Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-2277/2021 от 29.01.2021

Судья: Полякова Н.В. Гр. дело № 33-2277/2021

Номер дела в суде 1 инстанции № 2-3981/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара

23 марта 2021 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Черкуновой Л.В.,

судей Марковой Н.В., Чирковой И.Н.,

при секретаре Туроншоевой М.Ш.,

при прокуроре Володине Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Камановой В.В. в лице представителя Кузнецова А.В. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 26 октября 2020 года, которым постановлено:

«Исковые требования Камановой В.В. к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» о признании права и назначении ежемесячной денежной компенсации – оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия

установила:

Каманова В.В. обратилась в Самарский районный суд с иском к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» о признании права и назначении ежемесячной денежной компенсации.

В обоснование заявленных требований истец указала, что является вдовой ФИО1, инвалида <данные изъяты> вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанного с аварией Чернобыльской АЭС, умершего ДД.ММ.ГГГГг. Истец проживала совместно с мужем в зарегистрированном браке 21 год 10 месяцев 25 дней, при этом супруги вели совместное хозяйство.

Статус супруга дает право истцу на меры социальной поддержки, установленные Законом РФ от 15 мая 1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Истец является единственным нетрудоспособным членом семьи ФИО1 Ежемесячный доход ФИО1 в апреле и мае 2020г. составил 88 493,94 руб., доход истца за тот же период времени - 10 482,91 руб.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Каманова В.В. просила суд признать за ней право вдовы ФИО1, инвалида <данные изъяты> вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 2 ст. 14 Закона в сумме 5 072,42 руб. с ДД.ММ.ГГГГг.; обязать ГКУ <адрес> «Государственное управление социальной защиты населения <адрес>» назначить ей ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную ч. 2 ст. 14 Закона в сумме 5 072,42 руб. с ДД.ММ.ГГГГг., с последующей индексацией.

Определением Самарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. настоящее гражданское дело передано для рассмотрения по подсудности в Октябрьский районный суд <адрес>.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Каманова В.И. просит отменить решение суда, указывает, что в силу возраста является нетрудоспособной, находилась на иждивении у супруга, в связи с чем имеет право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную Законом от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». При этом установления юридического факта нахождения на иждивении у супруга закон не требует.

В заседании суда апелляционной инстанции Каманова В.И. и ее представитель Кузнецов А.В. поддержали доводы апелляционной жалобы.

Представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и ГКУ Самарской области Главное управление социальной защиты населения Самарского округа – Новикова Е.С. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела (копии свидетельства о заключении брака, свидетельства о смерти, удостоверения, справки об инвалидности л.д. 9-11) Каманова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой умершего ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1, инвалида <данные изъяты> (увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с аварией на ЧАЭС). Супруги состояли в зарегистрированном браке с <данные изъяты> года, проживали совместно и вели общее хозяйство до смерти ФИО1

Согласно справке , выданной ТСЖ «<данные изъяты>», на момент смерти (ДД.ММ.ГГГГг.) ФИО1 проживал вместе с супругой Камановой В.В. по адресу: <адрес>

При жизни ФИО1 являлся получателем предусмотренных Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. №1244-1 ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью инвалидам вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, ежегодной компенсации за вред здоровью, что следует из справок о выплатах от 02 июня 2020г.

Согласно справке ГУ-УПФР в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара от 02 июня 2020г. за период с 01 января 2019г. по 31 мая 2020г., ФИО1 состоял на учете как получатель следующих выплат: страховой пенсии по старости (за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. составила 13 756,51 руб. ежемесячно, за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. составила 14 664,66 руб.); пенсии по государственному пенсионному обеспечению по инвалидности (за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. составила 12 950,60 руб. ежемесячно, за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. составила 13 209,60 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. составила 14 015,38 руб.); дополнительного ежемесячного материального обеспечения (за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. составила 1 000 руб.); ЕДВ как инвалида 2 группы (за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. в размере 2 590,24 руб. ежемесячно, за период с ДД.ММ.ГГГГг. по 31 января 2020г. в размере 2 701,62 руб. ежемесячно, за период с 01 февраля 2020г. по 30 апреля 2020г. в размере 2 782,67 руб. ежемесячно); ЕДВ как участника ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в 1986-1987г.г. (за период с 01 января 2019г. по 31 января 2019г. в размере 2 590,24 руб. ежемесячно, за период с 01 февраля 2019г. по 31 января 2020г. в размере 2 701,62 руб. ежемесячно, за период с 01 февраля 2020г. по 31 мая 2020г. в размере 2 782,67 руб. ежемесячно). Таким образом, совокупный ежемесячный доход ФИО1 составлял порядка 44 000 руб., последние два месяца 88 000 руб.

Установлено, что Каманова В.В. с ДД.ММ.ГГГГг. является получателем страховой пенсии по старости, размер пенсии составлял 9 833,77 руб. ежемесячно, за период с 01 января 2020г. по май 2020г. – 10 482,91 руб., что подтверждается справкой ГУ-УПФР в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара от 02 июня 2020г.

Сторонами не оспаривается, что 02 июня 2020г. Каманова В.В. обратилась в ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» Управление по Октябрьскому и Советскому районам с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч.2 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 01 июня 2020 г.

Из ответа ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» от 11 июня 2020 г. следует, что Камановой В.В. при подаче заявления предоставлен неполный пакет документов, предусмотренный п.2.9 Административного регламента Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, утвержденного 28 декабря 2012г. №763.

Также, ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» сослалось на необходимость в соответствии со ст. 264 ГПК РФ в судебном порядке установить факт нахождения истца на иждивении супруга.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Камановой В.В., суд первой инстанции согласился с доводами ответчика о необходимости предоставления судебного решения об установлении юридического факта, а также нарушении истцом административного регламента при обращении за компенсацией.

Судебная коллегия находит выводы суда не соответствующими требованиям закона, при этом исходит из следующего.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с возмещением вреда здоровью граждан, причиненного чернобыльской катастрофой, является Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», определивший государственную политику в области социальной поддержки граждан, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья 1), и гарантирующий гражданам возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергнувшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки (часть первая статьи 3).

На основании положений статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах: инвалидам 1 группы – 5000 рублей; инвалидам 2 группы – 2 500 рублей; инвалидам 3 группы – 1000 рублей.

В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, вне зависимости от причины смерти в установленном законом порядке распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.

Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой статьи 14 закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. №607 утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка денежная компенсация выплачивается нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении умершего инвалида.

Согласно п. 6 Порядка для осуществления выплаты денежной компенсации нетрудоспособным иждивенцам предоставляются следующие документы (их заверенные в установленном порядке копии): заявление о выплате денежной компенсации; копия документа, удостоверяющая личность заявителя; копия свидетельства о смерти кормильца; справка о составе семьи; документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных иждивенцев (копии свидетельства о рождении детей, пенсионного удостоверения, справки об установлении инвалидности, трудовой книжки и другие).

На основании п. 7 Порядка денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях – с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Из анализа приведенных выше норм следует, что одним из обязательных условий для реализации членом семьи умершего предусмотренного законом права на получение компенсационных выплат является подтверждение лицом, претендующим на выплату компенсаций, факта нахождения на иждивении умершего.

Однако ни Закон Российской Федерации от 15 мая 1991г. №1244-1, ни принятый во исполнение данного закона Порядок, не содержат определения понятие иждивения.

Понятие иждивения дается в части 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с которой члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

При этом наличие самостоятельного источника дохода у члена семьи умершего кормильца не препятствует отнесению такого лица к числу иждивенцев умершего кормильца, если помощь в виде заработка (дохода) последнего являлась постоянным и основным источником средств к существованию лица, находившегося на его иждивении.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 30 сентября 2010г. №1260-О-О, факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего супруга может быть установлен как во внесудебном, так и судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим супругом, и собственными доходами иждивенца, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником его средств существования.

В целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги, создания комфортных условий для получателей государственной услуги, который определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) по предоставлению населению Самарской области государственной услуги приказом Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 28 декабря 2012г. № 763 утвержден Административный регламент Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области.

Согласно п. 2.9 Административного регламента для получения государственной услуги заявитель из числа нетрудоспособных иждивенцев представляет в уполномоченный орган следующие документы:

-копия документа, удостоверяющего личность заявителя (получателя);

-копия свидетельства о смерти кормильца;

-справка о составе семьи;

-документы, подтверждающие наличие у кормильца нетрудоспособных иждивенцев (свидетельств о рождении детей, пенсионное удостоверение, справка об установлении инвалидности, трудовая книжка; другие документы).

При обращении к ответчику за назначением ЕДК Каманова В.В. представила необходимые документы, в том числе копию паспорта, копию свидетельства о заключении брака, копию свидетельства о смерти ФИО1, копию удостоверения инвалида, копию справки о составе семьи, указав, что готова представить справки о доходах семьи на заседание комиссии.

В письме от 11 июня 2020 г. ответчик сослался на необходимость предоставления решения суда об установлении юридического факта. Такая позиция была подтверждена представителем ответчика и в ходе рассмотрения дела в суде.

Однако отсутствие судебного решения, по смыслу приведенных требований закона, не является основанием для отказа в назначении ЕДК, поскольку орган, уполномоченный на назначение данной выплаты, вправе самостоятельно устанавливать факт нахождения лица на иждивении на основании представленных документов, что следует из п. 6 Порядка, п. 2.9 Административного регламента, согласно которым к заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие у кормильца нетрудоспособных иждивенцев (свидетельств о рождении детей, пенсионное удостоверение, справка об установлении инвалидности, трудовая книжка; другие документы). Указанный перечень не является исчерпывающим. Готовность предоставить данные документы истец выразила.

При этом, суд первой инстанции при вынесении решения не учел, что истцом заявлено требование о праве, в рамках которого суду надлежало установить наличие либо отсутствие этого права, а также проверить факт нахождения истца на иждивении своего супруга. Однако от установления данных обстоятельств суд уклонился.

Между тем представленные истцом документы о доходах <данные изъяты>, состоявших на дату смерти ФИО1 в зарегистрированном браке и проживающих по одному адресу, с достоверностью позволяют прийти к выводу о нахождении истца на иждивении своего супруга, поскольку доход последнего был существенно выше дохода истца, носил постоянный характер и являлся основным источником ее средств существования.

Принимая во внимание изложенные, а также учитывая, что в ходе рассмотрения дела с очевидностью нашел свое подтверждение тот факт, что Каманова В.В. находилась на иждивении своего супруга ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований истца, признании за ней права на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 2 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и назначении данной компенсации с момента обращения – 01 июня 2020 г. Оснований для назначения конкретного размера выплаты не имеется, поскольку она подлежит определению уполномоченным органом с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств.

Доводы ответчика и выводы суда первой инстанции о том, что обращение истца имело место не в рамках административного регламента, не могут быть учтены судебной коллегией, поскольку указанное основание отказом в назначении выплаты не являлось.

Доводы ответчика о том, что обязанность по назначению должна быть возложена на Министерство социально-демографической и семейной политики <адрес>, являются несостоятельными, поскольку в силу прямого указания закона выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой статьи 14 закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», производится органами социальной защиты населения, которыми также принимается решение о ее назначении, что следует из Административного регламента.

При таком положении решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене, как постановленное при неправильном применении норм материального права с вынесением по делу нового решения о частичном удовлетворении требований Камановой В.В.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 26 октября 2020 г. отменить, постановить по делу новое решение.

Признать право Камановой В.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 2 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обязать ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарской области» назначить Камановой В.В. ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную ч. 2 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», начиная с 1 июня 2020г. с последующей индексацией в порядке, предусмотренном законом.

Требования Камановой В.В. удовлетворить частично.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

33-2277/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Прокуратура Октябрьского района г. Самары
Каманова В.В.
Ответчики
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ГКУ Самарской области Главное управление социальной защиты населения Самарского округа
Другие
Кузнецов А.В.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
29.01.2021[Гр.] Передача дела судье
02.03.2021[Гр.] Судебное заседание
23.03.2021[Гр.] Судебное заседание
19.04.2021[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2021[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее