичным акционерным обществом и иными газораспределительными организациями поручено обеспечить до 2023 года в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения подводку газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов, в случае наличия соответствующей заявки, определив критерии и условия такого подключения (технологического присоединения) (ДД.ММ.ГГГГ N №).
Распоряжением Правительства Самарской области от 16.08.2022 N 470-р «Об утверждении региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Самарской области на 2022 - 2031 годы и признании утратившим силу распоряжения Правительства Самарской области от 27.11.2020 N 589-р «Об утверждении региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Самарской области на 2020 - 2024 годы и признании утратившим силу распоряжения Правительства Самарской области от 29.11.2019 N 1072-р «Об утверждении региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Самарской области на 2019 - 2023 годы и признании утратившими силу отдельных распоряжений Правительства Самарской области» реализация мероприятий по строительству объектов газоснабжения на территории Самарской области, предусмотренных Программой, осуществляется региональным оператором газификации Самарской области (ООО "Средневолжская газовая компания") совместно с газораспределительными организациями Самарской области (ООО "Газпром газораспределение Самара", ОАО "Сызраньгаз").
Финансирование мероприятий, включенных в Программу, осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников, а также за счет средств, полученных от применения льготы, освобождающей от уплаты налога на имущество газораспределительные организации, являющиеся соисполнителями и участниками Программы.
Потребителями услуг газоснабжения, на которых направлено действие Программы, являются население, организации социальной сферы, ресурсоснабжающие организации, промышленные потребители и организации сферы услуг, расположенные на территории Самарской области и нуждающиеся в газификации.
Проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Самарской области осуществляется, в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих «основным абонентам». Урегулирование правоотношений с «основными абонентами» по вопросу возможности использования принадлежащих им сетей газораспределения для выполнения исполнителем мероприятий по социальной газификации населенных пунктов в рамках программы газификации осуществляется органами местного самоуправления.
Используя в качестве газопровода-источника газораспределительную ООО «Средневолжская газовая компания» реализует свои обязательства по исполнению социальной программы в рамках, возложенных на него законом полномочий по соблюдению общественных интересов и принципов государственной политики в области газоснабжения, указанных в статье 4 Закона о газоснабжении, а также обеспечении выполнения программы по повышению уровня газоснабжения населения в Самарской области, а также принятых обязательств перед собственниками негазифицированных объектов капитального строительства, расположенных в границах газифизированных населенных пунктов.
В соответствии со ст. 23.2 Закона о газоснабжении плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию.
Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Приказом ФАС России от 16.08.2018 N 1151/18 утверждены Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину.
Пункт 46 Методических указаний не предусматривает в составе размера расходов газораспределительной организации на выполнение мероприятий в рамках догазификации компенсацию затрат правообладателей газопроводов-источников (основных абонентов) но строительству и эксплуатации газопроводов-источников.
В соответствии со ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно ст. 23 Закона о газоснабжении, ст. ст. 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях», и пунктам 4, 12 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1021, тарифы на услуги но транспортировке газа по газораспределительным сетям подлежат государственному регулированию.
Положения действующего законодательства РФ предусматривают компенсацию экономически обоснованных расходов по эксплуатации газораспределительных сетей путем получения газораспределительными организациями денежных средств в счет оплаты услуг по транспортировке газа посредством регулируемого тарифа.
Государственное регулирование тарифов на транспортировку газа является единственным правовым инструментом получения денежных средств собственниками газораспределительных сетей. Других способов получения компенсации затрат собственниками газораспределительных сетей по их содержанию гражданское законодательство не содержит.
Вместе с тем уполномоченным органом соответствующий тариф по транспортировке газа по газопроводу-источнику истца не устанавливался.
Таким образом, правовые основания для компенсации расходов на строительство газопровода-источника истцу отсутствуют.
Истцом не приведено доказательств того, что расходы на компенсацию исполнителем программы социальной газификации затрат на строительство газопровода-источника, принадлежащего «основному абоненту», учтено действующими тарифами в составе размера расходов газораспределительной организации на выполнение мероприятий в рамках догазификации.
Право собственности истца на газопровод-источник подключением объектов капитального строительства не нарушается, поскольку он остается собственником газопровода и будущее подключение новых потребителей не влечет причинение ущерба для него, а также не налагает какие-либо ограничения на распоряжение данным газопроводом.
Взыскание денежных средств с ответчиков за строительство истцом газопровода является неправомерным, поскольку данные действия будут противоречить основным целям пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утв. Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N №, и действующим правовым актам, предусматривающим догазификацию без привлечения средств населения, подводку газа до границ негазифицированных домовладений.
Более того, на ООО «Средневолжская газовая компания» возложена обязанность по возмещению затрат, не связанных со строительством спорного газопровода.
В свою очередь, ответчиками не использовалось принадлежащее истцу на праве собственности имущество. В связи с этим необходимость получения у истца разрешения на подключение участков ответчиков к газоснабжению отсутствовала.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам.
Согласно абзацу второму статьи 4 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности.
В соответствии со статьей 27 Закона о газоснабжении юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.
Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2021 г. N 1547 (далее - Правила подключения N 1547) содержат понятие "основного абонента", которым признается юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления.
В силу пункта 48 Правил подключения N 1547, в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя. Основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем. Основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
Согласно пункту 121 Правил подключения N 1547 срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках догазификации, определяемый программой газификации, не может выходить за пределы 2022 года.
Из системного толкования статьи 27 Закона о газоснабжении, пунктов 2 и 48 Правил подключения N 1547 следует, что основной абонент, являющийся как юридическим, так и физическим лицом, не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
Таким образом, с учетом вышеуказанных норм законодательство РФ не предусматривает выдачу согласия основным абонентом на условиях компенсации его затрат по строительству и эксплуатации газопровода-источника.
В данном случае материалами дела установлено, что ответчиками Сафронов А.В. и Мкакарова Е.И. в целях газификации, принадлежащих им садовых участков осуществлено технологическое присоединение к газопроводу, принадлежащему ООО «СВГК» (в точке подкючения), которое в данных правоотношениях выступает основным абонентом и действовало в рамках реализации Пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, публичным акционерным обществом и иными газораспределительными организациями поручено обеспечить до 2023 года в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения подводку газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов, в случае наличия соответствующей заявки, определив критерии и условия такого подключения (технологического присоединения) (ДД.ММ.ГГГГ №) и распоряжением Правительства Самарской области от 16.08.2022 N 470-р.
Ввиду чего правовых оснований для взыскания с ответчиков в пользу истца денежной суммы в возмещение части затрат истца на строительство участка газопровода не имеется.
В силу специального назначения вышеуказанного имущества (газопровод) к рассматриваемы правоотношениям подлежат применению нормативные акты, регулирующие отношения в сфере газоснабжения.
Исходя из закрепленных в статье 5 Закона о газоснабжении принципов единых правовых основ формирования рынка и ценовой политики для всех собственников газораспределительных систем, выручка истца от использования объектов газоснабжения должна определяться исходя из регулируемого тарифа. Иное означало бы возможность получить плату за пользование газораспределительными сетями и компенсировать затраты на их содержание и эксплуатацию в обход действующего законодательства.
В соответствии с п. 48 Правил N 1547, в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительств; возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащих основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществлении подключения заявителя. Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки ш подключение направляет соответствующий запрос основному абоненту и одновременно уведомляет заявителя о направлении указанного запроса. Основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем. Основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
Законодательство, регулирующее порядок определения и предоставления технических условий не предусматривает, что гражданин, обращающийся в газораспределительную организацию с заявлением о выдаче технических условий, представляет согласие на подключение газораспределительной сети от всех владельцев газопроводов, последовательно соединенных между собой, начиная с места добычи природного газа и далее по пути транспортировки. Согласие на подключение к газопроводу должен выдать владелец газопровода, избранного точкой подключения для проектируемого газопровода к жилому дому дополнительного абонента.
При этом, действующее законодательство прямо не устанавливает, на каких условиях основной абонент должен предоставить лицу, имеющему намерение газифицировать принадлежащий ему объект, согласие на подключение к принадлежащим основному абоненту сетям газоснабжения. Какие-либо тарифы (плата) за выдачу основным абонентом согласия на подключение к принадлежащим ему сетям газоснабжения в настоящее время не утверждены.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку обжалуемого судебного акта, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Самары от 16 марта 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Шевелькова В.Г. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи