Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-333/2022 ~ М-349/2022 от 08.08.2022

УИД 59RS0022-01-2022-001359-73

Дело № 2-333/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кизел 3 октября 2022 года

Кизеловский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Коваль А.А.,

при секретаре судебного заседания Горн Н.Л.,

с участием истца Ионова А.С.,

представителя ответчика, администрации городского округа «Город Кизел» Новиковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-333/2022 по исковому заявлению Ионова А. С. к администрации городского округа «Город Кизел» о признании незаконным решения об отказе в включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на шахте им.Ленина ОАО «Кизелуголь»; обязании включить в список граждан, проживающих в жилье, ставшим в результате ведения горных работ непригодным для проживания и предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения,

установил:

Ионов А. С. обратился в суд с иском к администрации городского округа «Город Кизел» о признании незаконным решения об отказе в включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на шахте им.Ленина ОАО «Кизелуголь»; обязании произвести действия по восстановлению жилищных прав – восстановлении/включении в список граждан, проживающих в жилье, ставшим в результате ведения горных работ непригодным для проживания и предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что в период с 24.07.1987 года по 07.05.2003 года Ионов А.С. был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес> со своей <...>ФИО1, которая являлась нанимателем. Он был зарегистрирован, как член семьи нанимателя и вселен в данную квартиру в 1987 году в несовершеннолетнем возрасте и считает, что приобрел равные с нанимателем права и обязанности. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> находится на горном отводе бывшей шахты «им. Ленина» ОАО «Кизелуголь», решение о ликвидации которой принято в 1997 году.

Согласно заключению Уральского филиала «ВНИМИ» от 28.10.2009 года дом по адресу: <адрес> признан в 2006 году непригодным для проживания, подвержен влиянию подземных горных работ бывшей шахты «им. Ленина», здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформации и пришло в непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Считает, что на законных основаниях приобрел право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, был в нем зарегистрирован и постоянно проживал, на дату ликвидации шахты в 1997 году, то есть имел правовые основания состоять в списках семей, имеющих право на переселение из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, следовательно имел право на получение социальной выплаты.

На основании постановления администрации города от 25.12.2002 года №688 в связи с переселением из аварийного жилья ФИО1. выдан ордер от 26.12.2002 года на квартиру по адресу: <адрес>. В качестве члена семьи в ордере указан Истец.

Ранее занимаемое жилое помещение по адресу: <адрес> создавало угрозу для проживания в связи с естественной (физической) утратой несущих способностей основных конструкций, а также подвержено влиянию подземных горных работ бывшей шахты «им. Ленина», следовательно выезд ФИО1 с сыном (Истцом), являлся вынужденным.

С 2003 года Истец проживал и был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> вместе со своей <...> ФИО1

В 2004 году в связи с судимостью Ионов А.С. автоматически был снят с регистрационного учета по данному адресу и повторно зарегистрирован 12.12.2008 года.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла.

Согласно заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от 04.04.2012 года, жилой дом по адресу: <адрес> двухэтажный, деревянный, 1952 года постройки, процент износа дома по состоянию на 2000 год составил 63 %; дом находится на горном отводе бывшей шахты «им. Ленина» ОАО «Кизелуголь» и подвержен опасному влиянию подземных горных работ бывшей шахты «им. Ленина», в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформации и пришло в непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В 2006 году данный жилой дом признан непригодным для проживания в соответствии с заключением межведомственной комиссии.

В начале 2020 года ему стало известно, что дом по адресу: <адрес> был снесен.

Согласно ответу администрации городского округа «Город Кизел» от 11.05.2022 года Истцу было отказано в связи с отсутствием правовых оснований для включения его в список на предоставление социальных выплат для приобретения жилья взамен ветхого, так как с момента принятия решения о ликвидации шахты он не был зарегистрирован в ветхом жилье, с которым он не согласен. Считает, что администрация городского округа «Город Кизел» обязана произвести действия по восстановлению жилищных прав Истца и восстановить/включить последнего в списки граждан, имеющих право на предоставление социальных выплат для приобретения жилья взамен ветхого.

В судебном заседании истец Ионов А. С. на удовлетворении иска настаивает по доводам искового заявления. Считает, что право на получение соц. выплаты приобрел в связи с проживанием по адресу: <адрес>. В указанном жилом помещении не проживает примерно с 2008 года, поскольку после освобождения из мест лишения свободы в 2008 г. переехал жить в <адрес>, где есть работа. Своего жилья не имеет.

Представитель администрации города Кизела, иск не признала. Считает, что отсутствуют основания, предусмотренные в пункте 8 Постановления Правительства РФ №428 от 13.07.2005 года (в редакции от 29.12.2021 года) на уточнение списков граждан, подлежащих переселению, посредством включения в указанные списки истца. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации шахты и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению. Основанием для уточнения списка граждан является исключительный перечень. В соответствии с приказом о ликвидации шахты, шахта им. Ленина была ликвидирована 15.06.1997 года. Заключением уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от 04.04.2012 года, дом по <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, а заключением уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от 28.12.2009 года дом по <адрес> также признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Истец Ионов был зарегистрирован по <адрес> с 24.09.1987 года по 07.05.2003 года; по <адрес> с 12.12.2008 года по настоящее время. В первоначальные списки, на 1997 год, данные дома не были включены и по ним не были заключения ОАО «ВНИМИ». Считает, что самостоятельным основанием отказа в иске является решение Кизеловского городского суда от 02.06.2021 года, где за Ионовым закреплено право на предоставление жилого помещения вне очереди. 24.11.2021 года администрация представляла Ионову, в рамках исполнения решения, трехкомнатную квартиру. Он отказался. Полагает, что на сегодняшний момент, право на получение социальной выплаты, по <адрес>, у Истца утрачено, так как он должен быть зарегистрирован на момент принятия решения по ликвидации угольной шахты. Ионов А.С. реализовал свое право на получение предоставление жилого помещения вне очереди.

Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Суд, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя Министерства энергетики РФ, признав возможным рассмотрение дела в его отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы искового заявления, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему решению.

В судебном заседании установлено, что приказом по ОАО «Кизелуголь» № 157 от 13.06.1997 г. было принято решение о ликвидации филиала шахты «Имени Ленина» 16.06.1997 г.

    В период с 24.09.1987 года по 07.05.2003 года Ионов А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес> (л.д.25 оборот, 31).

    Согласно заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от 28.12.2009 года дом расположенный по адресу: <адрес> признан ветхим, ставшим в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (л.д.35).

    В связи с аварийным состоянием дома по адресу: <адрес>, ФИО1 (<...> Истца), на основании ордера серия Л от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена квартира по адресу: <адрес>. Основание выдачи ордера: постановление администрации города от 25.12.2002 года №688. В качестве члена семьи в ордере указан Истец Ионов А. С. – сын (л.д.146).

Как следует из копии формы №1П (приложение к инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина РФ) Ионов А. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место жительства <адрес> получил ДД.ММ.ГГГГ паспорт серии , в связи с достижением возраста (л.д. 47). Из данной формы следует, что Ионов А.С. осужден в 2004 году к 3 годам лишения свободы, в 2007 году лишение свободы 2 года 2 месяца.

С 12.12.2008 года по настоящее время Ионов А.С. зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 25 оборот, 31).

Из заключения Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» «О степени влияния горных работ на состояние жилого дома по <адрес> края», утвержденного 04.04.2012 года, следует, что: жилой дом по <адрес>, двухэтажный, деревянный, 1952 года постройки. Процент износа дома по стоянию на 2000 год составляет 63%. Дом находится на горном отводе бывшей шахты «им. Ленина» ОАО «Кизелуголь» и был подвержен опасному влиянию горных работ. Исходя из вышеизложенного, жилой дом по <адрес> был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты «им. Ленина», в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформаций и пришло в непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В 2006 году жилой дом признан непригодным для проживания в соответствии с заключением межведомственной комиссии от 21.11.2006 года (л.д.34).

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Вопросы предоставления социальной выплаты для приобретения жилья, основания и порядок ее предоставления, регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке ее финансирования" и постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков".

Постановлением Правительства Российской Федерации "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" от 24 декабря 2004 г. N 840 во исполнение вышеуказанного федерального закона был утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в пункте 8 которого предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков.

К таким мероприятиям, в том числе, относятся снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого, утверждены мероприятия по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 (в редакции от 28.09.2016 N 976), (Далее–Правила), межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, в соответствии с п.8 Правил…, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:

- рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;

- государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;

- снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье;

- проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации угольной промышленности;

- фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.

Предусмотренный указанным пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.

По смыслу пункта 8 Правил для включения в списки граждан, переселяемых из ветхого жилья, находящегося в зоне влияния горных работ, лица должны не только обладать жилым помещением, получившим ущерб в результате ведения горных работ, но и проживать в данном жилом помещении. В противном случае не будет достигнута компенсационная цель указанных социальных выплат, которые являются одной из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющих иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

Внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.

Пунктом 9 Правил предусмотрено, что размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

Согласно пункту 11 Правил, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.

В свою очередь, орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации, о чем указано в пункте 12 Правил.

    Согласно п.2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Минэнерго России от 01.11.2001 года №308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся не пригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты.

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации предприятия угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте, путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.

Исходя из толкования указанных норм права, усматривается, что социальные выплаты предоставляются не всем гражданам, проживающим в непригодных жилых помещениях, а лишь тем, кто отвечает всей совокупности условий, необходимых и достаточных для включения в списки.

К числу таких условий относятся, в частности, постоянное проживание совместно с собственником жилья граждан, являющихся членами его семьи, зарегистрированных на этой площади на дату принятия решения о ликвидации шахты, а также наличие у гражданина права на жилое помещение на момент принятия решения о признании жилого помещения ветхим и непригодным, отсутствие в собственности иных жилых помещений.

При этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.

Как установлено, Истец вселился в пригодное для проживание жилое помещение по адресу: <адрес> 2002 году, и зарегистрировался в нем в 2008 году. В том время как, решение о ликвидации шахты им.Ленина АО «Кизелоуголь» было принято 16.06.1997 г.

Поскольку Истец на дату принятия решения ликвидации шахты им.Ленина АО «Кизелоуголь», не проживал, и не был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, поэтому не приобрел права на получение спорной социальной выплаты.

Таким образом, у суда не имеется оснований полагать, что Истец имеет право на поддержку со стороны государства, в форме предоставления социальной выплаты для приобретения жилья переселяемым гражданам из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

Учитывая изложенное, суд отказывает в удовлетворении иска Ионову А. С. к администрации городского округа «Город Кизел» в полном объеме заявленных им материально-правовых требований.

При этом суд обращает внимание на то, что решением Кизеловского городского суда Пермского края от 02.06.2021 года на Администрацию городского округа «Город Кизел» возложена обязанность по предоставлению Ионову А. С. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, в связи с непригодностью для проживания в спорном жилом помещении.

В ОСП по г.Кизелу и г.Александровску УФССП России по Пермскому краю находится исполнительное производство №123042/21/59022-ИП по исполнению вышеуказанного решения суда.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Ионова А. С. к администрации городского округа «Город Кизел» о признании незаконным отказа в восстановлении/включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на шахте им.Ленина ОАО «Кизелуголь»; обязании восстановить/ включить в список граждан, проживающих в жилье, ставшим в результате ведения горных работ непригодным для проживания; обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения, взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на шахте им.Ленина ОАО «Кизелуголь», отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме 10 октября 2022 года.

    

Судья:

2-333/2022 ~ М-349/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ионов Александр Сергеевич
Ответчики
Администрация городского округа "город Кизел"
Другие
Министерство энергетики Российской Федерации
Суд
Кизеловский городской суд Пермского края
Судья
Коваль Алексей Александрович
Дело на странице суда
kizel--perm.sudrf.ru
08.08.2022Регистрация административного искового заявления
09.08.2022Передача материалов судье
10.08.2022Решение вопроса о принятии к производству
10.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2022Подготовка дела (собеседование)
23.08.2022[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
15.09.2022Судебное заседание
03.10.2022Судебное заседание
10.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2022Дело оформлено
11.11.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее