Дело № 11-39/ 2021г.
УИД № 43MS0009-01-2021-000343-97
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 июня 2021 года г.Вятские Поляны Вятскополянский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Колесниковой Л.И.,
при секретаре Рупасовой О.А.,
с участием прокурора Сенаторова Ф.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 9 Вятскополянского судебного района Кировской области от 10 марта 2021г. по иску Вятскополянского межрайонного прокурора в интересах Кузнецовой Н.Ю. к Субъекту Российской Федерации «<адрес>» в лице финансового органа - Министерства финансов <адрес> о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Вятскополянский межрайонный прокурор в интересах Кузнецовой Н.Ю. обратился в суд с иском к Субъекту Российской Федерации «<адрес>» в лице Министерства финансов <адрес>, КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг. В обосновании требований указал, что Кузнецова Н.Ю. с 20.01.1994г. и по настоящее время работает в КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» (ранее должность акушерки родильного отделения Омгинского медпункта, далее ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «Вятскополянская центральная районная больница» переименовано в КОГУЗ «Вятскополянская центральная районная больница». ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова Н.Ю. переведена в Краснополянскую больницу на должность заведующей Омгинского фельдшерско-акушерского пункта. ДД.ММ.ГГГГ Красно-Полянская больница переименована в муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Краснополянская больница», ДД.ММ.ГГГГ муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Краснополянская больница» переименовано в МУЗ «Краснополянская участковая больница», ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «Краснополянская участковая больница» переименовано в МУЗ «Краснополянская городская больница». ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «Краснополянская городская больница» переименовано в КОГБУЗ «Краснополянская городская больница». ДД.ММ.ГГГГ КОГБУЗ «Краснополянская городская больница» реорганизовано путем слияния в КОГБУЗ «Вятскополянская центральная районная больница»). Кузнецова Н.Ю. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. До 01.01.2005г. она пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с освещением и отоплением, а с 2005 года ей выплачивалась частичная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг. Несмотря на то, что Кузнецова Н.Ю. имеет право на льготы по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением как медицинский работник, проживающий и работающий в сельской местности, указанная льгота в полном объеме ей не предоставлена. В связи с чем истец просил взыскать с субъекта Российской Федерации «<адрес>» в лице финансового органа – Министерства финансов <адрес>, КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» в пользу Кузнецовой Н.Ю. уплаченные ею денежные средства за отопление и потребленную энергию за период с 01.01.2020г. по 31.12.2020г. в размере 10866 руб. 43коп.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор Сенаторов Ф.С. уточнил исковые требования, просил исключить из числа ответчиков КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ», просил исключить из числа ответчиков КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ», поскольку в соответствии с ч. 5 ст. 3 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. Так как, учреждение КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ» находится в ведении субъекта РФ-<адрес>, у которой отсутствует правовой акт, устанавливающий меры социальной поддержки работников организаций здравоохранения, находящихся в его ведении, в объеме не ниже предоставлявшихся им до изменения законодательства, понесенные истцом убытки подлежат взысканию с субъекта Российской Федерации «<адрес>» в лице финансового органа - Министерства финансов <адрес>. В остальном привел доводы, изложенные в заявлении.
Решением мирового судьи судебного участка № Вятскополянского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Вятскополянского межрайонного прокурора, действующего в интересах Кузнецовой Н.Ю. удовлетворены, взысканы с Субъекта Российской Федерации «<адрес>» в лице финансового органа - Министерства финансов <адрес> за счет средств казны субъекта в пользу Кузнецовой Н.Ю. затраты, понесенные медицинским работником на оплату коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10866 рублей 43 коп.
Министерство финансов <адрес> не согласно с решением суда первой инстанции. В апелляционной жалобе представитель министерства Попова С.Г. просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований по иску Вятскополянского межрайонного прокурора в интересах Кузнецовой Н.Ю. к министерству финансов в полном объеме. Указывает, что в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа <адрес>» установлены меры социальной поддержки отдельным категориям специалистов в виде частичной компенсации расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение за счет средств областного бюджета. Согласно ст.4 Закона №-ЗО от 03.11.2004г. размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете. <адрес> от 28.10.2004г. №-ЗО прямо установлено предоставление медицинским работникам льгот в форме частичной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. То есть на Субъект РФ «<адрес>» ни федеральным, ни областным законодательством не возложена обязанность ежемесячной 100% компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для данной категории лиц. Указанная компенсация истцу ежемесячно выплачивалась, в связи с чем обязательство субъекта РФ - <адрес> перед Кузнецовой Н.Ю. выполнены в полном объеме. Установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения не является обязательством субъекта РФ - <адрес>, это дополнительная мера социальной поддержки, введенная в действие с 01.01.2005г. Получение работником дополнительной социальной поддержки в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с 01.01.2005г. не означает, что он имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, который был установлен федеральными законами до 01.01.2005г.
<адрес> №-ЗО установлена
система мер социальной поддержки указанных лиц, которая не носит
компенсационного характера в отношении ранее представляемых льгот, в нем отсутствует какое-либо указание на компенсацию ранее действующих льгот. Указывает, что право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005г. сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до 01.01.2005г., то есть одновременно работали и проживали в сельской местности и пользовались льготами.
Также указала, что на субъект Российской Федерации государством возложена обязанность по решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, а не финансирование этих услуг. Следовательно данные льготы должны предоставляться работникам, работающим и проживающим в сельской местности, которые пользовались данными льготами до ДД.ММ.ГГГГ за счет средств Федерального бюджета. Дело просила рассмотреть в отсутствие представителя министерства.
В возражениях на апелляционную жалобу Вятскополянский
межрайонный прокурор ссылается на законность принятого решения и
отсутствие правовых оснований для удовлетворения жалобы.
В судебном заседании помощник Вятскополянского межрайонного прокурора Сенаторов Ф.С. поддержал доводы возражений на апелляционную жалобу.
Истец Кузнецова Н.Ю. в судебное заседание не явилась. В заявлении просила рассмотреть дело без ее участия, решение мирового судьи оставить без изменения.
Представитель КОГБУЗ «Вятскополянская центральная районная больница» в судебное заседание не явился. От главного врача Селивановой Е.А. поступило заявление, в котором она просила рассмотреть дело без участия представителя ЦРБ. Указала, что поддерживает правовую позицию по данному делу, изложенную. В рамках рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Представитель Управления Федерального Казначейства по Кировской области в судебное заседание не явился. От представителя по доверенности Иванова П.С. поступило возражение на апелляционную жалобу, в котором просил дело рассмотреть без участия представителя Управления. В возражениях относительно заявленных требований просил решение мирового судьи оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов РФ – без удовлетворения.
Представитель КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Вятскополянском районе» в судебное заседание не явился. От заместителя начальника учреждения Рухлядевой Т.С. поступило заявление, в котором она просила рассмотреть дело без участия представителя.
Выслушав прокурора, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, суд не находит оснований для отмены решения мирового судьи.
Статья 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан к государственной системе здравоохранения относила медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пункт 50 статьи 35 Федерального закона «О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ признал ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратившей силу и дополнил эту статью частями четвертой, пятой и шестой, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
<адрес> «О мере социальной поддержки
отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗО установлено, что
фармацевтическим и медицинским работникам учреждений; здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение.
В соответствии с положениями указанного закона размер частичной ежемесячной компенсации с 01.07.2014г. составляет 628руб.
(постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 240/854).
В соответствии с преамбулой ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ при
переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно ч.1 ст.153 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ в рамках
длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до ДД.ММ.ГГГГ право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться, как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 153 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; при изменении после ДД.ММ.ГГГГ порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что действующим с ДД.ММ.ГГГГ законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими работающими в сельской местности и поселках городского типа в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъекта федерации, того объема обеспечения, который был установлен ранее возложена на органы государственной власти субъекта федерации.
Из материалов дела следует, что Кузнецова Н.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность акушерки родильного отделения Омгинского медпункта, далее ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «Вятскополянская центральная районная больница» переименовано в КОГУЗ «Вятскополянская центральная районная больница». ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова Н.Ю. переведена в Краснополянскую больницу на должность заведующей Омгинского фельдшерско-акушерского пункта. ДД.ММ.ГГГГ Красно-Полянская больница переименована в муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Краснополянская больница», ДД.ММ.ГГГГ муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Краснополянская больница» переименовано в МУЗ «Краснополянская участковая больница», ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «Краснополянская участковая больница» переименовано в МУЗ «Краснополянская городская больница». ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «Краснополянская городская больница» переименовано в КОГБУЗ «Краснополянская городская больница». ДД.ММ.ГГГГ КОГБУЗ «Краснополянская городская больница» реорганизовано путем слияния в КОГБУЗ «Вятскополянская центральная районная больница», где Кузнецова Н.Ю. работает по настоящее время.
Кузнецова Н.Ю. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается копией паспорта.
В соответствии с ч. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 387-ЗО "Об административно-территориальном устройстве <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 203-ЗО "О Реестре административно-территориальных единиц и населенных пунктов <адрес>" населенный пункт д<адрес> относится к Вятскополянскому району и относится к селу (административный центр сельского округа). Установлено, что Кузнецова Н.Ю. проживает в д. <адрес>, осуществляла трудовую деятельность с 1994 г. в должности медицинского работника, что не оспаривается ответчиком.
Из выписки из лицевого счета ОАО «Энергосбыт Плюс» следует, что сумма оплаченных услуг за электроэнергию Кузнецовой Н.Ю. с января 2020 по декабрь 2020 г. составила 5671,82 руб., сумма произведенных платежей за отопление, согласно справке ООО «Газпром межрегионгаз Киров» составила 12730,61 руб.
Из материалов дела следует, что Кузнецова Н.Ю. получила частичную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период в 2020 г. в размере 7536 руб. Иных компенсационных выплат не имеется.
Разрешая спор, мировой судья, установив, что истец Кузнецова Н.Ю. до ДД.ММ.ГГГГ, как медицинский работник, пользовалась льготой по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещением, при отсутствии правового акта органа государственной власти субъекта РФ - <адрес>, устанавливающего меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в ведении субъекта федерации, в объеме не ниже таких мер, предоставлявшихся им до изменения законодательства, пришел к обоснованному выводу о возложении на Субъект Российской Федерации «<адрес>» в лице Министерства финансов <адрес> обязанности компенсировать расходы истца по оплате отопления и электроснабжения жилого помещения в сумме 10866 руб. 43 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Расчет подлежащих возмещению Кузнецовой Н.Ю. расходов проверен судом и обоснованно признан правильным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы тот факт, что Кузнецова Н.Ю. имела право и пользовалась указанными коммунальными льготами до ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств. Доказательствам судом дана правильная оценка.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального права и переоценку доказательств, не свидетельствуют о незаконности постановленного судом решения и его отмену не влекут.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № Вятскополянского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. по иску Вятскополянского межрайонного прокурора в интересах Кузнецовой Н.Ю. к Субъекту Российской Федерации «<адрес>» в лице финансового органа - Министерства финансов <адрес> о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг - оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства финансов <адрес> - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья - Л.И.Колесникова.