Судебный акт #1 (Решения) по делу № 12-465/2023 от 05.05.2023

УИД 11RS0001-01-2023-006053-57 Дело № 12-465/2023

РЕШЕНИЕ

15 июня 2023 года город Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Мосунова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на постановление начальника МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми об административном правонарушении №11022/23/251 от 20.04.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением начальника МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Шангиной Е.В. №11022/23/251 от 20.04.2023 Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обратилось в суд с жалобой, заявив об отмене постановления, прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В обоснование доводов жалобы указано, что письмом от 28.09.2017 № 05-0.1-27/13757 Рослесхоз сообщил, что финансирование ликвидации несанкционированных свалок не может осуществляться за счет средств субвенций из федерального бюджета в силу установленных бюджетным законодательством запретов. В Перечне мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденном Приказом Минприроды России от 06.08.2019 № 529, проведение мероприятий по ликвидации и рекультивации несанкционированных свалок отходов на территории государственного лесного фонда отсутствует, соответственно не может финансироваться за счет средств субвенций, выделяемых субъектам Российской Федерации на выполнение переданных полномочий. Федеральным проектом «Чистая страна» Национального проекта «Экология» предусмотрен механизм и источник финансирования ликвидации объектов размещения отходов только в границах населенных пунктов и особо опасных объектов размещения отходов, таких как химические и радиоактивные. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2020 № 12-29/60, от 04.03.2020 № 12-29/5500 отказало Министерству во включении несанкционированных мест размещения отходов на территории лесного фонда в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Основанием для отказов, согласно указанным письмам, в том числе, является и отсутствие документации выявления и оценки указанных объектов, что не соответствует требованиям пункта 2 статьи 80.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Указанные сведения могут быть получены только с привлечением сторонних организаций, обладающими нужными компетенциями для обследования свалок. Но и данный этап исполнения судебных актов требует привлечения финансовых средств для заключения соответствующих государственных контрактов. Таким образом, фактически сложилась ситуация с полным отсутствием источников финансирования мероприятий по ликвидации и рекультивации несанкционированных свалок отходов на территории государственного лесного фонда со стороны федеральных органов власти. Письмом от 23.03.2020 № 02-01-2249 Министерство обратилось в Министерство финансов Республики Коми с просьбой рассмотреть вопрос о поэтапном выделении денежных средств с целью проведения торговых процедур по отбору подрядных организаций для выполнения работ в соответствии с судебными актами. В ответе от 24.04.2020 Минфин РК сообщил, что в связи со сложной экономической ситуацией и необходимостью направления большого объема финансовых ресурсов на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения новой коронавирусной инфекции СОУЮ- 19, возможности для увеличения в 2020 году расходов республиканского бюджета на мероприятия по ликвидации и рекультивации несанкционированных свалок отходов на территории государственного лесного фонда не имеется. Министерству предложено при подготовке проекта республиканского бюджета на 2021 годы и плановый период 2022 и 2023 годов представить в установленном порядке в адрес Минфина РК соответствующие предложения. В соответствии с указанным порядком Министерство обращалось в Министерство финансов Республики Коми с предложениями по выделению финансирования на исполнение судебных актов о ликвидации свалок на землях лесного фонда. В 2020 году Министерство обращалось в Министерство финансов Республики Коми письмом от 31.07.2020 № 02-05-6019. В 2021 году Министерство обращалось в Министерство финансов Республики Коми письмом от 28.06.2021 № 02-05-4998-Т. В 2022 году Министерство обратилось Министерство финансов Республики Коми письмом от 01.07.2022 № 02-05-5979. Копии данных писем с приложениями к ним, содержащими сведения, касающиеся свалок на землях лесного фонда представлены в дело с пояснениями от 23.03.2023 № 02-О3-3062. Сведения, предусмотренные подпунктом б), д) пункта 4 Порядка, направляется не в виде отдельных писем, а в программе Проект-СМАРТ-Про. Это также следует и из письма Министерства финансов Республики Коми от 30.08.2021 № 18-12/4555 (стр. 2 п. 1). Во исполнение подпункта в) подпункта 2 пункта 4 Порядка Министерством направлялась оценка ожидаемого исполнения республиканского бюджета Республики Коми за текущий финансовый год по субъекту бюджетного планирования с детализацией по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов Российской Федерации: в 2020 году - письмо от 26.10.2020 № 02-05-8309_Т; в 2021 году - письмо от 21.09.2021 № 01-05/14575-Т; в 2022 году - письмо от 19.09.2022 № 01-15/12809. В соответствии с подпунктом г) пункта 4 постановления Правительства Республики Коми от 11.06.2020 № 297, срок предоставления оценки ожидаемого исполнения республиканского бюджета Республики Коми за 2020 год с детализацией по целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов Российской Федерации в 2020 году был продлен до 26.10.2020. По подпункту г) подпункта 2 пункта 4 Порядка, Министерством направлено письмо от 20.10.2020 № 01-05/14896_Т. В 2021 году такое письмо не отправлялось, так как не было субсидий, которые распределялись законом о бюджете. В 2023 году такое письмо также не направлялось ввиду того, что: методики и проекты правил по межбюджетным трансфертам не направлялись, т. к. отсутствовали межбюджетные трансферты, которые необходимо распределить между муниципальными образованиями законом о бюджете; субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями не предоставляются по линий министерства; предложения в перечень законов и иных нормативны правовых актов, отмены, изменения или принятия которых потребует принятие закона о республиканском бюджете Республики Коми отсутствовали. Письмами Министерства финансов Республики Коми от 18.08.2022 № 18-12/4440, от 30.08.2021 № 18-12/4555, от 30.09.2020 № 18-18/3758, определены предельные объемы бюджетных ассигнований для Министерства на плановые периоды, которыми финансирование на мероприятия по ликвидации и рекультивации несанкционированных свалок отходов на территории государственного лесного фонда не предусматривалось. Кроме того, письмом от 19.01.2021 № 02-10-230_Т Министерство обращалось в Министерство финансов Республики Коми по вопросу о выделении дополнительного финансирования на оплату исполнительских сборов по факту неисполнения судебных решений о ликвидации свалок на землях лесного фонда, а также о поэтапном выделении денежных средств с целью проведения торговых процедур по отбору подрядных организаций для выполнения работ в соответствии с судебными решениями. В письме от 01.02.2021 № О6-16/432 Минфин РК отметил, что Республиканский бюджет Республики Коми на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов составлен с предельным уровнем дефицита, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, что ограничивает возможность по увеличению расходов республиканского бюджета Республики Коми. В письме Минфина РК от 31.05.2021 № Об-17/2839 сообщается о принятом решении в качестве финансирования расходов определить средства нераспределенного остатка по расходам, запланированным в 2021 году на реализацию народных проектов в сфере охраны окружающей среды, прошедших отбор в рамках проекта «Народный бюджет». Однако, как следует из указанного письма, речь в нем идет лишь о сумме, необходимой для оплаты исполнительских сборов. В ответ на обращение очередное Министерства по вопросу выделения финансирования мероприятий по ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов, расположенных на землях государственного лесного фонда, письмом от 29.06.2022 № О6-16/3453 Минфин РК также ответил, что в соответствии с Законом Республики Коми «О республиканском бюджете Республики Коми на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» бюджетные ассигнования на мероприятия по ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов, расположенных на землях государственного лесного фонда, не предусмотрены. Таким образом, в настоящее время отсутствует какой-либо источник финансирования рассматриваемых мероприятий и в целом вопрос о механизме ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда нельзя назвать в достаточной степени урегулированным. Так, в ответе от 20.09.2021 № 16-29/27683 на письмо заместителя Председателя Правительства Республики Коми от 07.06.2021 № 2966-03-1-32 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации сообщило, на заседании подкомиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Экология и природные ресурсы, состоявшегося 3108:202-1; поднят вопрос о ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда, по итогам, проведения которого будут подготовлены изменения в нормативные правовые акты, предусматривающие совершенствование регулирования вопросов ликвидации мест несанкционированного размещения отходов на землях лесного фонда. В письме Комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Экология и природные ресурсы» от 10.09.2021 № Исх-001-413809/21 отмечалось о предложениях по совершенствованию регулирования вопросов в части ликвидации мест несанкционированных свалок на землях лесного фонда, в том числе выявления таких мест и ликвидации за счет средств органов государственной власти субъектов Российской Федерации, о нахождении на рассмотрении законопроекта, предусматривающего наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда. Письмом от № 02-10-9162 от 29.10.2019 Министерство обращалось к региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Ухтажилфонд» с просьбой представить коммерческое предложение о стоимости расчета по сбору, вывозу ТКО с лесных участков. Из представленного письмом от 29.11.20 19 № РО-21406/ис расчета следует, что сумма затрат на выполнение указанных работ составляет более 205 млн. рублей. При этом из содержания указанного ответа 000 «Ухтажилфонд» следует, что это еще не окончательная сумма и не включает стоимость работ по гуртовке, погрузке отходов и очистке поверхности почвы на заключительном этапе вывоза, рекультивации земельного участка. Кроме того, данная сумма была актуальной по состоянию на 2019 год (согласно письму Министерства в Рослесхоз от 31.03.2021 № 02-10-2218-Т необходимая сумма для исполнения судебных решений составляет более 456,4 млн. рублей по расчетам 2020 года). Из акта осмотра № 1 от 29.05.2018 следует, что ГУ «Корткеросское лесничество» провело уборку мусора совместно с местным населением 28.05.2018. В соответствий с актом от 03/1 от 23.05.2019, по трем из рассматриваемых мест несанкционированного размещения отходов во время проведения акции «Зеленая планета» был организован сбор отходов в мешки и вывоз их до места площадок для сбора ТБО в поселок Подтыбок, в последующем компанией по сбору и вывозу отходов МУП «Успех» в поселке Подтыбок был вывезен на полигон. В письме ГУ «Сторожевское лесничество» от 12.10.2020 № 574 сообщается о принятых мерах по ликвидации несанкционированной свалки в квартале 60 выделе 37 Сторожевского участкового лесничества. В частности, проведено три субботника по ликвидации свалки: 19 сентября - упаковано 100 мешков бытовых отходов, 25 сентября - 171 мешок бытовых отходов, а также 5 октября. В рамках исполнения решений протокола заседания рабочей группы по вопросам обращения с ТКО в адрес Министерства природных ресурсов и экологии РФ и Рослесхоза направлены письма от 19.03.2021 №№ 02-10-1754-Т, 02-10-1741-Т, соответственно. Однако из ответов на указанные письма (от 23.04.2021 № 25-29/11793, от 30.03.2021 № МК-09-27/6225) возможность для Министерства расходования средств федерального бюджета по-прежнему не следует. Из письма от 19.05.2021 № 549 следует, что Министерством формировались предложения по ликвидации несанкционированных свалок в границах земель лесного фонда. Следует также заметить, что образование снежного покрова, наледи, неблагоприятные погодные условия объективно препятствуют исполнению решения на протяжении значительного периода в календарном году.

Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Редько В.А. в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержал.

МОСП по ИОВИП УФССП России по Республики Коми, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил. Судом дело рассмотрено при имеющейся явке лиц.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) определено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами.

Согласно статье 6 Закона об исполнительном производстве законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).

Из материалов дела следует, что постановлением судебного пристава – исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми от 25.04.2018 в отношении должника Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики транспорта Республики Коми возбуждено исполнительное производство №14556/20/11022-ИП, предметом исполнения которого является обязать Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики транспорта Республики Коми организовать сбор и вывоз отходов, несанкционированно размещенных на территории следующих земельных участков лесного фонда:

- в выделе 17 квартала 138 Пезмогского участкового лесничества ГКУ РК «Корткеросское лесничество» возле грунтовой дороги в 3 км. от д.Важкурья Корткеросского района в месте с координатами ...

- на территории Подъельского участкового лесничества ГУ РК «Сторожевское лесничество» вдоль лесной дороги Подъельского лесопункта, идущей на юг от автодороги Сыктывкар – Троицко-Печорск, рядом с п.Подтыбок ...

- на территории Сторожевского участкового лесничества ГУ РК «Сторожевское лесничество» в квартале 60 выдел 37 вдоль лесной дороги Вомынского лесопункта, идущей на север от автодороги Сыктывкар – Троицко-Печорск, напротив с.Вомын, ...

- на территории Кересского участкового лесничества ГУ РК «Сторожевское лесничество» в квартале 39 выдел 8 возле лесной дороги Кересского лесопункта рядом с п.Подтыбок, координаты: ...

- на территории Подъельского участкового лесничества ГУ РК «Сторожевское лесничество» в квартале 104 выдел 60 возле лесной дороги Подъельского участкового лесничества, координаты: ...//.

Определением суда от 16.07.2018 произведена замена должника Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

04.12.2020 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнений требований, в рамках исполнительного производства №...

07.08.2022 должнику Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми вручено требование от 03.08.2022 об исполнении в срок до 15.09.2022 указанного судебного решения, а также о предупреждении об административной ответственности по статье 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение требования.

Между тем, в установленный срок решение суда должником не исполнено.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 07.04.2023 должностным лицом МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми протокола об административном правонарушении и вынесения 20.04.2023 начальником МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми обжалуемого постановления №11022/23/251 о привлечении Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми административного правонарушения и его виновность подтверждаются протоколом об административном правонарушении и иными материалами дела, которым должностным лицом МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми дана надлежащая оценка, оснований не соглашаться с которой не имеется.

Обстоятельства, перечисленные в статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, установлены должностным лицом МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми с достаточной полнотой.

Действия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми правильно квалифицированы по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и обстоятельств правонарушения, в установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок.

Доводы жалобы о недостаточности финансирования не являются основанием для освобождения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от административной ответственности, поскольку именно оно является должником, в обязанности которого вменено исполнение решения суда.

Недостаточное финансирование не является основанием, исключающим административную ответственность Министерства в совершении вмененного административного правонарушения. Возложенная на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обязанность по организации сбора и вывоза отходов, несанкционированно размещенных на территории земельных участков лесного фонда не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий, поскольку ненадлежащее исполнение обязанности в указанной сфере создается угрозу для жизни и здоровья людей.

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность выполнения Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми решения суда, а также свидетельствующих о том, что должник осуществил все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в материалах дела не имеется.

Какие-либо доказательства, подтверждающие реальные действия должника по исполнению судебного решения, в материалах дела отсутствуют.

Исходя из требований статьи 6 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», вступившее в законную силу решение суда обязательно для всех без исключения органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, а также всех физических и юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах, постановление начальника МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми от 20.04.2023 является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление начальника МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Шангиной Е.В. №11022/23/251 от 20.04.2023, которым Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Е.В. Мосунова

12-465/2023

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Мосунова Елена Васильевна
Статьи

ст.17.15 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
syktsud--komi.sudrf.ru
08.05.2023Материалы переданы в производство судье
10.05.2023Истребованы материалы
29.05.2023Поступили истребованные материалы
15.06.2023Судебное заседание
18.07.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
21.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2023Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
04.08.2023Вступило в законную силу
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее