№ 2-729/2024 (№ 2-5325/2023)
УИД61RS0003-01-2023-006576-42ъ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 января 2024 года г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Молошникова В.Ю.,
при помощнике судьи Эсауленко Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону в интересах Воюшина Д.В. к ООО «Ронадо-Строй» о взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы,
установил:
прокурор Кировского района г.Ростова-на-Дону обратился с настоящим иском в суд, указав на то, что прокуратурой района в связи с рассмотрением обращения Воюшина Д.В., проведена проверка деятельности ООО «Ронадо-Строй», в ходе которой выявлены нарушения обществом трудового законодательства.
Так в ходе проведения проверки установлено, что Воюшин Д.В., на основании трудового договора от 14.06.2023 № 31 принят в ООО «Ронадо-Строй» на должность начальника транспортного отдела.
Приказом от 02.10.2023 № 60 работник был уволен. Между тем, заработная плата за сентябрь при увольнении не выплачена.
В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка ООО «Ронадо-Строй» выплата заработной платы за текущий месяц производится два раза в месяц: 25 числа текущего месяца – аванс, 15 числа следующего месяца - окончательный расчет.
Согласно информации от 14.11.2023, полученной от ООО «Ронадо-Строй», задолженность работодателя по заработной плате за сентябрьоктябрь 2023 года и расчету при увольнении перед Воюшиным Д.В. составляет 250 675,13 руб.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения работника в органы прокуратуры для защиты нарушенных трудовых прав, в том числе в судебном порядке.
На основании изложенного, заместитель прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону, с учетом уточнения первоначально заявленных требований, просил суд взыскать с ООО «Ронадо-Строй» в пользу Воюшина Д.В. проценты за просрочку выплат при увольнении в размере 8996,96 руб.
В судебном заседании старший помощник прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону ФИО4 уточненные исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что в настоящее время задолженность по заработной плате перед Воюшиным Д.В. погашена в полном объеме, вместе с тем, не выплачена компенсация за несвоевременную выплату заработной платы.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, извещен судом надлежащим образом.
Дело в отсутствии не явившегося представителя ответчика рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 2 ТК РФ к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. (ч. 6 ст. 136 ТК РФ).
Частью 1 ст. 140 ТК РФ, определяющей сроки расчета с работником при увольнении, предусмотрено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
Согласно ч. 1 ст. 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Правила материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, содержатся в ст. 236 ТК РФ.
При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм (ч. 1 ст. 236 ТК РФ).
Из приведенных норм трудового законодательства следует, что работодатель несет обязанность по выплате работнику заработной платы в установленные законом или трудовым договором сроки.
В случае нарушения установленного срока выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить работнику задолженность по заработной плате с уплатой процентов. Обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более начисленных и задержанных выплатой сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора, то есть нарушение работодателем трудовых прав работника задержкой выплаты ему начисленной заработной платы имеет длящийся характер.
При прекращении трудового договора в день увольнения работника производится выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, в том числе и задолженности по заработной плате с процентами за задержку ее выплаты, если ранее эта задолженность не была погашена.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2023 № 16-П "По делу о проверке конституционности ст. 236 ТК РФ и абзаца второго части первой статьи 327.1 ГПК РФ в связи с жалобой гражданина ФИО10", признана часть 1 ст. 236 ТК РФ не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее ст. 19 (ч. 1 и ч. 2), 21 (часть 1), 45 (часть 1), 46 (часть 1), 55 (часть 3) и 75.1, в той мере, в какой по смыслу, придаваемому ей судебным толкованием, в том числе в деле заявителя, данная норма не обеспечивает взыскания с работодателя процентов (денежной компенсации) в случае, когда полагающиеся работнику выплаты - в нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта и трудового договора - не были начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение, с исчислением размера таких процентов (денежной компенсации) из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда в соответствии с действующим правовым регулированием эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении. Указано, что федеральному законодателю надлежит, исходя из требований Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, внести в ч. 1 ст. 236 ТК РФ необходимые изменения. Впредь до внесения изменений в правовое регулирование предусмотренные частью первой ст. 236 ТК РФ проценты (денежная компенсация) подлежат взысканию с работодателя и в том случае, когда причитающиеся работнику выплаты не были ему начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение. При этом размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда в соответствии с действующим правовым регулированием эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении, по день фактического расчета включительно.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в Постановлении от 11.04.2023 № 16-П, одним из видов ответственности является материальная ответственность работодателя, предусмотренная ТК РФ. В свете конституционных предписаний об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, гарантировать защиту достоинства граждан и уважение труда (статьи 2 и 75.1 Конституции Российской Федерации) правовые нормы, устанавливающие условия и порядок применения материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, а равно их истолкование в правоприменительной (в том числе судебной) практике, должны учитывать предназначение данного вида ответственности как элемента механизма защиты права работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, беспрепятственная реализация которого является необходимым условием достойного существования для самого работника и его семьи. Это, в свою очередь, обязывает суд, рассматривающий спор о защите указанного права, следовать такому варианту истолкования соответствующих законоположений, при котором его решением обеспечивается соблюдение конституционных принципов справедливости и равенства (преамбула; ст. 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации), а нарушенное право работника восстанавливается в полном объеме.
Сказанное, в контексте вытекающего из конституционных предписаний принципа неотвратимости юридической ответственности, означает, что защита нарушенного права работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы не должна исключать применение к работодателю, допустившему нарушение сроков выплаты заработной платы, предусмотренной законом материальной ответственности, имеющей целью компенсацию негативных последствий такого нарушения в виде лишения работника и членов его семьи необходимых денежных средств (возможности своевременно воспользоваться этими денежными средствами). Иначе судебная защита не может считаться эффективной, поскольку не приводит к восстановлению в полном объеме нарушенного права работника.
Как следует из ч. 1 ст. 236 ТК РФ обязанность работодателя уплатить предусмотренные данным законоположением проценты (денежную компенсацию) возникает в силу нарушения им установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, либо выплаты их в установленный срок не в полном размере.
Возложение на работодателя данной обязанности дает основания предполагать, что работодатель должен быть осведомлен о наличии у него задолженности перед работником (т.е. задолженность не является спорной) и что, погашая ее, он должен одновременно уплатить и соответствующие проценты (денежную компенсацию).
Если же работодатель, выплатив работнику все причитающиеся ему выплаты в полном объеме, но с нарушением установленного срока либо в установленный срок, но не в полном размере, отказывается уплатить проценты (денежную компенсацию), то работник не лишен возможности воспользоваться правом на судебную защиту (ст. 46, ч. 1 Конституции Российской Федерации), поскольку факт нарушения его права на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, а значит, и основание для привлечения работодателя к материальной ответственности имеют место.
В то же время, право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы может быть нарушено не только вследствие просрочки выплаты работодателем причитающихся работнику сумм заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат и (или) выплаты их не в полном размере, но и посредством того, что работодатель - в нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и трудового договора - вовсе не начисляет и, соответственно, не выплачивает те или иные полагающиеся работнику выплаты.
Из анализа приведенной правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации следует, что в случае нарушения работодателем срока выплаты не только заработной платы, но и оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, либо выплаты их в установленный срок не в полном размере, работодатель должен нести ответственность, предусмотренную ст. 236 ТК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Воюшин Д.В. на основании приказа от 14.06.2023 № 31 был принят в ООО «Ронадо-Строй» на должность начальника транспортного отдела.
Приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ Воюшин Д.В. уволен.
Согласно письму ООО «Ронадо-Строй» б/н от 14.11.2023 задолженность работодателя по заработной плате перед Воюшиным Д.В. за сентябрь 2023 года и расчету при увольнении составляет 250 675,13 руб.
20.12.2023 задолженность работодателя по заработной плате перед Воюшиным Д.В. при увольнении погашена. Сумма не выплаченных процентов составляет 8996,96 руб.
Таким образом, принимая во внимание, что в судебном заседании нашло свое подтверждение нарушение работодателем срока выплаты как заработной платы, так и выплат при увольнении (уволен ДД.ММ.ГГГГ; сведения о погашении задолженности отсутствуют) суд находит подлежащим удовлетворению требования прокурора о взыскании в пользу работника Воюшина Д.В. процентов (денежной компенсации) от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты в размере 8996,96 руб. Данная сумма ответчиком не оспорена.
В силу положений ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
С учетом указанных требований закона, поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета в размере 400,00 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону в интересах Воюшина Д.В., удовлетворить.
Взыскать с ООО «Ронадо-Строй» (ИНН №) в пользу ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №) проценты за просрочку выплат при увольнении в размере 8996,96 руб.
Взыскать с ООО «Ронадо-Строй» (ИНН №) в доход бюджета расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Ю. Молошников
Мотивированное решение суда изготовлено 05.02.2024