Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3373/2022 от 10.10.2022

Дело № 2-3373/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    09 ноября 2022 года                                                                                     г. Зеленодольск

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи    С.В. Левченко,

при секретаре Д.О. Камашевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гаптрахимова А.Г. к Министерству обороны Российской Федерации, ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

установил:

         Гаптрахимов А.Г. обратился в суд с иском ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений», Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ, Исполнительному комитету Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района РТ о признании за ним право собственности на <адрес> РТ литера А, инвентарный , общей площадью 43 кв.м., в порядке приватизации.

          В обоснование требований истец Гаптрахимов А.Г. указал, что ему по договору социального найма было предоставлено в бессрочное владение и пользование <адрес> в <адрес>, общей площадью 43,0 кв.м. Он зарегистрирован по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Ранее он в приватизации не участвовал. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он был прописан и проживал в <адрес>, а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он был прописан при Комендатуре военных сообщений железнодорожного, водного участков, станции и порта <адрес>. Он обращался в ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ с заявлением о приватизации спорного жилого помещения, однако, получил отказ. В связи с данными обстоятельствами он вынужден обратиться в суд с указанными исковыми требованиями.

         Определением Зеленодольского городского суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащих ответчиков ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений», Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района РТ, Исполнительный комитет Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района РТ на Министерство обороны РФ и ФГАУ «Росжилкомплекс» (л.д. 68).

         Истец Гаптрахимов А.Г., его представитель Рылов О.Ю., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 128-129), в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, просил их удовлетворить, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении.

       Ответчик Министерство обороны Российской Федерации в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежаще (л.д.118), в возражении указал, что в удовлетворении заявленных исковых требований истцу необходимо отказать в полном объеме, поскольку спорное жилое помещение было предоставлено Гаптрахманову А.Г. и членам его семьи, однако истцом не предоставлены доказательства наличия согласий всех имеющих право на приватизацию данного жилого помещения лиц, кроме того, согласие на приватизацию спорного жилого помещения может дать только собственник (л.д.90-97).

        Ответчик ФГАУ «Росжилкомплекс» в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежаще, своих возражений не представил (л.д.119).

         Выслушав пояснения истца, его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

         В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: (…) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; (…).

        Часть 2 ст. 218 ГК РФ предусматривает, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

         Согласно ст.1 ФЗ РФ №1541-1 от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

        В соответствии со ст.2 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

        В силу ст.4 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Согласно ст.6 Закона ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

         Статья 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусматривает, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

         Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

          На основании ст.217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

         При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

           В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

           Согласно выписке из ЕГРП на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ, квартира по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, <адрес>, поставлена на кадастровый учет, и ей присвоен кадастровый , имеет инвентарный её общая площадь составляет 43 кв.м., является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ и находится в оперативном управлении ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ» (л.д.32-33).

        ДД.ММ.ГГГГ между 4 отделом ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, действующим от имени собственника жилого помещения Российской Федерации, и Гаптрахимовым А.Г. был заключен договор социального найма жилого помещения , согласно которому ему и членам его семьи, истцу по делу, было передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, состоящее из одной комнаты по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, <адрес> (л.д.14-15), в котором Гаптрахимов А.Г. в настоящее время с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства, что подтверждается выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28).

       Согласно сообщения Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> в <адрес> муниципального района в реестре муниципальной собственности не значится (л.д. 20).

      Гаптрахимов А.Г. обратился в ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ» с заявлением о приватизации квартиры по адресу: РТ, <адрес>, однако, ДД.ММ.ГГГГ последний в своем ответе на обращение Гаптрахимова А.Г. в отношении приватизации вышеуказанной квартиры указал, что спорное жилое помещение не относится к специализированному жилому фонду Министерства Обороны РФ, и ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых являются отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением без согласия собственника Министерства обороны РФ, а в последнем отсутствует процедура передачи жилья в собственность (л.д.13).

Как следует из пояснений истца Гаптрахимова А.Г. спорная квартира была предоставлена ему после окончания военной службы, изначально он вселился один, на том момент он был в разводе со своей супругой, а его дочь достигла совершеннолетия и осталась проживать с матерью, он зарегистрирован в данной квартире и проживает в ней на условиях социального найма. Спорная квартира не является служебной, находится в государственной собственности, препятствия для ее приватизации отсутствуют.

Данные пояснения также подтвердила допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Исламова Э.А., являющаяся дочерью Гаптрахимова А.Г., которая пояснила, что ее отец служил в военной комендатуре <адрес>, он стоял в очереди на улучшение жилищных условий в течение всей своей службы. На момент развода родителей она была совершеннолетней и осталась проживать с матерью. Отцу после выхода на пенсию была предоставлена спорная квартира, в которую он вселился один. У нее нет притязаний на эту квартиру, она не возражает относительно ее приватизации отцом.

В подтверждении данных обстоятельств истцом Гаптрахимовым А.Г. были предоставлены следующие доказательства:

Свидетельство о расторжении брака, согласно которого, ДД.ММ.ГГГГ между Гаптрахимовым А.П. и Гаптрахимовой Г.Г. на основании решения мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ брак был прекращен (л.д.123).

Технический паспорт жилого помещения, согласно которого квартира, расположенная по адресу: РТ, <адрес>, имеет инвентарный , площадь всех частей помещений (с учетом балконов, лоджий, веранд и террас)-44,5 кв.м., общая площадь п-43 кв.м., в числе жилая площадь -19,4 кв.м. (л.д.21-25).

Выписку из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой по адресу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован Гаптрахимов А.Г. (л.д. 26).

Справку Министерства Обороны России Горьковское Управление Военных сообщений от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Гаптрахимов А.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был прописан при Комендатуре военных сообщений железнодорожного, водного участков, станции и порта <адрес> по адресу: <адрес>, в приватизации служебного жилья не участвовал (л.д. 27).

Справку МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Гаптрахимов А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном жилом фонде <адрес> приватизированной жилой площади не имеет и право на приватизацию в муниципальном жилом фонде <адрес> не использовал (л.д. 29).

Справку МБУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства Зеленодольского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой по данным отдела приватизации жилых помещений информация об участии в приватизации жилого помещения в Зеленодольске и <адрес> РТ Гаптрахимова А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: РТ, <адрес>, отсутствует (л.д.30).

Уведомление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в ЕГРН сведений об объектах недвижимого имущества на праве собственности у Гаптрахимова А.Г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 73).

Из возражений ответчика Министерства обороны Российской Федерации следует, что согласно абзацу 12 п. 1 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанными нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанными федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом либо уполномоченными ими органом или учреждением по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда не относящимся к специализированному жилищному фонду. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» установлен запрет на приватизацию жилых помещений в общежитии, а также служебных жилых помещений. Кроме того, спорное жилое помещение было предоставлено Гаптрахманову А.Г. и членам его семьи, однако истцом не предоставлены доказательства наличия согласий всех имеющих право на приватизацию данного жилого помещения лиц, а также спорное жилое помещение находится в федеральной собственности и право распоряжаться им предоставлено собственнику Российской Федерации в лице Министерства Обороны РФ. Таким образом, согласие на приватизацию спорного жилого помещения может дать только собственник, а в данном случае Министерство Обороны РФ, являясь собственником спорного жилого помещения, не изъявило желание на передачу объекта недвижимости истцу.

         В силу ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

        В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

        Согласно разъяснениям, изложенным в пп.5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона о приватизации жилищного фонда наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

       Исходя из смысла преамбулы ст. ст. 1,2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждан не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законам условиях, если они обратились с таким требованием.

         В силу ч. 2 ст. 92 ЖК РФ, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

       Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301, подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

       В соответствии с п. 2 Положения о Министерстве Обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

         Исходя из положений ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и Постановления Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 об учете и реестре федерального имущества при принятии решения об отнесении жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда должно быть приложено соответствующее свидетельство о государственной регистрации прав. После принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости.

В соответствии со ст.3 Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст.15 Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Суд, учитывая положения вышеприведенных норм права и оценив, представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, поскольку суду не были представлены доказательства отнесения спорного жилого помещения к служебным жилым помещениям в установленном законом порядке, а также в материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что спорное жилое помещение было отнесено в установленном законом порядке к специализированному жилищному фонду, суд приходит к выводу, что жилое помещение, занимаемой истцом, не является служебным, и, следовательно, может быть приватизировано, доказательств, свидетельствующих о нарушении истцом порядка вселения в жилое помещение, суду не представлено, судом также установлено, что спорное жилое помещение предоставлено истцу на условиях социального найма, и оно является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ, то есть относится к государственному жилищному фонду и не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации согласно ст.4 Закона РФ №1541-1 от 04.07.1991г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», иным жилым помещением в порядке, предусмотренном ФЗ «О статусе военнослужащих» истец не обеспечен, ранее в приватизации жилого помещения не участвовал, поэтому суд считает, что требования истца законны и обоснованы, в противном случае при отказе в иске, будут нарушены его права, гарантированные Законом РФ от 04.07.1991г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», что является недопустимым.

          На основании изложенного и руководствуясь ст.218 ГК РФ, Закона РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ ", Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст.55-57, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

        Исковые требования Гаптрахимова А.Г. удовлетворить.

        Признать право собственности за Гаптрахимовым А.Г. (паспорт выдан Отделом УФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) на жилое помещение с кадастровым номером , площадью 43,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.

        Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение месяца через Зеленодольский городской суд РТ.

         С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:

2-3373/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гаптрахимов Альфред Гаптулфартович
Ответчики
Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района РТ
Министерство обороны Российской Федерации
Исполнительный комитет Осиновского сельского поселения
ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление Министерства обороны Российской Федерации»
ФГАУ Росжилкомплекс
Суд
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан
Судья
Левченко Светлана Валерьевна
Дело на сайте суда
zelenodolsky--tat.sudrf.ru
10.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
10.10.2022Передача материалов судье
10.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2022Судебное заседание
16.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2022Дело оформлено
28.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее