Дело № 2-119/2024 (2-2402/2023)
УИД 33RS0014-01-2023-001695-58
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 января 2024 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи |
Петрухина М.В. |
при секретарях |
Денисовой О.А., |
с участием представителя истца - прокурора Суздальцевой Н.С., представителя ответчика Бодрова А.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Муроме Владимирской области гражданское дело по иску Муромского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Муроммосткомплект» об устранении выявленных нарушений природоохранного и жилищно-коммунального хозяйства,
установил:
Муромский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к обществу с ограниченной ответственностью «Муроммосткомплект» (далее - ООО «Муроммосткомплект») об обязании ответчика осуществить постановку на учет зоны санитарной охраны участка месторождения пресных подземных вод с. Панфилово Муромского района Владимирской области в срок до 02.02.2024.
Заявленные требования мотивированы тем, что ООО «Муроммосткомплект» эксплуатирует участок недр г. Мурома, в связи с чем получена лицензия на разведку и добычу подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения серия (номер)
Ответчик, как юридическое лицо, пользующееся указанным объектом водоснабжения, обязано принять меры по разработке проектов зоны санитарной охраны источников водоснабжения, поскольку право хозяйственного ведения не только предоставляет его субъектам правомочия по временному владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию данного имущества, которое служит базой самостоятельной имущественной ответственности предприятия.
Однако зона санитарной охраны вокруг указанной скважины не установлена.
Несоблюдение требований к организации зон санитарной охраны может привести к загрязнению источников подаваемой питьевой воды, ухудшению ее качества, что, в свою очередь, является нарушением прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, относящихся к числу неотъемлемых конституционных прав граждан (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации).
По изложенным основаниям просили удовлетворить заявленные исковые требования (л.д. 4-8, 115).
Определением суда от 22.12.2023 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Артемьева Ю.Н. (собственник земельного участка, на котором расположена спорная скважина).
В судебном заседании помощник Муромского городского прокурора Суздальцева Н.С. поддержала исковые требования по изложенным основаниям и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Муроммосткомплект» Бодров А.М., действующий по доверенности, в судебном заседании возражал относительно удовлетворения завяленных исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях (ответчик не является собственником земельного участка, на котором расположена спорная скважина, в связи с чем лицензия была выдана ошибочно; ответчик обратился в лицензирующий орган с заявлением о досрочном прекращении права пользования вышеуказанным участком недр местного значения) (л.д. 124-125).
Представитель третьего лица Министерства природопользования и экологии Владимирской области, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В отзыве указал, что ООО «Муроммосткомплект» предоставлена лицензия на пользование недрами (номер) для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сроком действия до 01.02.2027. Согласно лицензионным условиям, являющимся Приложением № 1 к лицензии на пользование недрами (номер), при пользовании недрами недропользователь обязан обеспечить установление границ и режима зон санитарной охраны (далее - ЗСО) в установленном законодательством порядке в срок до 01.02.2024 г. (абз. 1 раздела 13 Условий). Однако заявление об утверждении проекта ЗСО от ООО «Муроммосткомплект» в адрес Министерства не поступало, решение об утверждении границ ЗСО и его режима Министерством не принимались. В связи с чем исковые требования прокурора поддерживает (л.д. 116-117).
Третье лицо Артемьева Ю.Н., будучи надлежаще извещенной, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. В представленном отзыве на исковое заявление просила отказать в удовлетворении исковых требований, т.к. 02.05.2018 по договору купли-продажи приобрела земельный участок с кадастровым (номер), площадью 48858+/-77 кв. м по адресу: ...., у ООО «Муроммосткомплект», переход права зарегистрирован в Росреестре. На земельном участке, на момент его продажи, имелась водозаборная скважина, пробуренная ООО «Муроммосткомплект». Скважина была ей передана вместе с земельным участком, как его неотъемлемая часть, по акту приёма. Из приобретённого участка она выделила земельный участок с кадастровым (номер), а скважину обустроила, оборудовала её как временное сооружение с запором, исключающим доступ посторонних лиц. Этот земельный участок используется ею для личного подсобного хозяйства (выращивания сельскохозяйственной продукции и животноводства), скважина - как источник водоснабжения земельного участка. С момента приобретения она не предоставляла и не намерена предоставлять в пользование вышеуказанные земельный участок и скважину кому- либо. От бывшего владельца земельного участка и скважины (ООО «Муроммосткомплект») она узнала, что на её скважину, ошибочно, по требованию Муромской городской прокуратуры оформлена лицензия, которую он намерен прекратить. ООО «Муроммосткомплект» с мая 2018 не пользуется указанным в иске объектом водоснабжения, не осуществляет прав хозяйственного ведения и правомочий по временному владению и пользованию имуществом, поскольку новый владелец их не предоставлял. Иск предъявлен к лицу, которое не является водопользователем и недропользователем, эксплуатирующим или имеющим намерение приступить к эксплуатации указанного в иске водозабора. Понуждение юридического лица, не владеющего водозабором, к установлению зоны его санитарной охраны незаконно, т.к. статьей 210 Гражданского кодекса РФ установлено, что именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 1,3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» недра являются компонентом природной среды.
Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно ч. 1-3 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно частям 1, 2 статьи 19 названного Закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
В соответствии с п.1.4. Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 (далее по тексту - СанПиН 2.1.4.1110-02), на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны (далее по тексту - ЗСО). Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект зоны санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально.
Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны (п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02).
В п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 указано, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных на границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых Правилами (п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Таким образом, организация зон санитарной охраны источников водоснабжения, в том числе, водозаборов подземных вод - является одним из мероприятий по защите от загрязнения подземных вод, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также способом обеспечения соответствия качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с п. 2.2, 2.3, 2.10 порядка установления, изменения, прекращения зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения, утвержденного постановлением Министерство природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 18.06.2020 N 78 (далее по тексту - Порядок), для установления ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения заявители представляют в Министерство письменное заявление.
К заявлению прилагаются, в том числе проект установления ЗСО в печатном (подлинник и копия) и электронном (на компакт-диске) видах - карта (план) зон санитарной охраны, составленная в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» и постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению» (в 3 экземплярах).
Границы ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения подлежат отображению в документах территориального планирования соответствующих муниципальных образований, а также в правилах землепользования и застройки поселения или городского округа, на территории которого установлены зоны санитарной охраны.
В отношении таких территорий градостроительные регламенты в составе правил землепользования и застройки устанавливаются с учетом постановления Министерства об установлении ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Установлено, что ООО «Муроммосткомплект» предоставлена лицензия на пользование недрами (номер) для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сроком действия до 01.02.2027 (л.д. 119-123).
Согласно лицензионным условиям, являющимся Приложением № 1 к лицензии на пользование недрами (номер), при пользовании недрами недропользователь обязан обеспечить установление границ и режима зон санитарной охраны (далее - ЗСО) в установленном законодательством порядке в срок до 01.02.2024 г. (абз. 1 раздела 13 Условий).
Границы и режим ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения признаются установленными с момента внесения указанных сведений в единый государственный реестр недвижимости.
Из отзыва Министерства природопользования и экологии Владимирской области следует, что заявление об утверждении проекта ЗСО от ООО «Муроммосткомплект» в адрес Министерства не поступало, решение об утверждении границ ЗСО и его режима Министерством не принимались (л.д. 116-117).
Таким образом, ООО «Муроммосткомплект», как лицо, пользующееся указанным в иске участком недр, обязано принять меры к постановке на учет ЗСО участка месторождения пресных подземных вод с. Панфилово Муромского района Владимирской области, пользование которым предоставлено на основании лицензии на пользование недрами (номер) в срок до 02.02.2024.
Поскольку осуществление ответчиком деятельности по эксплуатации участка месторождения пресных подземных вод с. Панфилово Муромского района Владимирской области в отсутствие утвержденного проекта ЗСО может привести к загрязнению подземного горизонта, ухудшению качества питьевой воды, что повлечет нарушение прав граждан, исковые требования прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика, а также третьего лица о том, что ООО «Муроммосткомплект» не является собственником земельного участка, на котором расположен спорный участок недр, в связи чем заявленные требования не основаны на законе, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 7 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Согласно преамбуле Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст. 1.2 Закона о недрах).
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая выступает в качестве документа, удостоверяющего право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу п. 2 ст. 261 ГК РФ если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах данного участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.
Таким образом, в отличие от земельного участка недра представляют собой часть земной коры, расположенной главным образом ниже почвенного слоя, и поэтому не входят в понятие земли как земной поверхности. Недра находятся в государственной собственности, выступают в качестве самостоятельного объекта гражданского оборота и не являются частью соответствующего земельного участка, поэтому собственник земельного участка под горным отводом не имеет каких-либо прав в отношении недр, находящихся под его земельным участком.
Исключительность права пользования недрами указывает на принадлежащее его обладателю право требовать исключения всех прочих лиц от пользования участком недр и означает невозможность возникновения у иных лиц такого же права пользования в отношении участка недр, ранее предоставленного недропользователю. Поскольку ООО «Муроммосткомплект» была выдана лицензия, подтверждающая его исключительное право пользования недрами для разведки и добычи подземных вод, на него не может быть возложена (в том числе судом) обязанность предоставить собственнику земельного участка разрешение использовать недра, расположенные под этим участком (Определением Президиума ВАС РФ от 18.12.2013 № ВАС-15990/13).
При этом доказательств досрочного прекращения права пользования спорным участком недр местного значения ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не предствлено.
В соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден на основании закона, в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Муромского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Муроммосткомплект» удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Муроммосткомплект» (ИНН 3334006159) осуществить постановку на учет зоны санитарной охраны участка месторождения пресных подземных вод с. Панфилово Муромского района Владимирской области, пользование которым предоставлено на основании лицензии на пользование недрами (номер), в срок до 2 февраля 2024 года.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Муроммосткомплект» (ИНН 3334006159) государственную пошлину в доход бюджета в сумме 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 29 января 2024 года
Председательствующий М.В. Петрухин