Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1662/2021 ~ М-1522/2021 от 10.09.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 сентября 2021 года Самарский областной суд в составе:

    председательствующего судьи Панковой М.А.,

при секретаре Носовой О.В.,

с участием прокурора Пижамовой О.И.,

кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Красноглинскому одномандатному избирательному округу № 160 Еремеева Г.Н.,

представителя избирательной комиссии одномандатного избирательного округа Самарской области – Красноглинскому одномандатному избирательному округу № 160 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Поцелуевой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1662/2021 по административному иску кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Красноглинскому одномандатному избирательному округу № 160 Еремеева Григория Николаевича к Избирательной комиссии Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа Самарская область – Красноглинскому одномандатному избирательному округу № 160 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва о признании незаконным и отмене постановления от 09 сентября 2021 года № 17/29-6 «О предвыборном печатном агитационном материале кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Красноглинскому одномандатному избирательному округу № 160 Еремеева Григория Николаевича, выдвинутого Политической партией «Политическая партия РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ» по одномандатному избирательному округу Самарская область – Красноглинский одномандатный избирательный округ № 160»,

У С Т А Н О В И Л:

    Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года № 367 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» на 9 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года № 4/28-8 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии» полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа Самарская область – Красноглинский одномандатный избирательный округ № 160 возложены на Избирательную комиссию Самарской области.

Постановлением Избирательной комиссии Самарской области от 27 июля 29021 года № 7/14-6 зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Еремеев Г.Н.

9 сентября 2021 года Избирательная комиссия Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа Самарская область – Красноглинский одномандатный избирательный округ № 160 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва приняла постановление № 17/29-6 «О предвыборном печатном агитационном материале кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Красноглинскому одномандатному избирательному округу № 160 Еремеева Григория Николаевича, выдвинутого Политической партией «Политическая партия РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ» по одномандатному избирательному округу Самарская область – Красноглинский одномандатный избирательный округ № 160», согласно которому признан незаконным печатный агитационный материал кандидата Еремеева Г.Н. – листовка формата А4 с выходными данными: «Избирательный счет кандидата № в ПАО «Сбербанк», отпечатано АО Типография «Сокол-Т», ИНН 6316052937, г.Самара, ул.Революционная, 133а. Заказ № 359 от 01.09.2021 г. Тираж: 3000 экз.», запрещено кандидату Еремееву Г.Н. распространять вышеуказанный печатный агитационный материал, направить представление в ГУ МВД РФ по Самарской области о пресечении противоправной агитационной деятельности, разместить постановление на официальном сайте Избирательной комиссии Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В обоснование требований административный истец указал, что представленная в Избирательную комиссию Самарской области листовка является информационным печатным материалом, следовательно, Избирательной комиссией неверно дана квалификация листовки как агитационного материала, незаконно принято постановление, запрещающее ее распространение.

В судебном заседании административный истец кандидат в депутаты Еремеев Г.Н. поддержал административные исковые требования по вышеуказанным основаниям, дополнив, что листовка допечатана в типографии, разрешение получено у лидеров партии РПСС на размещение их фото на листовке в письменном виде.

Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Самарской области по доверенности Поцелуева Л.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что 7 сентября 2021 года в Избирательную комиссию поступило уведомление от кандидата Еремеева Г.Н об изготовлении предвыборного печатного агитационного материала – листовка формата А4, офсетная бумага, 2+0, тираж 3000 экземпляров. Была проведена проверка соблюдения условий выпуска и распространения предвыборного печатного агитационного материала, по результатам которой установлено, что в прилагаемом к уведомлению экземпляре предвыборного печатного агитационного материала содержащиеся сведения о юридическом адресе организации, изготовившей агитационный материал, не в полном мере соответствует выходным данным, содержащимся в предвыборном печатном агитационном материале. Также отсутствует указание на лицо, заказавшее данный агитационный материал, дата изготовления материала, указание об оплате его изготовления из средств соответствующего избирательного фонда. Кроме того, в печатном агитационном материале кандидата Еремеева Г.Н. содержатся фотографические изображения Максима Шевченко, Дмитрия Потапенко и Руслана Курбанова, что является нарушением ч.9 ст.62 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, приходит к следующему.

Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», других федеральных законов.

В соответствии со ст.57 ФЗ от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ, информационное обеспечение выборов депутатов Государственной Думы включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов.

Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий, юридические и физические лица в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ч.1 ст.58 ФЗ № 20-ФЗ).

Информирование избирателей также регулирует ст.45 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

На основании ст.62 ФЗ № 20-ФЗ, в период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы предвыборной агитацией признаются:

1) призывы голосовать за федеральный список кандидатов (федеральные списки кандидатов) или против него (них) либо за кандидата (кандидатов) или против него (них);

2) выражение предпочтения какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, какому-либо кандидату (каким-либо кандидатам), в частности указание на то, за какую политическую партию, какой федеральный список кандидатов, какого кандидата (каких кандидатов) будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с частью 2 статьи 60 настоящего Федерального закона);

3) описание возможных последствий допуска того или иного федерального списка кандидатов к распределению депутатских мандатов, избрания того или иного кандидата;

4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

5) распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей;

6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидату (кандидатам).

Согласно ч.9.1 ст.62 вышеуказанного ФЗ, использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в следующих случаях:

1) использование политической партией изображений выдвинутых ею кандидатов (в том числе в составе федерального списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц;

2) использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.

В случаях, указанных в части 9.1 настоящей статьи, получение согласия на использование соответствующих изображений не требуется.

На основании ч.4 ст.68 ФЗ № 20-ФЗ, все печатные и аудиовизуальные предвыборные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя и отчество лица, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя и отчество лица), заказавшей (заказавшего) данные материалы, а также информацию о тираже, дате изготовления этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.

Часть 5 ст.68 ФЗ № 20-ФЗ предусматривает, что экземпляры печатных предвыборных агитационных материалов или их копии, экземпляры или копии аудиовизуальных предвыборных агитационных материалов, фотографии, экземпляры или копии иных предвыборных агитационных материалов, а также электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде до начала их распространения должны быть представлены кандидатом - в соответствующую окружную избирательную комиссию.Запрещается изготовление предвыборных печатных агитационных материалов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, не выполнивших требования, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, либо по договору с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также изготовление предвыборных агитационных материалов без предварительной оплаты из средств соответствующего избирательного фонда, с нарушением требований, предусмотренных частями 7, 8, 8.1 и 9.1 статьи 62 настоящего Федерального закона, частью 4 настоящей статьи (часть 7 ст.68 ФЗ № 20-ФЗ).

Аналогичные положения содержит ст.54 ФЗ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

Из материалов дела следует, что 7 сентября 2021 года кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Еремеев Г.Н., выдвинутый политической партией «Политическая партия РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ» по одномандатному избирательному округу Самарская область – Красноглинский одномандатный избирательный округ № 160 подал уведомление в Избирательную комиссию об изготовлении предвыборного печатного агитационного материала – листовка формата А4, офсетная бумага, 2+0, тираж 3000 экземпляров.

К уведомлению приложены: экземпляр предвыборного печатного агитационного материала, электронный образ предвыборного агитационного материала в машиночитаемом виде, платежное поручение от 1 сентября 2021 года № 2767 на сумму 5 292 рубля, договор от 1 сентября 2021 года № 359, заключенный с АО «Типография «Сокол-Т».

9 сентября 2021 года Избирательная комиссия Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа Самарская область – Красноглинский одномандатный избирательный округ № 160 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва приняла постановление № 17/29-6, согласно которому признан незаконным печатный агитационный материал кандидата Еремеева Г.Н. – листовка формата А4 с выходными данными: «Избирательный счет кандидата № в ПАО «Сбербанк», отпечатано АО Типография «Сокол-Т», ИНН 6316052937, г.Самара, ул.Революционная, 133а. Заказ № 359 от 01.09.2021 г. Тираж: 3000 экз.», запрещено кандидату Еремееву Г.Н. распространять вышеуказанный печатный агитационный материал, направить представление в ГУ МВД РФ по Самарской области о пресечении противоправной агитационной деятельности, разместить постановление на официальном сайте Избирательной комиссии Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Из текста постановления следует, что избирательной комиссией проведена проверка соблюдения условий выпуска и распространения предвыборного печатного агитационного материала, установленных ст.68 ФЗ № 20-ФЗ и установлено, что сведения о юридическом адресе организации, изготовившей агитационный материал, не в полной мере соответствует выходным данным, содержащимся в предвыборном печатном агитационном материале – листовке формата А4, в части сведений о юридическом адресе организации, изготовившей данный агитационный материал, отсутствует указание на лицо, заказавшее данный агитационный материал, дата изготовления этого материала, указание об оплате его изготовления из средств соответствующего избирательного фонда. Кроме того, в печатном агитационном материале кандидата Еремеева Г.Н. содержатся фотографические изображения М.Шевченко, Д.Потапенко, Р.Курбанова.

Согласно выходным данным, содержащимся в представленной листовке, Избирательный счет кандидата № в ПАО «Сбербанк», отпечатано АО Типография «Сокол-Т», ИНН 6316052937, <адрес>. Заказ № 359 от 01.09.2021 г. Тираж: 3000 экз.

    В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, АО «Типография «Сокол-Т» имеет адрес: <адрес>.

    Таким образом в представленном печатном материале не полностью указан юридический адрес типографии, отсутствует указание на лицо, заказавшее данный агитационный материал, дата изготовления этого материала, указание об оплате его изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, что не отрицалось в судебном заседании административным истцом, который также пояснил, что в настоящее время данные недостатки исправляются типографией.

С учетом того, что административный истец сам определил печатный материал как агитационный, подал соответствующее уведомление в Избирательную комиссию, в печатном материале выявлены нарушения федерального законодательства, суд полагает, что оспариваемое постановление принято административным ответчиком в установленном законом порядке, в пределах своей компетенции, обоснованно, с соблюдением норм выборного законодательства.

    Доводы о том, что представленный в Избирательную комиссию печатный материал не является агитационным, суд полагает необоснованными, поскольку кандидат Еремеев Г.Н. собственноручно написал уведомление в Избирательную комиссию об изготовлении предвыборного печатного агитационного материала, приложив рассматриваемый печатный материал, то есть самостоятельно определил печатный материал, как агитационный материл, определив содержание, форму и методы своей агитации.

Договор на изготовление полиграфической продукции заключен с АО Типография «Сокол-Т» кандидатом в депутаты Еремеевым Г.Н., оплата произведена из средств избирательного фонда кандидата, что свидетельствует об изготовлении печатного материала именно кандидатом.

Из текста печатного материала следует, что Еремеев Г.Н. указывает на осуществление им правозащитной деятельности, имеет более 20 лет судебной практики. При этом, данный вид деятельности не является его профессиональной деятельностью, то есть имеет место распространение информация о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей. Текст содержит информацию о внесении в Государственную Думу РФ законопроекта «О люстрации (запрете деятельности) 4 парламентский партий» - Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия, находящихся 20 лет у Власти в Государственной Думе – с целью искоренения коррупции, увеличения продолжительности жизни и численности Россиян, ликвидации нищеты, как социального явления, что способствует формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, что свидетельствует о наличии признаков агитационного материала.

     В настоящее время Еремеев Г.Н. обратился в АО Типография «Сокол-Т» в целях исправления недостатков в печатном материале в части полного указания юридического адреса АО Типография «Сокол-Т», даты изготовления листовки, фамилии заказчика и т.д., то есть административный истец принимает меры к изготовлению агитационного печатного материала, в соответствии с требованиями выборного законодательства.

В печатном материале имеется фотография кандидата в депутаты Еремеева Г.Н., а также содержатся фотографии М.Шевченко, Д.Потапенко и Р.Курбанова.

Еремеев Г.Н. в судебном заседании указывал, что имеется письменное разрешение на размещение фотографий указанных выше лиц, при этом данные доказательства суду не представил.

Судом установлено, что нарушение вышеприведенных норм федерального законодательства, в печатном изображении помимо изображения самого административного истца, использованы изображения иных, определенных и достоверно узнаваемых физических лиц.

Ссылка Еремеева Г.Н., что его фотография находится среди неопределенного круга лиц, является несостоятельной, поскольку рядом с фотографией административного истца расположены фотографии трех лиц, под которыми имеется конкретные определенные имена и фамилии, то есть круг лиц, рядом с которыми расположена фотография административного истца, является определенным.

Доводы административного истца о том, что имеются новые обстоятельства: листовка допечатана в типографии в целях исправления имеющихся недостатков и получено письменное разрешение у лидеров партии РПСС на размещение их фото на печатном материале, не могут служить основанием для отмены принятого Избирательной комиссией Самарской области оспариваемого постановления, поскольку на момент его принятия печатный материал имел указанные в постановлении недостатки в части указания адреса типографии, отсутствия указания на лицо, его заказавшее, дата его изготовления, указание об оплате. Наличие разрешения лидеров партии РПСС на размещение их фото на печатном материале не виляет на законность принятого постановления, поскольку согласно ч.7 ст.68 ФЗ № 20-ФЗ, запрещается изготовление предвыборных печатных агитационных материалов с нарушением требований, предусмотренных ч.9-1 ст.62, ч.4 ст.68 ФЗ.

Таким образом, в совокупности представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление Избирательной комиссии Самарской области от 9 сентября 2021 года № 17/29-6 принято в соответствии с требованиями законодательства и оснований для признания его незаконным и отмены не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.241-243, 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Красноглинскому одномандатному избирательному округу № 160 Еремеева Григория Николаевича к избирательной комиссии Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа Самарская область – Красноглинскому одномандатному избирательному округу № 160 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва о признании незаконным и отмене постановления от 09 сентября 2021 года № 17/29-6 «О предвыборном печатном агитационном материале кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Красноглинскому одномандатному избирательному округу № 160 Еремеева Григория Николаевича, выдвинутого Политической партией «Политическая партия РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ» по одномандатному избирательному округу Самарская область – Красноглинский одномандатный избирательный округ № 160» отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение 5 дней со дня принятия судом решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 12 сентября 2021 года.

Председательствующий:                    М.А.Панкова

3а-1662/2021 ~ М-1522/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Еремеев Г.Н.
Прокуратура Самарской области
Ответчики
Избирательная комиссия Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа Самарская область - Красноглинский одномандатный избирательный округ № 160
Суд
Самарский областной суд
Судья
Панкова М. А.
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
10.09.2021Регистрация административного искового заявления
10.09.2021Передача материалов судье
10.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
10.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.09.2021Судебное заседание
12.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее