Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-303/2023 (2-3711/2022;) ~ М-3591/2022 от 10.10.2022

Дело № 2-303/2023

44RS0002-01-2022-004434-43

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«09» февраля 2023 года      г. Кострома

Ленинский районный суд города Костромы в составе

председательствующего судьи Коровкиной Ю.В.,

при секретаре Стяжковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыжова С. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Костромской области о возложении обязанности включить в сельский стаж периоды работы, обязать назначить доплату к страховой пенсии,

установил:

Рыжов С.А. обратился в суд с иском к Отделению Пенсионного фонда РФ по Костромской области, в настоящее время переименованное в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Костромской области о возложении обязанности включить в сельский стаж период его работы в ООО фирма «Ремжилстрой» СПК «Сущево» в должности механизатора обязании назначить ему доплату в размере 25% к страховой пенсии за сельский стаж с января 2022 г., указывая, что его работа заключалась в обслуживании животноводческого комплекса: кормление скота, вывозка навоза.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Костромского муниципального района Костромской области.

В судебном заседании истец Рыжов С.А. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Костромской области по доверенности Лебедева М.Н. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях.

Третье лицо администрация Костромского муниципального района Костромской области в судебное заседание представителя не направило, в деле имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Рыжов С.А. является получателем страховой пенсии по старости с 22 января 2022 г.

23 августа 2022 г. Рыжов С.А. обратился в Отделение Пенсионного фонда РФ по Костромской области с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона № 400-ФЗ в связи с работой в сельском хозяйстве.

Решением Отделения Пенсионного фонда РФ по Костромской области от 31.08.2022 № 146171/22 в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости Рыжову С.А. было отказано ввиду того, что на момент обращения в пенсионный орган истец не имеет необходимого стажа работы в сельском хозяйстве (30 лет).

Не согласившись с данным отказом, истец обратился в суд с настоящим иском.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции РФ.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Пенсионное обеспечение является важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого заключается в предоставлении человеку средств к существованию, удовлетворении его основных жизненных потребностей. Соответственно, поскольку пенсия имеет особое значение для поддержания материальной обеспеченности пенсионеров, стабильность их правового положения, сохранение за ними признанных государством в установленной законом процедуре пенсионных прав должны гарантироваться на законодательном уровне в рамках реализации предписаний Конституции Российской Федерации о целях политики российского государства, направленной в том числе на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, заботу о социальной защищенности своих граждан (статья 7), охрану достоинства личности (статья 21, часть 1).

Основания приобретения права на пенсионное обеспечение, порядок назначения и определения размера страховой пенсии, её перерасчета с 1 января 2015 года регламентируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).

В соответствии со статьей 3 Закона № 400-ФЗ фиксированная выплата страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.

Частью 14 статьи 17 Закона № 400-ФЗ определено, что лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и статьи 16 настоящего Закона, на весь период их проживания в сельской местности.

Таким образом, для осуществления перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии после 31 декабря 2019 года в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частью 14 статьи 17 Закона № 400-ФЗ, на дату обращения за перерасчетом должны быть соблюдены одновременно три условия: не менее 30 лет работы в сельском хозяйстве; не осуществление работы и (или) иной деятельности; постоянное проживание в сельской местности.

Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (часть 14 статьи 17 Закона № 400-ФЗ) осуществляется с 1 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 1 сентября 2019 года.

При этом пенсионер вправе в любое время представить дополнительные-документы, необходимые для перерасчета. В случае если пенсионер обратился перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с 1 января 2019 года. В случае если пенсионер обратился перерасчетом после 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты страховой пенсии в сторону увеличения (пункт 2 части 1 статьи 23 Закона № 400-ФЗ).

Согласно части 16 статьи 17 Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.

Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона № 400-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 № 1440 «Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:

а)    периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

б)    периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком.

Согласно пункту 6 Правил при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:

а)    периоды работы (деятельности), указанные в подл, «а» п. 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений ч.ч. 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;

б)    периоды работы (деятельности), указанные в п. 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений ч.ч. 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в силу части 3 статьи 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, могли устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, но только в случае если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. При этом характер работ показаниями свидетелей не подтверждается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2011 № 1440 утвержден Список работ, профессий, должностей, специальностей, соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее - Список № 1440).

Положения подлежащего применению к спорным правоотношениям Списка предусматривают возможность зачета в стаж трудовой деятельности в сельском хозяйстве, учитываемый при установлении повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, периодов работ поименованных в разделе «Наименование работ, производств сельской хозяйства» настоящего Списка, при условии ее выполнения по профессиям должностям, специальностям, перечисленным в разделе «Наименования профессий, должностей, специальностей» Списка. При этом такие работы должны осуществляться в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство, или структурных подразделениях растениеводческого и животноводческого направлений организаций, основные видом деятельности которых не является сельское хозяйство.

Список № 1440 основывается на Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД 2), Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94). также на предложениях Минсельхоза России.

Понятия основного вида деятельности «сельское хозяйство» законодателем не предусмотрено, в ОКВЭД указывается, чем конкретно занималось предприятие: выращиванием или разведением сельскохозяйственных животных, научной работой и т.д.

Законодатель, возлагая на Правительство Российской Федерации полномочия по утверждению Списков, изначально полагал, что не все работника связанные так или иначе с сельским хозяйством, за свой длительный стаж могут рассчитывать на повышение фиксированной выплаты. В этой связи концепция Списка построена исходя из непосредственной занятости лиц на работах в полевых условиях, фермах и т.п.

Списком № 1440 предусмотрены не все виды работ и производства, включаемые в понятие «сельское хозяйство», а только лишь три вида сельскохозяйственных работ: растениеводство, животноводство и рыбоводство.

В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности растениеводство это выращивание определенных культур код группировки от 01.1 до 01.4 до животноводства, животноводство - это разведение различных животных код группировки от 01.4 до 01.5, код 01.5 - смешанное сельское хозяйство - это растениеводство и животноводство.

В связи с этим, первое, что подлежит уточнению при определении права на повышенный размер фиксированной выплаты к пенсии это вид экономической деятельности хозяйства в целом либо в его структурном подразделении. Если основной вид деятельности «выращивание», «разведение», только после этого уточняется профессия, должность, либо специальность, соответствующая каждому из трех направлений сельского хозяйства.

Согласно записям в трудовой книжке Рыжов С.А.:

30.08.2001 принят на работу на должность механизатора в колхоз им. 50-летия СССР) приказ № 8 от 30.08.2001.

01.08.2009 уволен с работы по ст. 77 п. 3 Трудового кодекса РФ по собственному желанию (приказ № 172 от 01.08.20009)

02.08.2009 принят на работу в филиал ООО фирмы «Ремжилстрой» СПК «Сущево» на должность механизатора (приказ № 160 от 02.08.2009),

31.03.2012 уволен с работы по собственному желанию соответствии с пунктом 3 статьи 77 ТК РФ (приказ № 43 от 31.03.2012).

Согласно Выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Рыжова С.А. страховые взносы за период с 02.08.2009 по 31.12.2011 уплачены.

Согласно паспорту Рыжов С.А. 2003 года зарегистрирован в ..., то есть в сельской местности.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, деятельность ООО фирма «Ремжилстрой» филиалом которой являлось СПК «Сущево», прекращена 19.10.2015. ООО фирма «Ремжилстрой» осуществляло свою деятельность с 2003 года.

Основным видом деятельности ООО фирма «Ремжилстрой» являлось строительство зданий сооружений. Дополнительным видом деятельности являлось растениеводство, животноводство, растениеводство в сочетании с животноводством, и другие. ООО фирма «Ремжилстрой» имело филиал в ....

Как указано ответчиком, по данным персонифицированного учета ПФР (карточка юридического лица филиала ООО фирмы «Ремжилстрой» СПК «Сущево») филиал был зарегистрирован налоговом органе МРИ ФНС № 7 по Костромской области (Костромской район) 23.01.2009, зарегистрирован и постановлен на учете в УПФР в Костромском районе Костромской области (межрайонное) 17.02.2009, снят учета 27.11.2015 в связи с ликвидацией.

Как следует из пояснений Рыжова С.А., СПК Сущево занималось разведением крупного рогатого скота, у них был крупный животноводческий комплекс, он работал механизатором на ферме. СПК Сущево продавало молоко на Космол, в Данон. Впоследствии СПК Сущево выкупили, стало ООО «Сущево» у которого фермы также остались и их деятельность не изменилась

Опрошенный по ходатайству истца свидетель Свидетель пояснил, что он работал в Сущево с 1986 по 2016 год на тракторе. С 2009 года образовалось ООО, а до СПК «Сущево» это был колхоз 50 лет СССР. С. также вместе с ним на тракторе работал. Работали в как полях – пахали, сеяли, корма заготавливали, картошку сажали, так и на ферме. На ферме было более 1000 голов дойного стада, был телятник, родилка.

В материалы дела представлены почетные грамоты выданные Главой администрации Костромского муниципального района и директором Департамента АПК Костромской области в 2009 и 2011 году, которыми Свидетель механизатор сельскохозяйственного производственного кооператива «Сущево» филиала ООО фирмы «Ремжилстрой» награжден за личный вклад в развитие сельскохозяйственного производства и вклад в развитие агропромышленного комплекса.

    Свидетель: свидетель2 суду пояснила, что когда она перешла в колхоз им.50 лет СССР в Сущево, Рыжов С.А. там работал трактористом. Потом когда хозяйство купили, они стали у А. стали работать, для них ничего не изменилось. Она как работала заместителем директора по растениеводству, за заготовку кормов я отвечала, так и продолжила работать. Трактористы кто пахал, кто селя кормовые, убирали зерно, солому, закатывали в рулоны, а зеленую траву на силос, силосные траншеи делали. СПК было большое стало коров, около 900 голов. Рыжов работал на ферме, на погрузчике, был трактористом и на косилке работал. Переработки пищевой продукции у них не было, молоко продавали.

    Свидетель свидетель 3 суду пояснила, что она работала вместе с Рыжовым С.А. с 1985 года в колхозе 50 лет СССР, она была ветеринарным врачом. В 2009 года их купил А. , перевели в Ремжилстрой, с 2009 до 2012 года было СПК «Сущево». С. на погрузчике работал, зерновые уборочные, в основном кормил скот на ферме. 2 000 голов было. После перевода колхоза в Ремжилстрой ничего не изменилось, также кормили скот, доили. Переработки молока не было, его возили в Москву в Данон, в Космол. В основном в СПК было животноводство, но немного и мясо сдавали, возили на центральный рынок.

Факт работы опрошенных судом свидетелей СПК «Сущево» филиала ООО фирмы «Ремжилстрой» подтвержден представленными в дело копиями трудовых книжек.

Из направленных суду Управлением сельского хозяйства администрации Костромского муниципального района ... форм отчетности о финансово-экономическом состоянии ООО фирмы «Ремжилстрой» за 2009 год следует, что ООО фирма «Ремжилстрой» по адресу: ... директор А. следует, что в ООО фирмы «Ремжилстрой» (основной вид деятельности – сельское хозяйство количество работников, занятых в сельском хозяйстве – 116 человек, в том числе трактористы-машинисты – 21 человек, операторы машинного доения – 14 чел., скотники крупного рогатого скота – 12 чел., рабочие постоянные - 82 чел. Распределение затрат т руда – растениеводство – 37 тыс. чел-час., животноводство – 148тыс. чел-час., общепроизводственные затраты по растениеводству – 3 тыс. чел-час.., общепроизводственные затраты по животноводству – 4 тыс. чел-час., общехозяйственные работы – 2 тыс. чел-час.

Также из данной отчётности видно, что у ООО фирмы «Ремжилстрой» имелась дебиторская задолженность за сельхозпродукцию – 4533.

Из отчета о затратах на основное производство видно, что в материальные затраты входили: затраты на посадочный материал, на корма собственного производства, прочая продукция сельского хозяйства, минеральные удобрения, химические средства защиты растений, расходы на бензин (дизельное топливо), запасные части, оплата услуг, работ.

В сведениях о производстве имеются сведения о производстве: зерна, картофеля, овощах открытого грунта, травах, кукурузе на силос и зеленого корма, а также имеются сведения о количестве голов крупного рогатого скота – 638 (молочный скот), 1257 –(животные на выращивание и откорм), а также имеются сведения о количестве проданного молока.

Из представленных ООО «Данон Россия» документов следует, что в 2012 году осуществлялись поставки молока в ООО «Данон Индустия» от ООО «Сущево» директор А. , что с учетом показаний свидетелей косвенно свидетельствует о том, что поставки молока в ООО «Данон Индустия» производились и до 2012 года.

Указанные доказательства позволяют суду прийти к выводу, что деятельность филиала ООО фирмы «Ремжилстрой» СПК «Сущево» была связана с растениеводством и животноводством, то есть с сельским хозяйством, а потому работа Рыжова С.А. в филиале ООО фирмы «Ремжилстрой» СПК «Сущево» в должности механизатора в период со 02.08.2009 по 31.12.2011 подлежит включению в стаж работы в сельском хозяйстве дающем право на повышение фиксированной выплаты.

Учитывая то, что Рыжов С.А. обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты страховой пенсии по старости 23 августа 2022 г., то в силу части 5 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» указанный перерасчет должен быть ему произведен только с 01 сентября 2022 г.

Законных оснований для перерасчета Рыжову С.А. размера фиксированной выплаты страховой пенсии по старости с января 2022 года, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Костромской области зачесть в сельский стаж Рыжова С. А. период работы в должности механизатора в филиале фирма «Ремжилстрой» СПК «Сущево» со 02.08.2009 по 31.12.2011 и произвести перерасчет размера фиксированной выплаты страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 01 сентября 2022 г.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд города Костромы в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Ю.В. Коровкина

Мотивированное решение изготовлено 16 февраля 2023 г.

2-303/2023 (2-3711/2022;) ~ М-3591/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рыжов Сергей Александрович
Ответчики
ГУ-Отделение Пенсионного фонда по Костромской области
Другие
Администрация Костромского муниципального района Костромской области
Суд
Ленинский районный суд г. Костромы
Судья
Коровкина Ю. В.
Дело на странице суда
leninsky--kst.sudrf.ru
10.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.10.2022Передача материалов судье
10.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2022Подготовка дела (собеседование)
15.11.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.12.2022Предварительное судебное заседание
12.12.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.01.2023Предварительное судебное заседание
09.02.2023Судебное заседание
16.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее