Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2024 года <адрес>
Федеральный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Магомедова И.М., при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора <адрес> к ФИО1, третьи лица: Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Дагестан, Администрация ГОсВД «<адрес>» и МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>», о приостановлении строительства до устранения нарушений законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1 о приостановлении строительства до устранения нарушений законодательства.
В обоснование иска указано, что Прокуратурой города по обращению депутата Народного Собрания РД ФИО3 организована проверка соблюдения градостроительного законодательства при возведении объекта капитального строительства по адресу: <адрес> линия (Военный городок 60ОХ-525).
ДД.ММ.ГГГГ за № Управлением архитектуры и градостроительства <адрес> ФИО1 выдан градостроительный план земельного участка площадью 520 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> линия (Военный городок 60X525).
Управлением по вопросам координации капитального строительства администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за № ФИО1 выдано разрешение на строительство 3-этажного индивидуального жилого дома по отмеченному выше адресу.
В настоящее время на данном земельном участке построен железобетонный каркас на уровне 1 этажа.
Установлено, что Министерством строительства и ЖКХ РД администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ дано предписание об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности, допущенных при выдаче вышеуказанной разрешительной документации.
Предъявление настоящего искового заявления в защиту интересов муниципального образования городской округ «<адрес>» обусловлено тем. что строительство объектов капитального строительства с нарушением градостроительного законодательства, строительных норм и правил портит архитектурный облик <адрес>, причиняет также вред охраняемым законам интересам государства, которые заключаются в подрыве авторитета органов государственной власти и местного самоуправления, призванных регулировать отношения в сфере градостроительной деятельности, создавать здоровую и безопасную среду обитания населения, обеспечивать равную защиту прав и охраняемых законом интересов субъектов градостроительной деятельности в вопросах градостроительства, формировать базу правового регулирования градостроительства в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и общества, эффективно формировать систему расселения и размещения производственных сил, рациональной планировки, застройки и благоустройства городов.
Кроме того, строящееся здание в последующем будет являться местом проживания людей, должно отвечать требованиям градостроительного законодательства, строительным нормам и правилам, в том числе должны учитываться санитарные разрывы вдоль трассы высоковольтных линий электропередач, противопожарные требования и др.
Из изложенного следует, что заявление прокурором подается в суд в целях предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Истец просит суд обязать ФИО1 приостановить строительство объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000038:3102, расположенном по адресу: <адрес> линия (Военный городок 60 ОХ-525), до устранения нарушений закона и получения в соответствие с законодательством разрешительных документов (градостроительного плана земельного участка, разрешения на строительство и др.).
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, письменных пояснений не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
На основании ч.5 ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 51 ГрК РФ, Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями. установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщик)" право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Как усматривается из материалов дела, Прокуратурой города по обращению депутата Народного Собрания РД ФИО3 организована проверка соблюдения градостроительного законодательства при возведении объекта капитального строительства по адресу: <адрес> линия (Военный городок 60 ОХ-525).
ДД.ММ.ГГГГ за № Управлением архитектуры и градостроительства <адрес> ФИО1 выдан градостроительный план земельного участка площадью 520 кв.м.. расположенного по адресу: <адрес> линия (Военный городок 60X525).
Управлением по вопросам координации капитального строительства администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за № ФИО1 выдано разрешение на строительство 3-этажного индивидуального жилого дома по отмеченному выше адресу.
Министерством строительства и ЖКХ РД в адрес администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было направлено предписание об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности, допущенных при выдаче вышеуказанной разрешительной документации.
Градостроительный план земельного участка за № от ДД.ММ.ГГГГ, и разрешение на строительство за № от 0.10.2015 года, отменены.
Срок для устранения предписания был установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, следует учитывать, что с ДД.ММ.ГГГГ в связи с вступлением в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" утратили силу части 9 - 9.2 статьи 51 Градостроительного кодекса, предусматривающие обязанность по получению разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
с ДД.ММ.ГГГГ в связи с вступлением в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" утратили силу части 9 - 9.2 статьи 51 Градостроительного кодекса, предусматривающие обязанность по получению разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
В силу пункта 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").
Частью 15 статьи 55 указанного кодекса предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 данного кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Материалами дела подтверждается, что ответчик ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 05:40:000038:3087, на котором велось строительство согласно разрешенному виду использования: «под строительство 3-этажного индивидуального жилого дома».
Соответственно, в данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
Из содержания названных норм следует, что с ДД.ММ.ГГГГ строительство или реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства не требуют получения разрешения на строительство. Для осуществления строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции (пункт 1.1 части 17 статьи 51, статья 51.1 Градостроительного кодекса; статья 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 340-ФЗ).
Таким образом, на момент вынесения Администрацией ГОсВД «<адрес>» предписания об устранении нарушений и Минстроем РД приказа об отмене разрешения на строительство и градостроительного плана (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно) уже действовало новое положение закона, исключающее обязанность по получению разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
Суд также считает, что обязанность ответчика уведомить уполномоченный орган о планируемом строительстве, им исполнена при обращении ФИО1 в Администрацию за выдачей разрешения о строительстве.
В результате чего Администрации ГОсВД «<адрес>» было заранее известно о планируемом ответчиком строительстве.
Иных доказательств о допущенных нарушениях ответчиком при осуществлении строительства материалы дела не содержат, таких сведений не приводится и в самом исковом заявлении.
Ссылки, на допущенные нарушения п. ДД.ММ.ГГГГ, п. 3.ДД.ММ.ГГГГ Нормативов градостроительного проектирования РД и п. 7.1 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89 «Градостроительство», содержащиеся в предписании Администрации ГОсВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ничем не подтверждены, и не имеют под собой исследовательского обоснования.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено суду доказательств того, что ответчик ведет строительство с нарушением градостроительного законодательства, строительных норм и правил, портит архитектурный облик <адрес>, причиняет вред охраняемым законом интересам третьих лиц либо создает угрозу их жизни и безопасности.
В этой связи, судом не усматривается правовых оснований для приостановления строительства, осуществляемого ответчиком.
При таких обстоятельствах, суд находит требования Прокурора <адрес> подлежащими оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ.
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Прокурора <адрес> к ФИО1, третьи лица: Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Дагестан, Администрация ГОсВД «<адрес>» и МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>», об обязании приостановить строительство объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000038:3102. расположенном по адресу: <адрес> линия (Военный городок 60 ОХ-525), до устранения нарушений закона и получения в соответствие с законодательством разрешительных документов (градостроительного плана земельного участка, разрешения на строительство и др.), отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения в окончательной формулировке, через Советский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Магомедов И.М.