Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 октября 2023 года <адрес>
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Егоровой А.В., при секретаре судебного заседания Беловой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Терентьева Сергея Петровича к Волго-Вятскому филиалу ПАО «Страховая компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» о взыскании страхового возмещения, штрафа, компенсации морального вреда,
установил:
Терентьев С.П. обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» (далее - ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ») о взыскании суммы страхового возмещения, штрафа, компенсации морального вреда, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и страховой компанией Волго-Вятским филиалом ПАО «САК «Энергогарант» (далее — Ответчик) заключен договор страхования от несчастных случаев и болезней, страхования недвижимого имущества, страхования титула, в соответствии с которым он является застрахованным лицом по рискам, в том числе связанным с причинением вреда здоровью, в обеспечение исполнения обязательств по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному между ним, ФИО5 и АО «Газпромбанк». ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена инвалидность <данные изъяты> группы по общему заболеванию. Ответчик отказал в выплате страхового возмещения. Ссылаясь на изложенное, просил взыскать с ответчика страховое возмещение в размере 1 601 306 руб. 48 коп., компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб. 00 коп., штраф в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей».
В судебном заседании истец Терентьев С.П. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, и пояснила, что при заключении договора страхования истец скрыл имеющееся у него заболевание, в связи с которым в последующем ему установлена инвалидность I группы.
Третье лицо АО «Газпромбанк» в судебное заседание явку представителя не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в обеспечение исполнения обязательств по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному между Терентьевым С.П., ФИО5 и АО «Газпромбанк», между Терентьевым С.П. и ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» заключен договор страхования от несчастных случаев и болезней и страхования недвижимого имущества на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого истец является застрахованным лицом, в том числе по страховому случаю - установление 1 группы инвалидности.
Указанный договор страхования от ДД.ММ.ГГГГ был заключен на основании Комбинированных правил ипотечного страхования, утвержденных приказом ПАО САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правила), с которым Терентьев С.П. был ознакомлен.
Согласно полису от ДД.ММ.ГГГГ № объектом страхования являются имущественные интересы Страхователя (Застрахованного лица, Выгодоприобретателя), связанные с причинением вреда здоровью Застрахованного лица, а также с его смертью в результате несчастного случая или болезни, в обеспечение обязательств по кредитному договору.
Страховые случая (риски): смерть (в соответствии с п.2.4.1.1. Правил) и инвалидность (в соответствии с п.2.4.1.2. Правил) - установление Застрахованному лицу I или II группы инвалидности (в течение срока действия договора страхования или не позднее чем через 180 дней после его окончания) в результате несчастного случая, произошедшего в период действия договора страхования, или болезни, впервые диагностированной у застрахованного лица в период действия Договора страхования либо имевшейся до заключения договора страхования, о которой. Застрахованное лицо сообщило в заявлении на страхование, с учетом положений пункта 8.4.1.2 Правил.
Событие «Установление Застрахованному лицу I и II группы инвалидности», является страховым при условии, что оно произошло не вследствие следующих обстоятельств, а именно: заболеваний, диагностированных до момента заключения договора страхования, в случае если Страховщик не был поставлен в известность об их наличии при заключении договора страхования и они не были отражены в заявлении на страхование (п. 2.4.1.5.5 Правил).
Согласно п.7.1 Правил, страхователь обязан, при заключении договора страхования и в период его действия сообщить Страховщику обо всех известных ему обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления, а также обо всех заключенных или заключаемых договорах страхования в отношении Застрахованного лица и/или застрахованного имущества с другими страховыми организациями. Существенными признаются обстоятельства, оговоренные в Заявлении на страхование и в письменном запросе Страховщика (при его наличии).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 установлена <данные изъяты> группа инвалидности в связи с заболеванием – хронический <данные изъяты>.
В пунктах 10 - 28 анкеты-заявления, заполненного перед заключением договора страхования, истцу необходимо было указать наличие либо отсутствие когда-либо в прошлом диагностированного заболевания, нарушения здоровья.
В пункте 16 анкеты-заявления предложено указать о наличии либо отсутствии любых заболеваний <данные изъяты>
Истцом Терентьевым С.П. напротив указанного пункта поставлен отрицательный ответ "Нет".
Из сообщения ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике - Чувашии» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № на запрос суда следует, что согласно «Делу освидетельствования в бюро МСЭ» Терентьев Сергей Петрович, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающий по адресу: <адрес>, впервые заочно освидетельствован в бюро № - филиале Учреждения и признан инвалидом первой группы с причиной инвалидности «общее заболевание» сроком на 2 года с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ Диагноз, послуживший причиной установления инвалидности: код по <данные изъяты>: <данные изъяты>. Хронический <данные изъяты>. Программный гемодиализ с ДД.ММ.ГГГГ. Симптоматическая анемия <данные изъяты>. Симптоматическая артериальная <данные изъяты>. Стойкие значительно выраженные нарушения <данные изъяты>. Стойкие незначительные нарушения функций системы <данные изъяты>. Стойкие незначительные нарушения функций <данные изъяты>
Из протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина Терентьева С.П. от ДД.ММ.ГГГГ №, проведенной Бюро № – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР-Чувашии» Минтруда России, следует, что у Терентьева С.П. в ДД.ММ.ГГГГ г. диагностирован хронический <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ г. Терентьевым С.П. пройдено стационарное лечение с диагнозом: <данные изъяты>. В феврале – марте ДД.ММ.ГГГГ г. Терентьевым С.П. пройден курс лечения в <данные изъяты>. С осложнением: хроническая болезнь <данные изъяты>. В ноябре ДД.ММ.ГГГГ г. Терентьевым С.П. пройдено стационарное лечение в БУ «<адрес> больница» Минздрава Чувашии с диагнозом: хронический <адрес>, выписан в отделение гемодиализа БУ «РКБ» Минздрава Чувашии с целью терапии по замещению утраченной <данные изъяты>.
Таким образом, у Терентьева С.П. на протяжении нескольких лет, предшествующих заключению договора страхования, имелось прогрессирующее заболевание <данные изъяты>.
В соответствии с ч. ч. 1,3 ст. 421 ПС РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, в котором содержаться элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В силу ч. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно ч. 2 ст. 940 ГК РФ договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (п. 2 ст. 434) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. В последнем случае согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиков условиях подтверждается принятием от страховщика указанных в абзаце первом настоящего пункта документов.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 944 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.
Существенными признаются, во всяком случае обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
Если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в пункте 1 названной статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 данного кодекса.
Соответственно, наличие у страхователя заболеваний, которые повлекли наступление страхового случая, и о которых он не сообщил страховщику является обстоятельством, имеющим существенное значение, предусмотренным приведенными выше положениями статьи 944 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 179 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
В пункте 10 Обзора практики рассмотрения судами споров, возникающих из отношений по добровольному личному страхованию, связанному с предоставлением потребительского кредита, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, разъяснено, что сообщение заведомо недостоверных сведений о состоянии здоровья застрахованного при заключении договора добровольного личного страхования является основанием для отказа в выплате страхового возмещения, а также для признания такого договора недействительным.
Судом установлено, что из медицинских документов, представленных в материалы дела, следует, что до заключения договора страхования у Терентьева С.П. диагностировано заболевание и причиной установления ему инвалидности <данные изъяты> группы явилось заболевание, диагностированное до заключения договора страхования.
Таким образом, при заключении договора страхования Терентьев С.П. страдал заболеванием, о котором знал и сознательно скрыл, не указал о наличии у него заболевания в анкете-заявлении, несмотря на то, что в анкете требовалось указать о заболеваниях <данные изъяты>, в страховую компанию представил заведомо ложные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового события и последствий от его наступления.
В соответствии с пунктом 9.1.1 Комбинированных правил ипотечного страхования страховщик имеет право отказать в осуществлении страховой выплаты, если наступившее событие не отвечает признакам страхового случая, предусмотренным договором.
При указанных обстоятельствах, отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Терентьева Сергея Петровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, к Волго-Вятскому филиалу ПАО «Страховая компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» о взыскании страхового возмещения в размере 1 601 306 рублей 48 копеек, компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей 00 копеек, штрафа в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
В мотивированной форме решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: А.В. Егорова