Дело №2-2910/2024
УИД 73RS0001-01-2024-003621-96
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2024 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе
судьи А.А. Жилкиной
при секретаре Е.А. Антоновой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Егикяна ФИО7 к Управлению дорожного хозяйства администрации г. Ульяновска, Администрации г. Ульяновска о взыскании материального ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Егикян В.Ж. обратился в суд с иском к Управлению дорожного хозяйства администрации <адрес>, Администрации <адрес> о взыскании материального ущерба в сумме 364 506,52 руб., расходов по производству независимой оценки в сумме 9 000 руб., расходов по оплате, госпошлины сумме 6 940 руб., расходы на оформления нотариальной доверенности в сумме 2 500 руб., расходов на оплату услуг представителя 25 000 руб., расходы по направлению телеграмм в сумме 360,68 руб., в обоснование указав следующее.
ДД.ММ.ГГГГ произошло ДТП, в результате которого и вследствие наезда на яму автомобиль истца Ауди Q7 регистрационный знак № получил повреждения.
Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Эксперт-Сервис» стоимость восстановительного ремонта автомобиля составила 364 506,52 руб., за подготовку которого было оплачено 9 000 руб.
Истец полагает, что ДТП произошло вследствие недобросовестного содержания автомобильной дороги, в связи с чем ущерб надлежит возместить ответчику.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебное заседание истец не явился, извещался, его представитель направил суду уменьшенные исковые требования по результатам проведенной по делу судебной экспертизы в части суммы ущерба в размере 262 100 руб.
Представитель ответчика Администрации <адрес>, Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации <адрес> в судебное заседание просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Дополнительно указал, что согласно акту осмотра места ДТП установлено, что повреждения получены на в автомобильной дороге в 50 м. от съезда с <адрес>.
Представитель третьего лица САО «Ресо-Гарантия» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п. 2 ст. 1064 ГК РФ).
Поскольку имущественный ущерб истцу причинён в результате падения ветки дерева, при отсутствии проявлений природных явлений, которые бы могли расцениваться как стихийное бедствие, обоснованным является вывод о том, что вред причинён в результате ненадлежащего содержания зелёных насаждений на территории города Ульяновска.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Согласно разделу I Устава муниципального образования "город Ульяновск", принятого решением Ульяновской Городской Думы 23.09.2014 N 119, городской округ - это правовой статус муниципального образования "город Ульяновск". Термин муниципальное образование "город Ульяновск" - это то же, что и "городской округ", "город Ульяновск", "город". Органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно население и (или) образуемые представительным органом муниципального образования (Ульяновской Городской Думой) органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Организационная структура органа местного самоуправления, структура органа местного самоуправления - это внутреннее подразделение органа местного самоуправления на отраслевые (функциональные) органы и подразделения, необходимые для эффективного управления и решения задач местного значения и выполнения переданных государственных полномочий, а именно: комитеты и (или) управления.
В соответствии со ст. 1 данного Устава, Муниципальное образование "город Ульяновск" является городским округом, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Ульяновской области.
Администрация города Ульяновска (сокращенное наименование - администрация города) - это местная администрация, являющаяся исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "Город Ульяновск", наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Ульяновской области (раздел I Устава).
В силу пункта 5 статьи 3 Устава к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23 Устава структуру органов местного самоуправления составляют: Ульяновская Городская Дума, Глава города Ульяновска, администрация города Ульяновска, Контрольно-счетная палата, обладающие в соответствии с настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 36 Устава администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "город Ульяновск", является юридическим лицом. В ее структуру входят отраслевые (функциональные) органы и подразделения.
Согласно ст. 39 Устава, администрация города Ульяновска является органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального контроля. Она организует и осуществляет муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Ульяновской области.
Глава города в пределах своих полномочий как должностного лица местного самоуправления, возглавляющего администрацию города, издает постановления администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами Ульяновской области, а также распоряжения администрации города по вопросам организации работы администрации города (ст. 42 Устава).
Руководители отраслевых (функциональных) органов администрации города в пределах своих полномочий издают распоряжения по вопросам, отнесенным к их компетенции муниципальными правовыми актами, а также приказы по вопросам организации работы отраслевых (функциональных) органов администрации города (ст. 43 Устава).
Согласно Положению об Управлении дорожного хозяйства и транспорта Администрации города Ульяновска - приложению N 16 к решению Ульяновской Городской Думы N 90 от 24.05.2006, данное Управление является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области в области: дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения; создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования "город Ульяновск" (п. 1.1.). Данное Управление в области дорожной деятельности обеспечивает осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах муниципального образования "город Ульяновск" в целях обеспечения безопасности дорожного движения; обеспечение участия в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального образования "город Ульяновск" (п. 4.2.13.); осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального образования "город Ульяновск" (п. 4.2.19.). Управление от имени муниципального образования "город Ульяновск" по специальному поручению администрации города Ульяновска заключает в установленном законодательством порядке договоры на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения, ливневой канализации, проверяет ход и качество указанных работ (п. 4.6.1.).
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
В соответствии со ст. 3 данного Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007, автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1); элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6); пользователи автомобильными дорогами - физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения (п. 8).
В силу ч. 9 ст. 6 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007, к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007).
Частью 1 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п. 6); информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения (п. 10); осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления (п. 12).
В силу ст. 1 Федерального закона N 196-ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения", его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
На основании ст. 3 Федерального закона N 196-ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения", основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона N 196-ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьей 12 Федерального закона N 196-ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения" определено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (ч. 1). Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч. 2).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 2 Федерального закона N 196-ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог и безопасных условий движения транспортных средств по автомобильным дорогам, предупреждения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Нормативными документами, устанавливающими требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, являются ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".
Все требования стандартов являются обязательными к соблюдению согласно Федеральному закону N 184-ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании" и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. Не допускаются отдельные выступы или углубления в зоне деформационных швов высотой или глубиной более 3 см, их устранение на всех категориях дорог и группах улиц осуществляют в течение 7 суток с момента обнаружения.
ДД.ММ.ГГГГ произошло ДТП, в результате которого и вследствие наезда на яму автомобиль истца Ауди Q7 регистрационный знак № получил повреждения. Повреждения получена на участке дороги в районе <адрес>.
При обращении в суд с указанными требованиями истцом в качестве подтверждения причинения материального ущерба представлено экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Эксперт-Сервис», определившее стоимость восстановительного ремонта автомобиля в размере 364 506,52 руб., за подготовку которого было оплачено 9 000 руб.
В связи с несогласием представителя ответчика с выводами данной оценки и заявленным ходатайством, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта ООО «Экспертно-техническое бюро» № от ДД.ММ.ГГГГ в представленной дорожно-транспортной обстановке у водителя Ауди Q7 регистрационный знак № движении перед происшествием, с технической точки зрения отсутствовала возможность предотвратить наезд на выбоину в проезжей части.
При заявленных обстоятельствах могли образоваться повреждения бампера переднего, диска переднего правого колеса, диска заднего правого колеса.
Стоимость восстановительного ремонта определена в размере 262 100 руб.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Заключение экспертов, как одно из доказательств по делу, для суда не обязательно и оценивается по общим правилам оценки доказательств, т.е. объективно, всесторонне, с учетом всех доказательств по делу в их совокупности.
Не доверять заключению судебной экспертизы и подвергать сомнению объективность проведенного исследования не имеется. Проводивший экспертное исследование в рамках настоящего гражданского дела эксперт имеет соответствующие образование и квалификацию, стаж экспертной работы, состоит в государственном реестре экспертов-техников, был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ. Экспертное заключение соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Проанализировав заключение ООО «Экспертно-техническое бюро» с точки зрения допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что указанное доказательство может быть положено в основу решения.
Учитывая изложенные обстоятельства надлежащим ответчиком в рамках сложившихся спорных правоотношений следует признать муниципальное образование «город Ульяновск», взыскав с него за счет средств казны муниципального образования стоимость восстановительного ремонта в сумме 262 100 руб.
В силу ст. ст. 98, 100 ГПК РФ суд взыскивает с надлежащего ответчика в пользу истца в возмещение расходов на оценку ущерба 9 000 руб., на оплату госпошлины 5 821 руб., на оплату услуг представителя 8 000 руб. (снижая размер расходов с учетом количества подготовленных процессуальных документов (исковое заявление, уточнение иска) и объема оказанных услуг (представитель не участвовал ни в одном судебном заседании), на оплату составления нотариальной доверенности 2 500 руб., на направление телеграмм 360,68 руб.
Расходы по производству судебной экспертизы на сумму 35 750 руб. следует отнести на ответчика.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Егикяна ФИО8 к Управлению дорожного хозяйства администрации г. Ульяновска, Администрации г. Ульяновска о взыскании материального ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, судебных расходов удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Ульяновска за счет средств казны муниципального образования "город Ульяновск" в пользу Егикяна ФИО9 материальный ущерб в сумме 262 100 руб., в возмещение расходов на оценку ущерба 9 000 руб., на оплату госпошлины 5 821 руб., на оплату услуг представителя 8 000 руб., на оплату составления нотариальной доверенности 2 500 руб., на направление телеграмм 360,68 руб.
В удовлетворении исковых требований к администрации города Ульяновска - отказать.
Взыскать с муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Ульяновска за счет средств казны муниципального образования "город Ульяновск" в пользу ООО «Экспертно-техническое бюро» расходы по производству судебной экспертизы в сумме 35 750 руб.
Вернуть Егикяну Вагану Жоржиковичу излишне уплаченную по чеку от ДД.ММ.ГГГГ г. госпошлину в сумме 1 119 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Жилкина
Мотивированное решение изготовлено 19.07.2024 г..