Дело № 2-3515/2024 (УИД 53RS0022-01-2024-003576-06)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2024 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Шибанова К.Б.,
при секретаре Эйхнер С.В.,
с участием старшего помощника прокурора города Великого Новгорода Ланиной О.В., представителя третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Великого Новгорода, Комитета по образованию Администрации Великого Новгорода Петровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Великого Новгорода в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 18» об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора города Великого Новгорода, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 18» (далее также – МАОУ СОШ № 18, Учреждение) об обязании в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать предназначенное для проведения массовых мероприятий помещение здания, расположенного по адресу: г. <адрес> индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, в обоснование указав, что в нарушение требований подп. «г» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309, упомянутое помещение Учреждения, предназначенное для проведения массовых мероприятий, не оборудовано вышеназванными техническими средствами, обеспечивающими усиление звукового сигнала и его передачу на слуховой аппарат без шумовых помех.
Определением судьи от 28 марта 2024 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Великого Новгорода, Комитет по образованию Администрации Великого Новгорода.
Представитель ответчика МАОУ СОШ № 18, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Старший помощник прокурора города Великого Новгорода Ланина О.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по мотивам и основаниям, приведенным в исковом заявлении.
Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Великого Новгорода, Комитета по образованию Администрации Великого Новгорода Петрова А.А. в судебном заседании сочла иск прокурора необоснованным, сославшись в объяснениях на доводы и обстоятельства, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, приобщенных к материалам дела.
Выслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы в дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) предусмотрено, что под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 14 вышеназванного Закона государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Уполномоченные органы оказывают инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, тифлосурдопереводу, предоставлении сурдотехники, обеспечении тифлосредствами.
В силу ст. 15 Закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, в соответствии с частью 1 статьи 9 которой для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым и (или) предоставляемым для населения.
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее также – Закон об образовании) в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.
Частью 3 ст. 79 Закона об образовании определено, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в данном Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Пунктом 2 ч. 3 ст. 28 этого же Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности отнесено материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно подп. «г» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 (далее - Порядок), руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
В судебном заседании из письменных материалов дела установлено, что Учреждение является образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность по адресу: <адрес>
Из материалов дела также следует, что в нарушение приведенных выше требований закона расположенное в упомянутом здании помещение Учреждения, предназначенное для проведения массовых мероприятий, не оборудовано индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, обеспечивающими усиление звукового сигнала и его передачу на слуховой аппарат без шумовых помех.
При таком положении, принимая во внимание, что вопреки требованиям п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании, подп. «г» п. 4 Порядка Учреждение не оборудовало помещение образовательной организации, предназначенное для проведения массовых мероприятий, вышеназванными техническими средствами, обеспечивающими доступность для инвалидов предоставляемых услуг в сфере образования, суд находит иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В этом отношении суд отмечает, что вопреки доводам представителя третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Великого Новгорода, Комитета по образованию Администрации Великого Новгорода, приведенным в письменных возражениях на исковое заявление, обязанность образовательной организации создать условия доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования не поставлена законодателем в зависимость от наличия в образовательной организации на тот или иной момент времени обучающихся с ограниченными возможностями здоровья либо от количества таких обучающихся.
Принимая решение об удовлетворении заявленных прокурором требований, суд также учитывает, что МАОУ СОШ № 18, как юридическое лицо, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, связанным с материально-техническим обеспечением образовательной деятельности.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание объем и специфику работ, подлежащих выполнению в целях устранения имеющихся нарушений требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, суд полагает возможным установить срок исполнения Учреждением решения суда продолжительностью 1 год со дня его вступления в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора города Великого Новгорода в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 18» (ИНН 5321049039) – удовлетворить.
Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать предназначенное для проведения массовых мероприятий помещение здания, расположенного по адресу: <адрес>, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – 14 мая 2024 года.
Председательствующий К.Б. Шибанов