Судья Мокрушин О.А.
Дело № 72-447/2023
УИД 59RS0002-01-2023-001968-98
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 18 сентября 2023 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола секретарем Каско Н.С., с участием защитника Ермиловой А.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 12 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю» Лялюшкиной Нели Андреевны на решение судьи Индустриального районного суда г. Перми от 02 августа2023 г., решение заместителя руководителя ГУФССП России по Пермскому краю от 31 марта 2023 г., постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Губахе и г. Гремячинску ГУФССП России по Пермскому краю от 14 февраля 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 12 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю»,
у с т а н о в и л:
постановлением врио начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Губахе и г. Гремячинску ГУФССП России по Пермскому краю от 14 февраля 2023 г. №59016/23/54899, оставленным без изменения решением заместителя руководителя ГУФССП России по Пермскому краю от 31 марта 2023 г. №20, Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 12 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю» (далее - ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Индустриального районного суда г. Перми от 02августа 2023 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы защитника ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю Лялюшкиной Н.А., указанные постановление и решение должностных лиц оставлены без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Лялюшкина Н.А. просит решение судьи районного суда, постановление и решение должностных лиц отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава вменяемого правонарушения, либо снизить размер административного штрафа ниже низшего предела. В обоснование жалобы указывает, что ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю на протяжении продолжительного времени проводит работу по выполнению решения суда от 21 июня 2018 г. Указанное решение исполнено частично, в настоящее время исполнение в части получения решения о предоставлении водного объекта в пользование невозможно, в действиях учреждения отсутствует вина.
В судебном заседании в краевом суде законный представитель ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, защитники Лялюшкина Н.А., Гиниятова В.В., извещенные надлежащим образом, участие не принимали.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела по жалобе, материалы дела об административном правонарушении № 2436/23/59016-АП, материалы дела № 20 по жалобе на постановление, исполнительное производство №17569/20/59016-ИП, материалы дела об административном правонарушении № 1714/20/59016-АП, судья краевого суда приходит к следующему.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статьей 113 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается ответственности, в том числе административной.
В соответствии с частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 11 марта 2020 г. в отношении должника ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю было возбуждено исполнительное производство № **-ИП на основании исполнительного листа серии ФС № 024323661, выданного 21 июня 2018 г. Губахинским городским судом Пермского края на основании вступившего в законную силу 19 июня 2018 г. решения по делу № 2-460/2018, которым на ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю возложена обязанность в срок один год шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу: получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить решение о предоставлении водного объекта в пользование, в отношении ручья Ольховка; получить решение о предоставлении водного объекта, ручей Ольховка, в пользование в целях сброса сточных вод.
Требования исполнительного документа в части получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю выполнены. В остальной части требования исполнительного документа в срок для добровольного исполнения не выполнены.
07 сентября 2020 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску УФССП России по Пермскому краю вынесено постановление о взыскании с ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю исполнительского сбора.
С указанного времени судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску УФССП России по Пермскому краю неоднократно требованиями устанавливался срок для исполнения исполнительного документа.
24 июня 2022 г. ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение требований вышеуказанного исполнительного документа, которое вступило в законную силу 05 июля 2022 г.
24 января 2023 г. ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю вновь вручено требование об исполнении требований исполнительного документа в срок до 29 января 2023 г.
Неисполнение содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, послужило основанием для привлечения ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства подтверждаются исполнительным листом серии ФС №024323661, постановлением о возбуждении исполнительного производства от 11 марта 2020 г., постановлением о наложении административного штрафа от 24 июня 2022 г., требованием судебного пристава-исполнителя от 24 января 2023 г., другими собранными по делу доказательствами.
Принимая во внимание, что после наложения на ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю административного штрафа, содержащееся в исполнительном документе требование в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем, не исполнено должником, должностное лицо и судья городского суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценка имеющихся в деле доказательств произведена судьей городского суда по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений статей 1.5, 2.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рамках производства по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как должник по исполнительному производству ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю не только имеет права, но и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 02 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», неисполнение которых влечет, в том числе административную ответственность.
Указанные заявителем жалобы доводы не свидетельствуют, что должником были приняты своевременно все зависящие от него и исчерпывающие меры, направленные на исполнение требований конкретного исполнительного документа в установленный срок.
Согласно доводам жалобы, мероприятия по строительству очистных сооружений для нужд ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю были включены в Федеральную целевую программу «Развитие уголовно-исполнительной системы» (2018-2030). В 2019 году принято решение об исключении данных мероприятий ввиду нехватки финансирования. ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в 2019 году направлялось письмо во ФСИН России о не исключении учреждения из данной программы, в 2020 году – письмо с просьбой о включении учреждения в программу, а также в 2023 году направлено предложение о рассмотрении вопроса включения строительства очистных сооружений для ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в программу.
Однако, указанные обстоятельства не свидетельствуют о совершении ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю всех зависящих от него мер по надлежащему исполнению требований исполнительного документа.
Ссылки заявителя жалобы на то, что имущество находится в оперативном управлении ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, а главным распорядителем бюджетных средств является ГУФСИН России по Пермскому краю, не свидетельствует об отсутствии возможности принять своевременные и достаточные меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, об отсутствии вины ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю. В данном случае обязанность по исполнению требований исполнительного документа лежит именно на ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю.
Информация о том, какие меры были приняты после получения требования о необходимости исполнить конкретный исполнительный документ в срок до 29 января 2023 г. учреждением не представлена. Следует также учесть, что решение суда вынесено в 2018 году, ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю был предоставлен срок 1 год 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу для исполнения решения суда, исполнительное производство возбуждено в 2020 году, неисполнение требований исполнительного документа является длительным.
Частичное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, не является основанием для освобождения ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю от административной ответственности, поскольку данные требования подлежат исполнению в полном объеме и в установленный срок.
Принятые меры в данном случае не исключают виновное бездействие ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю как должника, поскольку с очевидностью не свидетельствуют о возможных исчерпывающих и своевременных мерах, направленных на исполнение судебного акта.
С учетом длительности периода неисполнения исполнительного документа лицом, на которого возложена соответствующая обязанность, непринятием учреждением своевременных, необходимых и достаточных мер по исполнению судебного решения, а также требований судебного пристава-исполнителя в установленный срок, судья городского суда обоснованно пришел к выводу о законности постановления о привлечении ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю к административной ответственности.
Доказательств, подтверждающих объективное существование уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для исполнения, в материалах дела не имеется, как не имеется доказательств того, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными препятствиями, находящимися вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях надлежащего исполнения. В этой связи полагать, что отсутствует вина ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований не имеется.
Выводы о наличии в деянии ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю состава вменяемого правонарушения являются мотивированными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностными лицами и судьей городского суда норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судьей допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Административное наказание ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о снижении размера административного штрафа на основании положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были рассмотрены судьей городского суда и обоснованно отклонены, поскольку с учетом санкции части 2 статьи 17.15 настоящего Кодекса данные положения не применимы.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю допущено не было.
При таком положении оснований для отмены постановления должностного лица, решения вышестоящего должностного лица, решения судьи городского суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Губахе и г. Гремячинску ГУФССП России по Пермскому краю от 14 февраля 2023 г. №59016/23/54899, решение заместителя руководителя ГУФССП России по Пермскому краю от 31 марта 2023 г. № 20, решение судьи Индустриального районного суда г. Перми от 02 августа 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю оставить без изменения, жалобу защитника Лялюшкиной Нели Андреевны - без удовлетворения.
Судья - (подпись)