УИД 24RS0053-01-2020-000092-67
№ 2-70/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 сентября 2020 г. с. Тюхтет
Тюхтетский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Викторовой Ю.В.,
при секретаре Высоцкой Е.М.,
с участием представителя ответчика Булаевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Ачинске к администрации Тюхтетского района Красноярского края о понуждении к выполнению требований санитарного законодательства,
установил:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Ачинске (Роспотребнадзора) обратился в суд к ответчику с иском о понуждении к выполнению требований санитарного законодательства, в котором, ссылаясь на невыполнение администрацией Тюхтетского района Красноярского края как собственником подземных источников водоснабжения в с. Тюхтет Тюхтетского района Красноярского края требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения, просит суд обязать ответчика в срок до 01.09.2021 разработать проект сон санитарной охраны подземных источников водоснабжения с разводящей сетью, расположенных по <адрес> с определением границ зоны и составляющих поясов, с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника, с правилами и режимом хозяйственного использования территорий трёх поясов зоны санитарной охраны, а так же получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования указанных подземных источников водоснабжения с разводящей сетью.
Представитель истца в судебное заседание не явился, согласно письменному заявлению просил о рассмотрении дела в своё отсутствие, поддержав заявленные требования полностью.
Представитель ответчика иск не признал, сославшись на необоснованность заявленных требований к администрации Тюхтетского района Красноярского края, поскольку подземные источники водоснабжения, находящиеся в с. Тюхтете переданы в доверительное управление ООО «Коммунальщик» в 2015 году, в связи с чем надлежащим ответчиком по делу является указанная организация.
Представитель третьего лица - ООО «Коммунальщик» в судебное заседание не явился, согласно письменному заявлению просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
При указанных обстоятельствах неявка извещённых о времени и месте судебного заседания участников судопроизводства в силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Выслушав представителя ответчика, исследовав представленные доказательства и другие материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Частью 2 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В силу положений ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создаёт угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а санитарно-эпидемиологическое заключение – это документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, названным Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств.
Согласно положениям ст. 18Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и расположенные в границах сельских населённых пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека, а их использование в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями п.п. 1.3, 1.4-1.7, 1.12 «СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населённых мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», утверждённых Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников, а основной целью создания и обеспечения режима в указанных зонах является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. При этом такие зоны организуются в составе трёх поясов, второй и третий из которых являются поясами ограничений и включают в себя территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка её проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих её поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трёх поясов зоны.
В состав проекта зоны санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесённые к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, при этом ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Как следует из п.п. 1.9,1.11, 13 вышеуказанных СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4 принципиальное решение о возможности организации зон санитарной охраны принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения, а проект зоны должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним, однако для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально. Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, утверждённое в установленном порядке.
Таким образом, требование истца о разработке проекта зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения с разводящей сетью, расположенных в с. Тюхтет, а так же о необходимости получения соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения основано на требованиях действующего санитарного законодательства Российской Федерации.
При разрешении вопроса о надлежащем ответчике по делу суд исходит из следующего.
В силу положений ч. 1 ст. 14, ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения и муниципального района относятся, в том числе: организация в границах поселений водоснабжения населения; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Решение указанных вопросов на территории с. Тюхтет Тюхтетского района Красноярского края согласно Уставу района относится к компетенции администрации Тюхтетского района Красноярского края, что ответчиком не оспаривается.
Администрация Тюхтетского района является собственником объектов водоснабжения (подземных источников питьевой воды и разводящей сети), а так же осуществляет полномочия по владению земельными участками, относящимися к территории указанных объектов.
Исходя из вышеуказанных правовых норм, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, лежит на органе местного самоуправления.
По мнению суда, именно ответчик осуществляет полномочия собственника в отношении указанных объектов водоснабжения независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании.
Согласно условиям заключённого договора доверительного управления имуществом № 1 от 07.07.2015 на ООО «Коммунальщик» как на доверительного управляющего обязанность собственника по установлению границ зон санитарной охраны и составляющих её поясов источников водоснабжения, по разработке проектов зон источников питьевого водоснабжения, по получению санитарно-эпидемиологического заключения на эти проекты, а также по приведению территории поясов зон в соответствие с СанПиН 2.1.4.1110-02 не возложена.
Непосредственное осуществление указанной организацией деятельности по водоснабжению не освобождает администрацию района от выполнения обязанностей собственника имущества, в том числе, обязательств по финансированию расходов, связанных с обеспечением соответствия подземных источников водоснабжения и прилегающих к ним территорий санитарному законодательству.
При указанных обстоятельствах довод ответчика о том, что администрация района не является надлежащим ответчиком по делу, суд находит несостоятельным.
Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению полностью.
Предложенный истцом годичный срок исполнения решения суда соответствует принципу разумности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Ачинске удовлетворить.
Обязать администрацию Тюхтетского района Красноярского края в срок до 01.09.2021 разработать проект сон санитарной охраны подземных источников водоснабжения с разводящей сетью, расположенных по <адрес> с определением границ зоны и составляющих поясов, с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника, с правилами и режимом хозяйственного использования территорий трёх поясов зоны санитарной охраны, а так же получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования указанных подземных источников водоснабжения с разводящей сетью.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы через Тюхтетский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В. Викторова
Мотивированное решение судом составлено 14.09.2020.