Дело № 2-310/2024
УИД 75RS0021-01-2024-000415-68
Категория дела 2.211
решение
именем российской федерации
21 июня 2024 года с. Улеты
Улетовский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Гарголло А.Ю.
при секретаре Цыдыпове Б.Б.
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Улетовского района Рябоконь Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Улетовского района Забайкальского края, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения «Николаевское» муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края о возложении обязанности по обеспечению наличия автономного источника электроснабжения на источниках наружного противопожарного водоснабжения в с. Николаевское,
установил:
прокурор Улетовского района, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Улетовский районный суд с указанными исковыми требованиями, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой района проведена проверка готовности населенных пунктов района к пожароопасному периоду 2024 года, полноты мер, принятых органами местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что источники наружного противопожарного водоснабжения сельского поселения «Николаевское», предназначенные для нужд пожаротушения, а именно: водонапорная башня по адресу: с. Николаевское, ул. Партизанская, 1А, водонапорная башня по адресу: с. Николаевское, ул. Молодежная, Б/№ не оборудованы автономными резервными источниками электроснабжения. Учитывая, что водонапорные башни должны быть приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года, для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни, предназначенной для нужд пожаротушения, предусматриваются автономные резервные источники электроснабжения, администрацией сельского поселения «Николаевское» не в полной мере принимаются первичные меры пожарной безопасности. Просит возложить на администрацию сельского поселения «Николаевское» муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края обязанность в срок до 01 сентября 2024 года обеспечить наличие автономного резервного источника электроснабжения на источниках наружного противопожарного водоснабжения: на водонапорной башне по адресу: с. Николаевское, ул. Партизанская, 1А, на водонапорной башне по адресу: с. Николаевское, ул. Молодежная, Б/№.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Улетовского района Забайкальского края Рябоконь Л.М. заявленные исковые требования поддержала по указанным в исковом заявлении основаниям, на их удовлетворении настаивала.
Представитель ответчика, действующий на основании прав по должности, и.о. главы сельского поселения «Николаевское» ФИО4 о дате, времени, месте рассмотрения гражданского дела извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, в срок до судебного заседания представила отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать, полагая, что норма права, предусматривающая наличие автономных резервных источников энергоснабжения, для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни, предназначенной для нужд пожаротушения – носит рекомендательный, а не конкретизированный характер и не налагает на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению каждого источника водоснабжения автономным резервным источником электроснабжения. Кроме того, водонапорные башни, находящиеся в собственности сельского поселения «Николаевское» предназначены для снабжения населения и организаций водой для пищевых и хозяйственных нужд, а не для пожаротушения. Водонапорные башни приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года, то есть имеются специальные водоналивные устройства, которые могут функционировать как в летний, так и в зимний период. Также в администрации муниципального района «Улетовский район имеется передвижной автономный резервный источник электроснабжения, который в случае необходимости может быть доставлен в сельское поселение «Николаевское» и подключен к источнику пожарного водоснабжения. Помимо этого просит учесть обязанность АО «Читаэнергосбыт», с которым у администрации сельского поселения «Николаевское» заключен муниципальный контракт, по бесперебойному предоставлению электрической энергии. Суду представлено заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия представителя ответчика.
В соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения дела была заблаговременно размещена на интернет-сайте Улетовского районного суда Забайкальского края.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Согласно ч. 1 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 13 «О применении норм гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований статей 167 ГПК РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частями 1, 3 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, свидетельствует об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и представление своих интересов, поэтому не препятствует рассмотрению судом дела по существу.
Таким образом, решая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствии неявившихся сторон, с учетом того, что неявка лица, извещавшегося в установленном порядке о месте и времени рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, и не является препятствием для рассмотрения дела по существу, в соответствии ст. 167 ГПК РФ, судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав доводы истца, ознакомившись с позицией ответчика, изучив письменные материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 67 ГПК РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (ч. ч. 1 - 4).
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации») предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения городского и сельского поселений.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяет Федеральный закон № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности», который также регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Согласно ст. 1 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности – действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
В силу ст. 3 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ст. 10 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии со ст. 19 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
Согласно ст. 62 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 68 ФЗ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. К наружному противопожарному водоснабжению относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; пожарные резервуары.
В соответствии с п. 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, настоящие Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п. 53 Правил, водонапорные башни должны быть приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года. Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды, предназначенной для нужд пожаротушения, не допускается. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни, предназначенной для нужд пожаротушения, предусматриваются автономные резервные источники электроснабжения.
В соответствии с п. 75 Правил органами местного самоуправления городских и сельских поселений создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водных источников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Таким образом, решение вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений являются обязанностью органов местного самоуправления поселений.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и требований нормативных документов по пожарной безопасности (ч. 1 ст. 6 ФЗ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
В развитие положений ст.ст. 62, 68 и 99 ФЗ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» разработан свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», который утвержден Приказом МЧС России от 30 марта 2020 года № 225 (далее - СП 8.13130).
Настоящий свод правил устанавливает нормы расхода воды на наружное пожаротушение, требования к расчетному количеству одновременных пожаров, свободным напорам в наружной водопроводной сети, размещению пожарных гидрантов и другие требования пожарной безопасности, необходимые для проектирования систем водоснабжения, обеспечивающих противопожарные нужды, а также требования к пожарным резервуарам и водоемам.
Согласно п. 4.1 СП 8.13130 в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения.
Из системного анализа указанных выше норм права следует, что обязанность о обеспечению наличия автономного источника электроснабжения на источниках наружного противопожарного водоснабжения является не рекомендательной а императивной нормой права, в связи с чем не может быть данный довод не может быть принят судом и отклоняется, как основанный на неверном толковании норм материального права. Кроме того, необходимость подключения автономного источника электроснабжения на источниках наружного противопожарного водоснабжения может возникнуть в результате обстоятельств непреодолимой силы, коими является в том числе пожар, что делает обязанность АО «Читаэнергосбыт» по бесперебойной поставке электрической энергии на основании заключенного муниципального контракта невозможной ввиду указанных обстоятельств.
Пожар является стихийным бедствием, которое в некоторых ситуациях невозможно локализовать в течение короткого времени, и которое может распространяться масштабно, что не исключает задействованность автономного источника электроснабжения, находящегося в администрации муниципального района «Улетовский район» в ином населенном пункте, пострадавшем от указанной стихии, что исключает возможность использования его на источниках наружного противопожарного водоснабжения с. Николаевское, в том числе, учитывая отдаленность.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что на территории села Николаевское имеется две водонапорных башни: по адресу ул. Партизанская, 1А и Молодежная, Б/№, находящиеся в реестре муниципальной собственности и не оборудованные автономными резервными источниками электроснабжения (л.д. 8-10).
Согласно ст. 220 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Требования прокурора, предъявленные в защиту интересов неопределенного круга лиц, согласуются с положениями части 1 статьи 45 ГПК РФ, поскольку направлены на защиту интересов инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно ст. 206 ГПК РФ суд может принять решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия и в установленный срок.
Учитывая, что в исковых требованиях, истец просит установить срок для исполнения возлагаемых обязанностей для ответчиков – в срок до 01 сентября 2024 года, суд приходит к выводу, что данный срок является объективно достаточным.
На основании установленных по делу обстоятельств и собранных доказательств суд считает иск подлежащим удовлетворению и приходит к выводу о том, что следует возложить на администрацию сельского поселения «Николаевское» Улетовского района Забайкальского края обязанность по обеспечению наличия автономного источника электроснабжения на источниках наружного противопожарного водоснабжения в срок до 01 сентября 2024 года.
Правила определения размера судебных расходов, понесенных стороной, судом при рассмотрении дела, в том числе установлены ст.ст. 98, 103 ГПК РФ, а размер государственной пошлины рассчитывается исходя из положений статьи 333.19 НК РФ.
Согласно положениям ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор освобожден от обязанности по уплате государственной пошлины.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика администрации сельского поселения «Николаевское» Улетовского района Забайкальского края не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Улетовского района Забайкальского края, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на администрацию сельского поселения «Николаевское» Улетовского района Забайкальского края (ИНН 7522003535) обязанность в срок до 01 сентября 2024 года обеспечить наличие автономного источника электроснабжения на источниках наружного противопожарного водоснабжения: на водонапорной башне по адресу: с. Николаевское, ул. Партизанская, 1А, на водонапорная башне по адресу: с. Николаевское, ул. Молодежная, Б/№.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Улетовский районный суд Забайкальского края.
Судья А.Ю. Гарголло
Решение в окончательной форме принято 28 июня 2024 года.