Дело № 2-147/2023
79RS0002-01-2022-006532-52
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 января 2023 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Шариповой Ю.Ф.,
с участием:
истицы Качан Л.В.,
представителя истицы Гуменного А.А.,
представителя ответчика Барладян К.С.,
представителя третьего лица Катаяниной Е.В.,
при секретаре Саенко В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Качан Лидии Васильевны к департаменту социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области об установлении факта постоянного проживания, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда,
У С Т А Н О В И Л:
Качан Л.В. обратилась в суд с иском к департаменту социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в домах системы социального обслуживания, указав, что ДД.ММ.ГГГГ департамент социальной защиты населения правительства ЕАО отказал ей в постановке на учет в связи с тем, что ее дочь Усунова И.А. имеет в собственности и зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. В июле 2021 года Усунова И.А. уехала на постоянное место жительства в г. Новосибирск. Её сын Качан Сергей Анатольевич, <данные изъяты>, пропал без вести более 15 лет назад. Просит суд обязать департамент социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области поставить её на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении государственного специализированного жилищного фонда Еврейской автономной области в домах системы социального обслуживания.
Определением суда от 12.12.2022 к производству суда приняты увеличенные требования Качан Л.В. об установлении факта постоянного проживания в период с 21.02.2020 по настоящее время на территории Еврейской автономной области.
В судебном заседании представитель истицы Гуменный А.А., допущенный к участию в деле по ходатайству Качан Л.В., исковые требования поддержал в полном объеме по доводам иска. Дополнительно суду пояснил, что истица постоянно проживает на территории ЕАО, однако с 2012 года регистрации не имеет. С 21.02.20 по 21.06.2020 находилась в ОГБУ «Биробиджанский психоневрологический интернат», затем почти два года находилась в Бираканском доме-интернате в <адрес> <адрес> После того, как ушла из дома-интерната, снимала 10 дней квартиру, без оформления соответствующих документов, а затем ей ОГБУ «Комплексный центр социального обслуживания ЕАО» была предоставлена услуга временного проживания в квартире <адрес>. Истица обращалась в ДСЗН правительства ЕАО с заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда, но ей было отказано со ссылкой на то, что её дочь Усунова И.А. зарегистрирована на территории г. Биробиджана. Вместе с тем, Усунова И.А. в июле 2021 года выехала со своей несовершеннолетней дочерью в г. Новосибирск для постоянного проживания. Отношения с материю она не поддерживает. Сын истицы уже много лет находится в розыске.
Истица Качан Л.В. в судебном заседании исковые требования и пояснения представителя Гуменного А.А. поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Барладян К.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что при обращении истицы в ДСЗН правительства ЕАО ею не были представлены доказательства того, что Усунова И.А. проживает в другом регионе, поэтому и было принято решение об отказе. Кроме того, у истицы отсутствует регистрация на территории ЕАО, что также препятствует постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда.
Представитель третьего лица ОГБУ «Комплексный центр социального обслуживания ЕАО» Катаянина Е.В. в судебном заседании пояснила, что заявленные требования подлежат удовлетворению. Суду пояснила, что в настоящее время истица проживает в социальном доме по пер. Швейный в квартире, которая предоставлена ей как гостиничный номер, поскольку иного места жительства Качан Л.В. не имеет. Ей удалось связаться с внучкой истицы, которая со слов Усуновой И.А. пояснила, что последняя представлять Качан Л.В. квартиру, расположенную в г. Биробиджане, для проживания не намерена, отношения поддерживать не собирается. Истица в силу возраста нуждается в постороннем уходе.
Третье лицо Усунова И.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещалась по месту регистрации и по месту работы.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).
Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» к полномочиям к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относятся правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона ЕАО от 05.10.2006 № 781-03 «О порядке предоставления отдельных видов жилых помещений специализированного жилищного фонда Еврейской автономной области» принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного специализированного жилищного фонда области (далее - учет граждан) осуществляется специально уполномоченными правительством области органами (далее - орган, осуществляющий учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет).
Согласно ст. 6 указанного закона на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда области в домах системы социального обслуживания (далее - специальный дом) принимаются следующие граждане, постоянно проживающие на территории области и нуждающиеся в социальном обслуживании с предоставлением социально-медицинских и социально-бытовых услуг, сохранившие полную или частичную способность к самообслуживанию в быту:
1) одинокие граждане пенсионного возраста;
2) супружеские пары пенсионного возраста, не имеющие детей или иных близких родственников;
3) граждане пенсионного возраста, дети и (или) близкие родственники которых не могут осуществлять уход за ними в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания (другой субъект Российской Федерации, другое государство);
4) граждане пенсионного возраста, страдающие тяжелыми органическими поражениями почек, получающие заместительную почечную терапию методом программного гемодиализа и проживающие в отдаленных населенных пунктах области (более 50 километров от областного центра).
Для целей настоящего закона под способностью к самообслуживанию в быту понимается способность гражданина самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, осуществлять повседневную бытовую деятельность и соблюдать личную гигиену.
Гражданам, указанным в пунктах 1 - 3 части 1 настоящей статьи, жилые помещения в специальном доме предоставляются при условии, что они:
1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственниками жилых помещений или
членами семьи собственника жилого помещения;
являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
4) передали жилое помещение, принадлежащее им на праве
собственности, в собственность муниципального образования в
установленном порядке.
Приказом комитета социальной защиты населения правительства ЕАО от 31.03.2014 N 75 «О Порядке определения нуждаемости в специальной социальной защите с предоставлением гражданам пенсионного возраста, а также супружеским парам из их числа медицинских и социально-бытовых услуг» установлено, что определение нуждаемости граждан в специальной социальной защите осуществляется с целью постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда Еврейской автономной области в домах системы социального обслуживания.
К критериям определения нуждаемости граждан в специальной социальной защите отнесены: нуждаемость в постоянном наблюдении узких врачей-специалистов; невозможность осуществлять за ними уход детьми и (или) близкими родственниками в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания (другой субъект Российской Федерации, другое государство); условия проживания.
Согласно Постановлению правительства ЕАО от 30.09.2013 N 492-пп "О реализации отдельных положений закона Еврейской автономной области от 05.10.2006 N 781-03 "О порядке предоставления отдельных видов жилых помещений специализированного жилищного фонда Еврейской автономной области" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в специальных домах принимаются граждане, определенные статьей 6 Закона (ч.2).Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в специальных домах (далее - учет) осуществляется комитетом социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области (далее -комитет) (ч.З)
Выявление граждан, нуждающихся в проживании в жилых помещениях в специальных домах, осуществляется учреждениями социального обслуживания и социальной поддержки. При выявлении граждан учреждениями социального обслуживания и социальной поддержки определяется нуждаемость в специальной социальной защите с предоставлением медицинских и социально-бытовых услуг в порядке, установленном комитетом (ч.4).
Из материалов дела следует, что истица Качан Л.В. обратилась в департамент социальной защиты населения правительства ЕАО (далее ДСЗН правительства ЕАО) с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда.
ДД.ММ.ГГГГ ДСЗН правительства ЕАО принято решение об отказе в удовлетворении заявления.
Не оспаривая данное решение, истица обратилась в суд с настоящим иском, поскольку фактически постоянно проживает на территории ЕАО и её дети не могут осуществлять уход за ней в силу отдаленности проживания.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.
В силу положений части 2 статьи 4 Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», социальное обслуживание осуществляется на следующих принципах: равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям; адресность предоставления социальных услуг; приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг; сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде; добровольность.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 27 Конституции РФ установлено, что каждый, кто законно находится на территории РФ имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В силу положений статьи 3 Закона РФ от 25.06.93 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
Таким образом, регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, конституциями и законами республик в составе РФ. Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в решениях (Постановления от 4 апреля 1996 года № 9-П и от 2 февраля 1998 года № 4-П, Определения от 13 июля 2000 года № 185-О и от 5 октября 2000 года № 199-О), сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
В судебном заседании установлено, что истица Качан Л.В. ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета по адресу: <адрес>, о чем в паспорте гражданина РФ № № сделана соответствующая отметка.
Согласно сведениям ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на объекты недвижимого имущества за истицей не зарегистрировано.
Таким образом, истец является гражданином Российской Федерации, регистрации по месту жительства на территории РФ не имеет.
В период с 21.02.2020 по 21.06.2020 истица Качан Л.В. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> <адрес>.
Согласно справке ОГБУ «Бираканский дом – интернат для пестарелых и инвалидов» Качан Л.В. являлась получателем социальных услуг данного учреждения и проживала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно по адресу: <адрес> <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между ОГБУ «Комплексный центр социального обслуживания ЕАО» и Качан Е.В. заключен договор № о предоставлении услуг временного проживания граждан, в соответствии с которым истице предоставлены услуги временного проживания по адресу: <адрес>
С учетом изложенного суд находит установленным факт постоянного проживания истицы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на территории Еврейской автономной области. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено, судом не добыто.
Согласно информации Межрайонного отдела департамента ЗАГС правительства ЕАО истица Качан Л.В. является матерью Качан С.А., <данные изъяты>, и Усуновой И.А., <данные изъяты>
Из информации, предоставленной МО МВД России «Биробиджанский», Качан С.А. находится в федеральном розыске, как без вести пропавший, розыскное дело от ДД.ММ.ГГГГ.
Усунова И.А. ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в <данные изъяты> (справка от ДД.ММ.ГГГГ
Усунова Л.А. является ученицей <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ истица Качан Л.В. является получателем страховой пенсии по старости, что подтверждается справкой ОПФР по Хабаровскому краю и ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно выписке из амбулаторной карты Качан Л.В. обслуживает себя частично, нуждается в помощи в быту, требуется социальное сопровождение и медицинское наблюдение.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что истица относится к категории граждан, имеющих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении специализированного жилищного фонда, следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Качан Лидии Васильевны к департаменту социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области об установлении факта постоянного проживания, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда удовлетворить.
Установить, что Качан Лидия Васильевна, <данные изъяты>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время постоянно проживает на территории Еврейской автономной области.
Возложить на департамент социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области (ОГРН 1027900511726) обязанность поставить Качан Лидию Васильевну, <данные изъяты>, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Ю.Ф. Шарипова
Мотивированное решение изготовлено 30.01.2023.