Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-4963/2023 от 27.03.2023

Судья: Полянский А.Ю. адм.дело № 33а-4963/2023

№ 2а-7/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

25 апреля 2023 года     г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Ромадановой И.А.,

     судей Сивохина Д.А., Роменской В.Н.

при секретаре Исмаилове Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Назаркина В.М. на решение Шигонского районного суда Самарской области от 25 января 2023 г. по административному делу № 2а-7/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Назаркину В.М. о взыскании обязательных платежей и санкций,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Назаркину В.М. о взыскании обязательных платежей и санкций.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Назаркин В.М. является налогоплательщиком имущественных налогов в связи с наличием в собственности объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом. В установленный срок Назаркин В.М. не исполнил обязанность по уплате указанных в налоговых уведомлениях сумм, в связи с чем в соответствии со ст. 75 НК РФ ему начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности.

В адрес налогоплательщика были направлены требования от 09.02.2021 и от 16.12.2021 об уплате налоговой задолженности, которые получены ответчиком в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 и п. 6 ст. 69 НК РФ. В установленный срок ответчик указанные требования об уплате налога не исполнил, в связи с чем, налоговый орган на основании ст. 48 НК РФ обратился к мировому судье судебного участка Шигонского судебного района Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам и пеней. 27.04.2022 судебный приказ был вынесен, однако определением мирового судьи от 26.05.2022 отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения. Налоговая задолженность административным ответчиком до настоящего времени не погашена.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, с учетом уточнения административных исковых требований (л.д. 92-93), административный истец просил суд взыскать с Назаркина В.М. недоимку в общей сумме 10 309,34 руб., в том числе:

транспортный налог за 2019 г. в размере 4 171 руб. и пени по нему за период со 02.12.2020 по 08.02.2021 в размере 40,77 руб. - по налоговому требованию от 09.02.2021;

транспортный налог за 2020 г. в размере 4 171 руб. и пени по нему за период со 02.12.2021 по 15.12.2021 в размере 14,6 руб. - по налоговому требованию от 16.12.2021;

земельный налог за 2019 г. в размере 595 руб. и пени по нему за период со 02.12.2020 по 08.02.2021 в размере 5,81 руб.; земельный налог за 2020 г. в размере 405 руб. - по налоговому требованию от 09.02.2021;

земельный налог за 2017 г. в размере 301 руб. и пени по нему за 2017 г. в размере 1,05 руб.; земельный налог за 2018 г. в размере 301 руб. и пени по нему за 2018 г. в размере 1,05 руб.; земельный налог за 2019 г. в размере 301 руб. и пени по нему за 2019 г. в размере 1,05 руб. - по налоговому требованию от 16.12.2021.

Решением Шигонского районного суда Самарской области от 25 января 2023 г. постановлено: «Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области удовлетворить частично.

Взыскать с Назаркина В.М. , ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированного по месту жительства по адресу: <адрес>, , в бюджет задолженность (недоимку) в общей сумме 9 403,19 руб. (Девять тысяч четыреста три рубля девятнадцать копеек), в том числе:

транспортный налог за 2019 г. в размере 4 171 руб. и пени по нему за период со 02.12.2020 по 08.02.2021 в размере 40,77 руб.;

транспортный налог за 2020 г. в размере 4 171 руб. и пени по нему за период со 02.12.2021 по 15.12.2021 в размере 14,6 руб.;

земельный налог за 2019 г. в размере 595 руб. и пени по нему за период со 02.12.2020 по 08.02.2021 в размере 5,81 руб.;

земельный налог за 2020 г. в размере 405 руб.

В удовлетворении остальной части административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области отказать.

Взыскать с Назаркина В.М. в доход бюджета муниципального района Шигонский Самарской области государственную пошлину в размере 400 руб. (Четыреста рублей)» (л.д. 99-111).

В апелляционной жалобе Назаркин В.М. просит решение суда отменить в части взысканной суммы 9 403,19 руб. и прекратить производство по данному административному делу (л.д. 115-116).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

На основании ст. 356 Налогового Кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу абз. 1 ст. 357 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.

Судом первой инстанции установлено, что за Назаркиным В.М. в налоговые периоды 2019-2020 г.г. был зарегистрирован легковой автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный номер мощностью 126 л.с. (93 кВт). 1 кВт равен 1,3596 л.с. Поэтому при переводе 93 кВт в лошадиные силы получается значение мощности 126,44 л.с.

Также Назаркин В.М. в течение налоговых периодов 2017-2020 г.г. являлся собственником <данные изъяты> в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> с кадастровой стоимостью за период с 2017 по 2019 г.г. – 396 800 руб., за 2020 г. – 448 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью за период с 2017 по 2019 г.г. – 144 085 руб., в течение 2020 г. – 11 месяцев - 144 085 руб. и 1 месяц – 138 454 руб.

Кроме того, в течение 8 месяцев 2017 г. (право зарегистрировано в 2012 г. и прекращено 06.09.2017) Назаркину В.М. на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью 85 755 руб.

Также в течение 5 месяцев 2017 г. (право зарегистрировано в 2010 г. и прекращено 14.06.2017) Назаркин В.М. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью 72 748 руб.

Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН (л.д. 72-74).

В связи с наличием в собственности объектов налогообложения Назаркину В.М. по адресу регистрации по месту жительства почтовой связью заказными письмами 27.02.2019, 15.08.2019, 01.10.2020 и 29.09.2021 были направлены налоговые уведомления: от 23.08.2018 о необходимости уплаты в срок до 03.12.2018 транспортного налога и земельного налога за 2017 г.; от 25.07.2019 о необходимости уплаты в срок до 02.12.2019 транспортного налога и земельного налога за 2018 г.; от 01.09.2020 о необходимости уплаты в срок до 01.12.2020 транспортного налога и земельного налога за 2019 г.; от 01.09.2021 о необходимости уплаты в срок до 01.12.2021 транспортного налога и земельного налога за 2020 г. (л.д. 10-14, 82-90).

Поскольку в установленный в налоговых уведомлениях срок административный ответчик не исполнил обязанность по уплате налогов, на основании п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ налоговым органом Назаркину В.М. по адресу регистрации его по месту жительства почтовой связью заказным письмом 11.02.2021 и 27.12.2021 были направлены требования об уплате налогов и пеней: от 09.02.2021 со сроком исполнения до 06.04.2021 (на основании налогового уведомления от 01.09.2020) и от 16.12.2021 со сроком исполнения до 08.02.2022 (на основании налогового уведомления от 01.09.2021) (л.д. 15-19).

Судом установлено, что в добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате налога и пеней.

В связи с чем налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа 25.04.2022, с соблюдением положений пунктов 1, 2 статьи 48 НК РФ в редакции Федерального закона 23.11.2020 № 374-ФЗ, в течение шести месяцев со дня, когда сумма налоговой задолженности превысила 10 000 рублей (л.д. 43-46).

27.04.2022 по заявлению Инспекции мировым судьей судебного участка Шигонского судебного района Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с Назаркина В.М. спорной задолженности по налогам (л.д. 47), который определением мирового судьи от 26.05.2022 был отменен по заявлению должника (л.д. 48-49).

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением, который направлен в суд 25.10.2022.

Удовлетворяя административные исковые требования частично, суд первой инстанции, исходил из того, что Назаркиным В.М. не исполнены требования налогового органа об уплате задолженности - по транспортному налогу за 2019-2020 г.г. и пеням и по земельному налогу за 2019-2020 г.г. и пеням за 2019 г., вследствие чего имеется непогашенная задолженность. Предусмотренные законом основания для освобождения Назаркина В.М. от обязанности по уплате обязательных платежей и санкций отсутствуют. Расчет пени произведен, верно. Нарушений сроков на обращение в суд с административным иском, предусмотренных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации суд не установил. Обязательства по уплате транспортного и земельного налога административным ответчиком до настоящего времени не исполнены.

Вместе с тем суд первой инстанции указал, что административные исковые требования инспекции о взыскании земельного налога и пеней за 2017-2018 г.г. удовлетворению не подлежат, поскольку налоговым органом срок направления требования об уплате налога пропущен, исчисление установленного НК РФ срока принудительного взыскания налога следует производить исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48, 52, 69, 70 НК РФ.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, которым дана надлежащая оценка.

Довод апелляционной жалобы о пропуске налоговым органом сроков исковой давности, признан судебной коллегией необоснованным, поскольку установленные гражданско-процессуальным законодательством сроки исковой давности не распространяются на спорные правоотношения, к которым подлежат применению сроки, исчисляемые налоговым законодательством.

Вместе с тем налоговым органом последовательно соблюдены все сроки, установленные статьями 48, 70 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд.

Судебной коллегией также отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что административный ответчик имеет право на определенную налоговую льготу.

В соответствии с подпунктом 10 части 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 15 апреля 2019 года) право на налоговую льготу (по налогу на имущество физических лиц) имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

В соответствии с частью 6 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации (в той же редакции) физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Между тем доказательств обращения в налоговый орган с заявлением о предоставлении налоговой льготы по уплате налога на имущество физических лиц, либо предоставления в налоговый орган документов, подтверждающих право на налоговую льготу в оспариваемый период, административный ответчик не представил. Не представил указанных документов Назаркин В.М. ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции.

Довод апелляционной жалобы о том, что административный истец не предъявил достаточных доказательств того, что Назаркин В.М. надлежащим образом уведомлен об обязанности, уплатить налоги, судебной коллегией признан несостоятельным.

Положениями абзаца 3 пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В соответствии с частью 4 статьи 52 и частью 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления налогового уведомления и требование об уплате налога по почте заказным письмом, каждое из них считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Судом первой инстанции установлено, что 27.02.2019, 15.08.2019, 01.10.2020, 29.09.2021 налоговым органом направлены налоговые уведомления: от 23.08.2018 о необходимости уплаты в срок до 03.12.2018 транспортного налога и земельного налога за 2017 г.; от 25.07.2019 о необходимости уплаты в срок до 02.12.2019 транспортного налога и земельного налога за 2018 г.; от 01.09.2020 о необходимости уплаты в срок до 01.12.2020 транспортного налога и земельного налога за 2019 г.; от 01.09.2021 о необходимости уплаты в срок до 01.12.2021 транспортного налога и земельного налога за 2020 г. (л.д. 10-14, 82-90).

Также налоговым органом Назаркину В.М. по адресу регистрации его по месту жительства почтовой связью заказным письмом 11.02.2021 и 27.12.2021 были направлены требования об уплате налогов и пеней: от 09.02.2021 со сроком исполнения до 06.04.2021 (на основании налогового уведомления от 01.09.2020) и от 16.12.2021 со сроком исполнения до 08.02.2022 (на основании налогового уведомления от 01.09.2021) (л.д. 15-19).

Следовательно, налоговым органом порядок направления налоговых уведомления и требования соблюден.

С учетом изложенного, суд первой инстанций правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенный им судебный акт соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.

Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

Судебная коллегия приходит к выводу, что судом постановлено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Шигонского районного суда Самарской области от 25 января 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Назаркина В.М. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

33а-4963/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области
МИФНС России № 23 по Самарской области
Ответчики
Назаркин В.М.
Другие
Кадникова Юлия Олеговна
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
27.03.2023Передача дела судье
25.04.2023Судебное заседание
17.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее